Меценат: кто это простыми словами

Кто такой меценат

Меценат — кто это?

Оказывающий помощь деятелям искусства, больницам, музеям или развитию спорта может ли считаться меценатом? Основываясь на определении понятия, можно сказать, что не вся вышеперечисленная деятельность относится к меценатству. Само понятие является скорее частью такого обширного значения как благотворительность. Меценатство — узкая его составляющая, направленная на помощь искусству, осуществляемая бескорыстно.

Бескорыстие выгодно отличает направление от спонсорства, схожего по своей структуре, но имеющего серьезное отличие в необходимости получить прибыль от вложений в спонсируемый проект. Меценат же не ждет отклика от своих вложений, рассчитывая лишь в дальнейшем процветании самого проекта.

Так же обстоит дело и с самим понятием «благотворительности», которое объединяет несколько узких направлений, но в целом основано на сострадании.

Меценатство может быть направлено как на физическое лицо, так и на конкретную организацию, осуществляющую свою деятельность в сфере искусства.

Термин

Свое происхождение название берет от имени римского вельможи, зарекомендовавшего себя как помощника гонимых властью поэтов и писателей времен Октавиана. Благодаря его деятельности мир знаком с таким произведением как «Энеида», а также множеством других творений, созданных поэтами древности.

Будучи влиятельной фигурой, не боявшейся заступиться за неугодного поэта, Гай Меценат стал достойнейшей личностью, заслужившей остаться в памяти потомков, поэтому его именем назван термин, характеризующий деятельность, которой занимался древний римлянин.

Как возникло направление

Нельзя точно определить время возникновения термина, потому что деятели искусства и культуры нуждались в покровительстве всегда. Во все времена существовали опальные писатели, помощь которым приходила из разных источников. Причины для ее оказания могли быть самыми разными, были и по истине влюбленные в искусство люди, стремящиеся оказать творцам поддержку, а порой дань моде становилась основным рычагом к поддержке поэтов-бунтарей.

Вплоть до распада феодального строя поэты и художники находились в, своего рода, рабстве власти, которая оказывала им поддержку вместо гонения. Так было в античные времена и в Средние века.

Лишь в период правления королей «домашнее рабство» приобретает форму различного рода наград и поощрений. Меценатство начинает раздавать придворные должности и почетные звания, обретая более приемлемую и завуалируемую форму поддержки.

Что движет меценатами

Российская форма меценатства, прежде всего, существует в оказании денежной поддержки культуре. Эта помощь является бескорыстной, оказывая материальную поддержку, дающий ее не ожидает ответных даров и прибыли. В западной форме данной деятельности более присущ принцип «ты мне — я тебе» — обоюдная помощь мецената и государства. Ответным действием власти может быть освобождение благотворителя от налогов или снижение их размеров.

И все же, основной движущей силой меценатства выступает высокий уровень нравственности благотворителей. Их желание видеть развитие искусства, сопровождаемое милосердием и состраданием меценатов. Свой расцвет в России направление получило в начале XX века.

Развитие в России

  • Свое развитие понятие меценатство получило в конце XVIII века. Одним из первых меценатов был Александр Строганов, Граф получил свою известность благодаря любви к коллекционированию. Его страсть к составлению коллекций картин разбавляло стремление к поддержке русских поэтов. Оставаясь главой Академии художеств до самой кончины, граф возглавлял, курируемую им, Публичную библиотеку. По инициативе представителя знати началось привлечение отечественных архитекторов к строительству, ставшим в дальнейшем, культовых сооружений Петербурга.
  • Дальнейшее развитие меценатства зависело от деятельности купцов России. Вопреки расхожему мнению, большинство купеческой знати обладало образованием и хорошим вкусом. Именно благодаря данному сословию меценатство в России укоренилось и продолжило свой путь. Воспитанные на традициях потомки старообрядцев считали своим долгом развитие России и несли ответственность перед Всевышним за свое богатство, что приводило к оказанию помощи деятелям искусства. Получалось, что меценаты руководствовались, прежде всего, зовом сердца, а не принуждением.
  • Еще одним ярчайшим даром меценатства России стала открытая в Москве галерея, собранная из выкупленных купцами Третьяковыми ярчайших произведений искусства. Художественная галерея продолжает и сегодня просвещать население страны, приобщая все больше поколений к искусству и культуре.

Современное общество нуждается в меценатстве также, как и во времена зарождения данного направления благотворительности. Однако необходимо помнить, что меценатство не является способом обогатиться, а лишь зовом сердца, стремящимся к повышению культурного уровня страны.

Меценатство и его покровители. Меценаты – кто они?

Меценат – кто это? Что это за человек? Чем занимаются меценаты? Какую пользу они приносят обществу?

В нашей стране сейчас не самые легкие времена. Уровень культуры находится в тяжелой ситуации. Большинство театров, музеев, библиотек, особенно в провинциальных городах, остро нуждаются в поддержке.

Если раньше библиотеки, музеи посещало немалое количество людей разных возрастов, то сейчас же их становится с каждым годом все меньше и меньше. И это ужасно, ведь с появлением глобальной сети интернет, многие забыли дорогу в библиотеки, а с появлением гаджетов и то, как выглядит старая книга. А сколько музеев по стране были закрыты за ненужностью!

Если провести социальный опрос среди населения на тему меценатства, то процент вразумительного ответа не велик. Слово знакомо многим, а вот дать интерпретацию сможет не всякий, независимо от возраста. Осознавая это, становится грустно, потому что наша великая страна была известна своей благотворительностью и меценатством.

Термин ‘Меценат’

Меценат – это человек, который оставляет немалый след в жизни государства. Не тайна, что есть такие состоятельные люди, бизнесмены, предприниматели, которые финансируют детские дома, онкологические центры, детский спорт, музыкантов, мастеров живописи, молодых писателей и т.д. Благотворительностью называется щедрость на определенные вещи, лекарственные препараты и прочие источники.

Меценат — это личность, дарственно помогавшая в формировании науки и искусства, предоставляет денежную помощь из личных средств. Меценат простыми словами это благотворитель, альтруист.

Меценатство — это отечественная традиция, отражающая духовную возможность российского общества. Если обернуться к истокам культурного развития нашей страны, стоит помнить о русских меценатах, благодаря им русская культура поднялась на высшую ступень развития. Именно с помощью меценатов были открыты Щукинское училище, Третьяковская галерея, Московский театр художников.

Восстановление интеллектуальности помогло выйти России из экономического кризиса. За счет финансирования меценатов были созданы мемориалы нашей культуры. Монументы и сейчас не оставляют жителей нашего огромного государства равнодушными.

Хроники происхождения Меценатства в России

Название меценат возникло от древнеримского подвижника Гая Цильния Мецената. Он являлся благодетелем искусств при императоре Августе. Корни меценатства в нашем государстве уходят в глубокую древность. Государи, цари помогали при постройке храмов, дворцов, а также иконописцам, писателям, художникам и т.д. Значительный взлет в участии меценатов был во времена Екатерины II. Этот период можно назвать периодом коллекционирования. К примеру, Граф Орлов создал замок, в котором расположилась огромная библиотека.

Серьезным собирателем и меценатом был Безбородко А.А. У него в собственности была картинная галерея, в дальнейшем все было передано Академии художеств. Род Демидовых являлись тоже благотворителями, они передали выдающуюся коллекцию минералов Московскому университету. Потомок великого полководца Румянцева-Задунайского собрал большое собрание раритетных рукописей, книг, медалей, монет.

Нужно отметить и род Шереметьевых, он оказывал помощь театрам, хорам, ансамблям. У благодетелей на социальное благо формировались специальные правила. Аристократы были награждены высочайшими государственными наградами, купцы награждались дворянскими титулами. Поднимаясь и крепнув ценности сохранились и по сегодняшний день.

Меценаты XIX-XX веков

Русские люди в подавляющем большинстве разнились от европейцев своим подходом к вопросу предоставления помощи представителям культуры и искусств. В нашей стране меценатство это материальное содействие, которое не несет в себе интереса для себя.

В Европе отнюдь за счет занятиями благотворительностью снижали налоги для благотворителей или во все избавляли от них. Поэтому бескорыстна ли была их помощь, судите сами.

  1. Первый купец, потянувшийся к меценатству во второй половине 19 столетия, стал Кокорев В.А. Купец являлся винным откупщиком и железнодорожным подрядчиком. Кокорев первым основал и вложил немалое количество денег в первое хранилище произведений живописи. В ней было около 600 произведений живописи, которые он сам собрал. Также его имя прославилось благодаря открытию жилища для юных талантов в Тверской области.
  2. Невероятно яркой особой был коммерсант из Москвы, пайщик текстильных фабрик, банка и пивоваренного общества – Солдатенков К.Т. Являвшийся книжным издателем он, не освоив начальную школу, плохо читал, не считая старообрядческие книги. Он издавал их, тем самым старался пополнить русскую культуру. Занимался переводами с французского языка, собрал около 8 тысяч книг и 15 тысяч экземпляров журналов, в его владении была галерея картин, хранящая около 270 произведений искусств. Все это Солдатенков К.Т. отписал музею м. Румянцева. Данный коммерсант не щадил деньги и на культуру, и на потребности общества. Он пытался помочь с образованием и с лечением населению, являлся основателем Боткинской больницы.
  3. Сыновья династии Щукиных, в частности – второй сын Петр (а их было 4: Сергей, Дмитрий, Петр. Иван) во время прохождения практики в Лионе скупал книги французских писателей, гравюры. Скупая барахло на Сухаревском базаре в столице, он на длительное время погружался в мешки, наполненные покупками и отбирал все самое лучшее. После смерти отца его возможности в разы увеличились. Появились финансы, и он взялся за строительство двухэтажного дома с целью расположения своей коллекции. Осенью 1893 года открывается его собственный музей, в котором имеют свое место быть единственные в своем роде документы – Евангелии 13 века, древнее оружие, отечественный фарфор, памятники прикладного искусства. В 1896 году музей стал свободным для всех без исключения.
  4. Сергей Щукин (брат Петра) собрал коллекцию произведений живописи известных художников, таких как Гоген, Ван Гог, Матисс, Ренуар. Насчитывалось примерно 221 полотно. Дмитрий Щукин любил коллекционировать живопись, в его коллекции насчитывалось 604 полотна, они являлись произведениями западной жизни 16-17 веков. В будущем часть коллекции братьев Щукиных была отдана в дар музею изобразительных искусств А. С. Пушкина.
  5. В ряду людей-меценатов были и те, кто жертвовал денежные средства из-за любви к культуре России, но они не кичились этим. Меценатами без излишеств считается династия Третьяковых. Именно им принадлежит Третьяковская галерея.

Братья Третьяковы Павел и Сергей родились в коренной купеческой семье, они имели превосходное образование (были частыми посетителями Малого и Большого театра). Получив образование, они с успехом развивали промысел родителя – торговля льняным полотном. Оба брата были неравнодушны к искусству.

Сергей Михайлович Третьяков за свои шестьдесят лет своей жизни собрал 84 произведения, 52 из них принадлежали и зарубежным живописцам. После его ухода из жизни все по наследству перешло его брату Третьякову Павлу Михайловичу. В дальнейшем все произведения он подарил хранителям произведений живописи. Павел Михайлович тратил не малое состояние на куплю картин. Он был очень прилежным в своих расходах, не чествовал роскошь, но оказывал денежную помощь художникам, находящимся в тяжелом положении. Павел Михайлович на удивление считался скромнейшим человеком, редко выходил в принадлежащую ему галерею в присутствии посетителей.

  • В 19 веке меценатством промышляли не только люди состоятельные, но и обычные люди. Само собой, их вклад был не огромен, но отмечается, что такие люди отдавали стране многое. Немалые инвестиции внес С.И. Мамонтов. Свое состояние он сколотил на сооружении железных путей. Помог художникам и актерам театра создать Московскую частную оперу, позже в ней распивались такие знаменитости как Рахманинов и Шаляпин. С.И. Мамонтов очень чтил оперу, и с превеликим удовольствием ее финансировал. Принадлежащая ему Московская частная опера успешно превзошла все предположения в 1896 году, после чего опера являлась существенным событием культурной страницы в стране.
  • Список меценатов в России огромен, всех лиц, которые безвозмездно вкладывали свои средства в искусство, культуру, науку, не задумывались о доходах. Не забывайте, что меценатством загорались люди разного типа и финансового положения.

    А что сейчас?

    В современном же мире благотворительность существует, но средства массовой информации освящают ее крайне редко. Существуют благотворительные фонды, есть спонсоры, но о них известно крайне редко.

    На слуху у многих миллионер Владимир Потанин, этот коммерсант инициативно участвует в акциях помощи и заявил, о завещании всего своего миллионного состояния на благотворительные нужды. Благотворительный фонд Владимира Потанина занимается не малыми проектами в области культуры и образования.

    Также отметим и Дерипаска О.В., ему принадлежит фонд «Вольное дело», он занимается образованием, культурой, спортом и наукой. Вдобавок фонд финансирует монастыри, Эрмитаж, и не малое количество театров по России.

    Корпорация «Уралсиб» Цветков Никола основал фонд «Виктория», он помогает детям-сиротам.

    Благотворительностью занимаются и такие компании:

    • «Газпром»;
    • «ЛУКОЙЛ»;
    • «Банк Альфа»;
    • фонд Первого канала «Подари Жизнь», помогающий детям с пороками развития и с оплатой лечения сложных дорогостоящих операций и другие.

    Заключение

    Занятия, добровольным безвозмездным содействием которое было направлено на формирование научной деятельности, искусства, культуры, здравоохранения, образования и других сфер, которые помогли расцвести нашей стране, считалось священной обязанностью.

    Благотворительность не преследовала меркантильные цели и не была нацелена на получение доходов. При помощи меценатов были проведены многочисленные трансформации в городе. Были отстроены поликлиники, университеты, театры, картинные галереи, исторические музеи, библиотеки и т.д. Как в центре, так и в провинции нашей не малой страны есть возможность отыскать немалое количество актов проявления благотворительности и меценатства.

    Давайте зададимся вопросом, а всякий ли предприниматель, миллионер может стать покровителем искусства? Не слышала, чтобы кто-то из современных миллионеров открыл бы картинную галерею, или подарил бы библиотеке эксклюзивные книги. Подводя итог, можно сказать, что меценатами не рождаются. Ими становятся в течение жизни, и правильно будет современным меценатам направить свои финансы на восстановление того, что было создано предшественниками столетия назад.

    А вы, дорогой читатель, сможете подарить кому-либо, например, редкую картину, книгу, монету, которая находится в вашем владении?

    Количество слов: 1297 Время на чтение: 6 мин.
    Распечатать ?
    Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 5 579 раз!
    Спасибо нашим читателям, которые оставили 1 комментарий и уже оценили статью 10 раз!

    Значение слова меценат

    меценат в словаре кроссвордиста

    меценат

    Экономический словарь терминов

    бескорыстный покровитель, способствующий развитию науки и искусства, выделяя для него материальную помощь из личных средств.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    мецената, м. (книжн. и ирон.). Богатый покровитель наук и искусств. (По имени богатого римского патриция эпохи Августа).

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    -а, м. Богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-н. делу, начинанию. Спортивные меценаты.

    прил. меценатский, -ая, -ое.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    м. Богатый покровитель наук и искусств.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    МЕЦЕНАТ (Maecenas) (между 74 и 64-8 до н. э.) в Др. Риме приближенный императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Мецената нарицательным.

    Большая Советская Энциклопедия

    Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие “меценат”:

    Википедия

    Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства , оказывающее им материальную помощь из личных средств.
    Меценатство — покровительство развитию науки и искусства.

    Название происходит от имени египтянина Гая Цильния Мецената , который был покровителем искусств при императоре Августе . Будучи доверенным лицом императора Октавиана Августа он вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи вместе с Агриппой самым влиятельным помощником Августа и принимая самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти. В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания и высказывал с полной свободой свои взгляды, нередко совершенно противоположные планам императора.

    Его имя стало неспроста нарицательным — впервые в истории была реализована мощнейшая государственная политика, проводником которой и стал Меценат. Пользуясь поддержкой императора, Меценат направил значительную долю финансов, накопленных Римской империей, на поощрение и поддержку творческой индустрии. Так была создана система государственной финансовой поддержки культуры или мира искусств. С помощью инвестиций в искусство решались политические задачи великого Рима, укрепление позиции и мощи Римской империи и её власти. Поэтому нельзя считать, что меценат — это бессребреник, который безвозмездно делает добро людям. Меценат — это тот, кто, поддерживая искусство, развивает духовность общества как необходимое условие реализации стоящих перед ним задач.

    Со временем меценатами стали называть богатых покровителей культуры , искусства и науки. Многие из них вошли в историю культуры наравне с выдающимися художниками, писателями, актерами, ибо способствовали развитию их творчества, процветанию искусства, приобщению широких масс к лучшим культурным достижениям. В качестве яркого примера меценатства можно привести семейство Медичи , представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции . Наибольшую известность они приобрели как спонсоры самых выдающихся гениев эпохи Возрождения.

    В качестве еще одного примера можно привести династию банкиров и общественных деятелей Ротшильдов , на протяжении XX века имевших наибольшее состояние в современной мировой истории. Они начинали своё восхождение к высшим слоям общества в конце XVIII века и в итоге опутали своей финансовой сетью практически все европейские дворы. История финансового успеха начиналась с антикварной лавки родоначальника династии Ротшильдов — Майера Амшеля. Скопив деньги, Майер открыл первый банк Ротшильдов, где можно было поменять деньги одних германских княжеств на другие, обменять и продать монеты и медали, антиквариат. Со временем эта тенденция лишь укрепилась — к середине XIX века половину своих активов Ротшильды вложили в произведения искусства. С одной стороны, эти инвестиции обеспечивали хороший фонд семьи на случай потрясения, а с другой — характеризовали Ротшильдов не столько как накопителей богатства, но и как людей, способных ценить прекрасное.

    Развитие меценатства в России началось с XVIII, а во второй половине XIX века наступил его расцвет. В загородных дворянских усадьбах, в городских дворцах собирались замечательные коллекции памятников российского и западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Среди известных русских меценатов значатся Мамонтов , Морозов , Рябушинский , Бахрушин и Третьяковы .

    Примеры употребления слова меценат в литературе.

    Художественный кружок в Абрамцеве, душой которого был русский предприниматель и меценат С.

    Входит Цезарь и его военный совет: Агриппа, Долабелла, Меценат, Галл, Прокулей и другие.

    Из среды тогдашнего аристократства скоро обратил на себя глаза юноша лучшей фамилии, отличившийся уже в молодых летах на государственном поприще, жаркий почитатель всего истинного, возвышенного, ревнитель всего, что породило искусство и ум человека, пророчивший в себе мецената.

    В последующие годы все бенефицианты по моему примеру ездили с визитом к Мейерхольду, и он никогда не отказывался, брал ложу, крупно платил и сделался меценатом.

    Чудесным избавлением, прокладывающим себе дорогу в пространствующий мир высших сфер, сжимающихся и мерно расширяющихся в такт ритмической сущности того нелегкого, но таинственного пространства в просветах пещер которого, занавешивающих себя сталактитами и сталагмитами, покоящихся, вечно-сущих, самососредоточенных, оснований самой музыки, развертывание которого образует легкие всякого легкого дыхания, прокалывамые лишь только склеванными ребрами музыкальных оснований композиторского скелета, обновляющегося меловой известью так и не извевшихся до музыкальных оснований вод бассейна, возникающего в подражание священному одиночеству мысли призрака, отведывающего горьковатую настойку совести в целях риторического прокашливания с привкусом времени и рябиновых ягод, которые гроздьями поглощаются в том неистовом невыносимом упорстве, уносящемся от себя самого, упускающего себя самого через певчую прорезь сознания, упрямства мышления, желающего возбудить вкус в отпавших от бытия вещах в качестве такого их внутреннего с

    Но захотелось нашим меценатам вывезти в Москву Вылку, показать как чудо.

    Выпустил Далматов за неделю анонс о моем бенефисе, преподнес мне пачку роскошно напечатанных маленьких программ, что дела-лось тогда редко, и предложил, по обычаю местному, объехать меценатов и пригласить всех, начиная с губер-натора, у которого я по поручению Далматова уже ре-жиссировал домашний спектакль.

    Если все обстоит так, то на следующем витке истории, когда декаданс уйдет в прошлое, планеты будут колонизированы, а на земле воцарится мир, зубной историк упомянет Айгенвэлью в примечаниях как мецената, рассудительного врача неоякобинской школы.

    Арапов не скрыл от Лангового, что один меценат, некий мистер Сполдинг, субсидирует евразийцев в Англии.

    Меценат Ильенков и нерасплатившийся с долгами Менделеев укатили в деревню.

    На другой день нас посетил известный меценат и мануфактур-советник Кубышкин и сделал нам самые лестные предложения.

    Пред глазами прошел откупщик, провинциальный питейный меценат, финансовый друг отечества, безнаказанный фальсификатор народной отравы и легализированный насильник во имя своих прав на это, прошел корректный и безупречный чиновник акцизного ведомства.

    Меценат дает их читать своему любимому арапу, а потом жертвует тебе золотую табакерку, кафтан с своего меценатского плеча, сапоги, штанишки и отпускает корм с своей кухни.

    Меценат равнодушно поглядывал на такое варварское обращение с его библиотекой, а Новакович и Мотылек тихо хихикали, ерзая животами по ковру.

    Меценат, выслушав эту историю, рассмеялся, а Мотылек возмущенно воскликнул: – Телохранитель!

    Источник: библиотека Максима Мошкова

    Транслитерация: metsenat
    Задом наперед читается как: танецем
    Меценат состоит из 7 букв

    Меценат и его последователи

    У всех на слуху такие слова, как меценат, меценатство. Многие понимают под этим словом – любую благотворительность. Но, наверное, это не совсем так.

    В словаре Ожегова об этом сказано:
    «меценат, -а, м. богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-н. делу, начинанию».

    Само же слово «меценат» образовано от фамилии богатого и благородного римского деятеля Гая Цильния Мецената, который прославился тем, что дружил с выдающимися поэтами своего времени, всячески помогал им, оказывал покровительство. И, как считают исследователи, оказал благотворное влияние на римскую литературу.

    Гай Цильний Меценат родился между 74-64 годом до н.э. в богатой семье и по рождению принадлежал к сословию всадников. По материнской линии Меценат происходил из древнего этрусского рода Цильниев – Cilnii из знати города Арретия. Сейчас это город Ареццо в Центральной Италии. В этом же городе много позднее родился Петрарка.

    Сведений о детских и юношеских годах Мецената, к сожалению, не сохранилось.
    В письменных источниках его имя упоминается, начиная с битвы при Филиппах, тогда, считая Октавиана больше всех подходящим для управления страной, Меценат во время гражданской войны занял его сторону и стал верным другом и советником Октавиана, будущего императора Августа, коим и остался до конца жизни.

    Несмотря на свою приближённость к императору и будучи убеждённым сторонником монархии, Меценат, по-видимому, был лишён амбициозных устремлений и не пожелал делать политическую или военную карьеру, он за всю жизнь ни разу не занимал, ни одной из государственных должностей. Хотя возможности у него для этого, судя по всему, были.

    Известно, что по просьбе Августа Меценат выполнял для него важные политические и дипломатические миссии. Так он, находясь в числе послов, содействовал в 37 году до н.э. заключению тарентского соглашения между Августом и Марком Антонием.

    На время своего отсутствия в Риме в 36-33 годах Октавиан оставлял за себя Мецената, в 31-29 годах до н.э. Октавиан оставил Рим на Мецената вместе с Марком Випсанием Агриппой, в котором Август видел своего приемника.

    Во время войны с Секстом Помпеем Меценату дважды удалось не дать перерасти в восстание народным волнениям в Риме.

    А после битвы при Акциуме он дал понять Эмилию Лепиду Мурену, что заговор против Августа, в котором он принимал участие, раскрыт.

    Меценат выполнял и сугубо личные поручения императора, например, при заключении брака Августа со Скрибонией.

    Принимая активное участие во всех делах Августа по устроению государства и упрочению власти, он открыто выражал свои взгляды, не пытаясь льстить императору. И надо признать, что нередко эти взгляды были прямо противоположными взглядам Августа.

    Меценату удавалось делать императора более человечным, удерживая его от жестокости.

    До нас дошли переданные Дионом Кассием (Dio Cass., 54, 6) слова: «Surge tandem, carnifex!» – «Да полно же тебе, мясник!», которые Меценат сказал Августу. И тем самым удержал императора от подписания многих смертных приговоров.

    По-прежнему оставаясь другом Августа, Меценат предпочёл провести последние годы жизни в своём роскошном дворце, окружённом прекрасными садами на Эсквилинском холме.

    В ходе проведённых археологами раскопок там было обнаружено множество художественных ценностей в виде произведений искусства, а на улице Мерулана и ныне стоит «зал Мецената».

    Исследователи предполагают, что при жизни владельца «зал Мецената» был либо оранжереей, либо пиршественным залом.

    Меценат, покровительствуя литераторам, создал кружок, в который одним из первых вошёл Вергилий. В 38 году до н.э. Вергилий вовлёк в кружок Горация. Позднее к ним присоединился автор элегий Проперций.

    В кружке установилась доброжелательная атмосфера, которая связала поэтов надёжной искренней дружбой. В их отношениях не было места чрезмерному самомнению, зависти, интригам, высокое искусство было превыше всего. В этом немалая заслуга Мецената, который был не только искренним ценителем прекрасного, чутким критиком, но и заботливым другом.

    В 33 году до н.э. Меценат подарил Горацию усадьбу в Сабинских горах.

    Вергилию он оказывал помощь в тяжбе поэта с одним центурионом, отнявшим у него имение.

    Кроме того Вергилий 10 лет писал свою «Энеиду», всё это время находясь на государственном обеспечении, явно при содействии Мецената. Интересно, что при этом Вергилий не желал показывать Августу ни единой строчки даже по настоятельной просьбе императора. И Августу пришлось ждать завершения произведения целых 10 лет.

    Многие послания Горация, его оды, сатиры, эподы, как и Георгики Вергилия посвящены Меценату.

    В свою очередь Меценат уговорил поэтов поддержать Октавиана и новое государственное устройство.

    Все литераторы, в которых Меценат разглядел талант, оказались людьми не только талантливыми, но и благородными. Они никогда не скрывали своей благодарности патрицию и всегда тепло о нём отзывались.

    И в своих произведениях воспели Мецената не только Вергилий и Гораций, но и другие поэты.

    Меценат тяжело заболел и умер в 8 году до н.э. горько оплакиваемый друзьями, императором и римским народом.

    Всё своё имущество, он завещал Августу. Ему же он поручил заботиться о Горации, но, увы, поэт пережил своего покровителя всего на два месяца.

    Сам Меценат тоже занимался литературным творчеством, он писал и прозу, и стихи. Но так случилось, что до нас из всего написанного им, дошли только отдельные фрагменты о естественно исторических предметах.

    И очень жаль, что этот великий человек, всю жизнь заботившийся о талантах Рима, не приложил усилий для сохранения собственных творений.

    Был ли кто-то так же заботящийся о сохранении произведений искусства до Мецената, неизвестно. Но были люди во всех странах и во все времена, которые последовали его примеру.

    В истории России есть свои великие меценаты, которые строили заводы, больницы, школы, приюты, железные дороги, создавали музеи, покровительствовали театрам.

    Это братья Третьяковы, Голицыны, Бахрушины, Демидовы, П. И. Щукин, Сергей Строганов, Ф. П. Рябушинский, Морозовы, Гаврила Солодовников, Александр Штиглиц, Козьма Солдатенков, Юрий Нечаев-Мальцов, Савва Мамонтов и многие другие.

    Без всех этих людей мы были бы беднее не столько в материальном, сколько в духовном плане. И было бы здорово, если бы об этих людях более подробно рассказывали в школах, институтах и вообще при любой возможности.

    Ведь нам есть, чем гордиться и с кого брать пример.

    И пусть в мире появится, как можно больше новых меценатов.

    Кто такой меценат

    Какую роль выполняют меценаты?

    Не редко можно столкнуться с подобным термином на страницах газет или в выпуске новостей, но его значение сегодня несколько подзабыто. Это и не удивительно, ведь само слово имеет двухтысячелетнюю историю.

    С древнейших времен меценатами называли людей, которые затрачивают значительные суммы средств из личного бюджета для того, чтобы развивать дело науки, культуры, либо обеспечивать социальные потребности сограждан. Само понятие восходит к началу Римской республики. У ее первого правителя, Октавиана, прозванного Августом, был близкий друг и сподвижник, которого звали Гай Цильний Меценат.

    Последний был большим ценителем искусства, в частности скульптуры и поэзии, поэтому покровительствовал известным творцам своего времени. После занятия Октавианом высшей власти, он также стал спонсором множества проектов, которые и сегодня украшают город Рим и другие древние города бывшей империи. Меценат также выступал в качестве доверенного представителя императора, обеспечивая исполнение его постановлений в провинциях. При этом,

    Меценат не был избран на определенную должность, а значит не получал жалования из государственной или императорской казны. Средства для реализации проектов и покровительствования он находил в своем личном состоянии, которое досталось ему от предков.

    За время своей деятельности Меценат стал невероятно известным в пределах обширной империи, уступая по личной значимости только самому императору и его зятю – Агриппе, который также был близким другом Октавиана.

    Положение Мецената позволяло ему говорить с императором на равных, поэтому тот получал только точную информацию о состоянии дел в провинциях, в то время как многие магистраты утаивали негативные события от высшего руководства.

    Также в существующих литературных произведениях сохранилась информация о том, что Гай Меценат не редко спорил с Октавианом, выражая совершенно противоположную точку зрения, что часто позволяло взглянуть на планы императора с другой стороны и переосмыслить их.

    Современное значение слова

    Меценатом можно назвать каждого, кто добровольно способствует улучшению положения дел в науке, медицине и других человекоориентированных отраслях, не рассчитывая получить выгоду от своих материальных вложений. Со временем меценатами начали называть всех тех, кто обладает значительным личным состоянием и желает покровительствовать развитию культуры или науки.

    Многие меценаты стали известными благодаря тому, что позволили творить известным художникам или писателям. Именно благодаря их помощи современное общество может наслаждаться шедеврами, созданными мастерами эпохи Средневековья и Ренессанса.

    Меценатство процветало не только в Европе, но и за ее пределами. Но самыми видными меценатами со времен Гая Цильния становится семейство Медичи, которое проживало в Тоскане с 13 столетия. На протяжении последующих лет семья от поколения к поколению занимается промышленностью, а также банковским делом, что позволяет к 15 столетию накопить один из самых крупных капиталов средневековой Европы, а банк Медичи становится кредитором английского и французского монархов.

    В это же время представители рода начинают использовать богатства на благо собственного отечества, города Флоренции, которая вскоре становится одним из крупнейших центров науки и искусства времен Возрождения. Именно здесь длительное время работали такие выдающиеся личности, как Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи.

    Известные меценаты нового времени

    Многие слышали об известном семействе банкиров, Ротшильдах, которые в период 19 столетия были самыми влиятельными и богатыми людьми на планете.

    Но основы состояния этой семьи были заложены еще в 18 веке, когда банк Ротшильдов открывает свои представительства практически в каждой стране Старого света, а многие европейские монархи и правительства получают необходимые деньги именно у Ротшильдов. Банк начинал свою деятельность в качестве своеобразного отменного центра, где каждый мог поменять любую европейскую валюту, а также продать антиквариат.

    Со временем Ротшильды значительно увеличили вложения в предметы искусства, доля которых в капитале семейства банкиров достигала 50 процентов. Конечно, прямую выгоду получали сами Ротшильды, но их политика накопления богатств в предметах искусства привела к небывалому всплеску создания удивительных произведений, ведь творцы были уверены, что их шедевры будут оценены по достоинству.

    К тому же, капитал составляли не любые картины или скульптуры, а самые удивительные творения, что позволило сделать критерии выбора более жесткими и отсеять тех, кто просто зарабатывал на трендах.

    В царской России меценатство также было весьма популярным, особенно в 19 веке. Многие дворяне перенимали практику их западных коллег, собирая коллекции картин, античных ваз или тысячетомные библиотеки. Среди таких деятелей можно выделить Третьяковых, Морозовых или Мамонтовых.

    Меценат и меценаты

    Скольких шедевров искусства могло бы лишиться человечество, если бы не люди, смыслом жизни которых стала поддержка художников?

    Искусство Римской империи

    Скорее всего, такие люди существовали всегда, и возможно даже в первобытном обществе художника, рисовавшего на стенах пещер сцены охоты, подкармливали его соплеменники в знак поощрения его таланта. Традиция поддерживать скульпторов, живописцев и архитекторов была и в Китае, и в Индии, в Древнем Египте. Но первым человеком, чье имя дало название этому явлению — меценатству, жил в I веке до н. э.

    У римского аристократа Гая Цильния Мецената (Gaius Cilnius Maecenas) было немало заслуг. Он участвовал в сражениях и интригах, и даже какое-то время был вторым лицом в Римской империи, но в историю он вошел как бескорыстный покровитель искусств, друг поэтов и художников, а его имя стало нарицательным. Может быть это произошло после того, как через сто лет после смерти Гая Цильния римский поэт Марциал посетовал: «Будь Меценаты у нас — и Вергилии сразу нашлись бы!». А может быть его имя стало нарицательным потому, что великие поэты из окружения Мецената, Вергилий и Гораций не были неблагодарными, и воспели его в стихах.

    Гай Цильний Меценат был эпикурейцем. Для того, чтобы предаваться всем радостям земным у него были все возможности. Он родился в богатой аристократической семье, был дружен с императором Октавианом Августом и жил в роскошном дворце, окруженном садами. Но этого ему было недостаточно. Чтобы наслаждаться жизнью в полной мере, ему надо было покровительствовать талантам. Он не только окружил себя художниками и поэтами, которых он лично поддерживал и защищал, но и, пользуясь своей близостью к императору и будучи при нем негласным «министром культуры», содействовал созданию государственной системы финансовой поддержки искусств.

    Каролингское возрождение

    После падения Римской империи европейское искусство переживало не лучшие времена. Приемы и навыки античного реализма на территориях, захваченных варварами и вандалами, начинают теряться. После возникновения новой мощной империи — Византийской, и победы в Европе христианства, главным заказчиком художников становится церковь. Но живописцы и скульпторы вынуждены были творить строго в рамках канонов. Тем не менее Средневековье позволило художникам совершенствовать технику, что со временем привело к новому расцвету изобразительных искусств, которое мы знаем под названием Возрождения.

    Этому в немалой степени способствовал король франков Карл, заслуженно получивший имя Великий. Он понял, что не войны, а развитие науки и культуры благотворно влияет и на развитие государства, и на жизнь его подданных, и на отношения с соседями. Карл Великий был не только воином, но и первым в Европе монархом-просветителем. Он создал при своем дворе в Ахене придворную школу, которая позже стала называться Дворцовая Академия, а также сеть монастырских школ для обучения низшего сословия.

    Результаты не заставили себя ждать. В Европе вырос интерес к светским знаниям и начался расцвет литературы, архитектуры и изобразительных искусств.

    Династия Медичи

    В эпоху Возрождения меценатство стало широко распространенным явлением. Короли, императоры и высшая знать Европы стали соперничать друг с другом в украшении своих дворцов, замков и городов. Сложились новые формы меценатства. Кроме прямых заказов художники получали придворные должности и пожизненные пенсии.

    Крупнейшим меценатом Возрождения принято считать Лоренцо Великолепного, славного представителя влиятельной семьи Медичи, правящей Флоренцией в течение практически всего XV века. Медичи руководствовались в своем правлении тремя равновеликими принципами: Patriae decus, familiae amplitude, incrementum atrium — «польза отечества, величие семейства, возрастание искусств».

    Правда, мнения историков разделились. Кем были Медичи? Меценатами или спонсорами художников? Наверное, истина заключается в том, что будучи в первую очередь удачливыми банкирами и торговцами, они смогли разработать гибкую многостороннюю систему помощи живописцам, скульпторам и архитекторам, чтобы никто не оставался в накладе: ни художники, которым щедро оплачивались заказы, ни горожане, которые любовались прекрасными зданиями и памятниками, ни сами Медичи, чья слава росла вместе с известностью тех, кто на них работал. Этот список не может не впечатлять. В нем можно найти почти всех гениев Возрождения: Микеланджело Буанаротти, Сандро Ботичелли, Бенвенуто Челлини, Рафаэля Санти и многих, многих других.

    Французское Возрождение

    Самым противоречивым меценатом был король Франциск I. Он стал вести многочисленные войны, в том числе и с Италией. Эти походы закончились тем, что монарх… увлекся культурой Возрождения и стал уже во Франции покровительствовать деятелям искусств и приглашать к своему двору художников, ученых и поэтов.

    Например, в его замке Кло-Люсе жил и творил Леонардо да Винчи, Рафаэль написал для него картину «Архистратиг Михаил», а Бенвенуто Челлини работал над украшением его дворца Фонтенбло. Франциск I основал королевскую типографию и сделал доступной для ученых свою библиотеку. Но наряду с этим он жестоко расправлялся с теми, кто не придерживался католической веры. По его приказу еретиков сажали в тюрьмы и сжигали на кострах.

    Людовик XIV, Ротшильды и другие меценаты

    Многие монархи европейских стран оказали огромное влияние на развитие мировой культуры, помогая деятелям искусств своего времени. Например, Людовик XIV поддерживал великих драматургов Жана-Батиста Мольера и Жана Расина. Прусский король Фридрих II Великий опекал музыкантов Берлинской школы, художников и философов. Король Баварии Людвиг II покровительствовал Рихарду Вагнеру. Их примеру следовали многие аристократы (например, венгерские князья Эстерхази).

    Со временем к меценатам присоединилось новое сословие — буржуазия. Семья Ротшильдов, владевшая крупнейшими мировыми банками XIX века, заставила свои деньги работать на культуру. Четыре поколения семьи в разной форме помогали французским музеям в том числе и Лувру: способствовали формированию их коллекций, делали денежные пожертвования и финансировали археологические раскопки.

    В Европе начали появляться музеи, основанные меценатами. В Лондоне на деньги изобретателя сахара-рафинада Генри Тейта открыта крупнейшая галерея британского искусства. В Нидерландах на основании коллекции Елены Крёллер-Мюллер открыт музей современного искусства, который сегодня носит ее имя. В Лиссабоне в музее имени Галуста Саркиса Гюльнбекяна можно увидеть собрание нефтяного магната, которое высоко оценивают и посетители, и искусствоведы. Этот список можно продолжать и продолжать.

    В ХХ веке самыми крупными меценатами стали американцы. Результатом их деятельности стали, например, всемирно известные музей Гуггенхайма, Карнеги-Холл и другие культурные институции, оказавшие значительное влияние на развитие и популяризацию современного искусства не только в США, но и во всем мире.

    Российские меценаты

    История российского меценатства не менее славна, чем европейская. В России до XIX века меценатами традиционно были цари, императоры и знатные богатые вельможи. Они создавали музеи и театры, покровительствовали архитекторам, строившим храмы и дворцы, летописцам и ученым. Особенно сильно меценатство начало развиваться в XVIII веке, когда после преобразований Петра I в Россию хлынули идеи европейского Просвещения.

    Старейшими российскими меценатами была семья Строгановых. Они не только преумножали семейное богатство. Со времен правления Ивана Грозного несколько поколений династии Строгановых вносили значительную лепту в становление русского искусства. Они строили много деревянных и каменных церквей, что повлияло на развитие русской архитектуры. В их мастерской крепостные художники трудились над новым стилем — строгановской иконописью. Благодаря Строгановым русское церковное пение прославилось на весь мир, потому что они поддерживали композитора Николая Дилецкого, работавшего над тем, чтобы оно стало многоголосым.

    Позднее Строгановы стали собирать коллекцию предметов искусства, и Бартоломео Растрелли построил в Санкт-Петербурге дворец, где была размещена картинная галерея. При участии Строгановых в Петербурге был возведен Казанский собор в честь победы 1812 года, а в 1825 году в Москве построена рисовальная школа, знаменитая Строгановка.

    С каждым годом в России меценатов становилось все больше и больше и на рубеже XIX — XX вв. настал золотой век русского меценатства, когда этим благородным делом стали заниматься купцы и промышленники. Каждый из них заслуживает отдельного подробного рассказа. К сожалению, после 1917 года новое советское государство сделало частное меценатство невозможным, и даже слова «благотворительность», «филантропия» и «меценатство» стали чуть ли не ругательными. В ХХI веке в пост-советской России традиции меценатства снова начали возрождаться. Банки и промышленные предприятия сотрудничают с музеями и театрами и организовывают фонды помощи художникам и артистам.

    Ссылка на основную публикацию
    10 февраля 2019, 8:01