Правила оформления ДТП по европротоколу
Европротокол – это документ, позволяющий оформить некоторые дорожно-транспортные происшествия в упрощенном порядке без вызова сотрудников ГИБДД. Официальное название европротокола – «Извещение о ДТП». Он был введен в обращение на территории России в июле 2015 года с целью разгрузить и без того загруженные дороги.
По статистике, значительная часть дорожно-транспортных происшествий обходится без тяжелых последствий, и большинство аварий оформляются лишь для того, чтобы получить компенсацию по страховке (ОСАГО или КАСКО).
Оформление ДТП по европротоколу не только предотвращает образование лишних пробок на дорогах, но и позволяет участникам столкновения сберечь свое время, а также избежать возможных штрафов за нарушение ПДД.
Но, несмотря на очевидные плюсы европротокола, многие автолюбители опасаются его заполнять самостоятельно и предпочитают дожидаться инспектора ГИБДД. Виною тому существование определенных условий, ведь не всякое ДТП можно оформить в упрощенном порядке.
В каких случаях возможно оформление европротокола при ДТП?
Если рассматривать практическую сторону вопроса, то желание водителей побыстрее закончить с формальностями и разъехаться по своим делам возникает в двух случаях:
- Когда повреждения минимальны и для получения страховки не требуется других справок.
- Ущерб незначителен (потертость или царапина) и участники ДТП не планируют обращаться в страховую компанию. Оформление европротокола в этом случае подтверждает, что у сторон нет претензий друг к другу.
С юридической же точки зрения положение дел обстоит несколько иначе. Согласно статье 1.11 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 существует ряд обязательных условий для оформления ДТП по европротоколу:
- Отсутствие пострадавших, в том числе пешеходов и пассажиров.
- Участие в ДТП не более двух транспортных средств, включая автомобили с прицепами.
Вопреки распространенной в сети информации, машина с прицепом в этом случае считается как одно транспортное средство.
- Наличие у обоих водителей действующих полисов ОСАГО или “Зеленой карты” для иностранных авто.
- Перечень повреждений, степень вины и другие обстоятельства аварии не вызывают разногласий.
Кроме этого, предполагаемые повреждения должны укладываться в ограничения по сумме страхового возмещения. Величина выплат устанавливается тем же законом:
- При оформлении ДТП без участия ГИБДД сумма возмещения не превышает 50 тыс. рублей.
- Если авария произошла на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и их областей, то максимальная величина выплат по страховке приравнивается к установленному пределу по ОСАГО, то есть 400 тыс. рублей.
Условием для применения последнего пункта будет фиксация обстоятельств ДТП с помощью фото- и видеосъемки, а также навигаторами, использующими GPS, ГЛОНАСС или другие глобальные спутниковые системы. Во всех остальных случаях европротокол не составляется и дорожно-транспортное происшествие оформляется в стандартном порядке.
Действия при ДТП до оформления европротокола
При попадании в дорожно-транспортное происшествие необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Перед оформлением европротокола следует придерживаться следующего порядка действий:
- Прежде всего, необходимо убедиться, что при столкновении никто не пострадал, а в ДТП участвовало только две машины.
- Затем выяснить намерения противоположной стороны относительно оформления происшествия и предложить составить европротокол.
- В случае положительного ответа необходимо проверить, не закончился ли срок действия полисов ОСАГО обоих участников аварии.
- После этого желательно подкрепить будущий европротокол фото- или видеоматериалами.
Рекомендуется сделать съемку общей панорамы (с привязкой к дорожным знакам или другим стационарным элементам), каждого автомобиля крупным планом (с номерами), места повреждений ТС, а также снять следы торможения и обломки деталей.
Хорошо если найдутся свидетели происшествия. Зафиксируйте их координаты и попросите дать письменные показания.
Как оформить европротокол при ДТП без вызова ГИБДД?
Убедившись в том, что ситуация не требует участия уполномоченных лиц, можно приступать к заполнению европротокола, выданного страховщиком при заключении договора ОСАГО.
Бланк состоит из двух листов, соединенных между собой. Во время заполнения лицевой стороны все внесенные данные копируются на второй экземпляр, после чего бланк разъединяется и оформляется обратная сторона документа.
Заполнение лицевой стороны европротокола
Разберем весь процесс заполнения Извещения по пунктам.
1. Место ДТП. Указывается наименование населенного пункта, улица и дом. Если авария случилась в загородной зоне, внесите название трассы и километр.
2. Дата ДТП. Здесь прописывается число и точное время столкновения. Перед заполнением согласуйте показания с другими участниками.
3. Количество поврежденных ТС. В поле третьего пункта вносится цифра 2, так как европротокол не предполагает участие большего числа транспортных средств.
4. Количество раненных и погибших. Здесь ставим прочерки. Любые телесные повреждения требуют присутствия ГИБДД.
5. Медицинское освидетельствование. В пятом пункте всегда отмечается “нет”.
6. Ущерб, нанесенный другим ТС. Аналогично предыдущей графе ставим “нет”, ведь в ДТП участвовали только 2 машины.
7. Свидетели ДТП. Здесь указываются данные очевидцев происшествия: ФИО, адрес и номер телефона.
8. Оформление сотрудниками ГИБДД. Европротокол составляется без участия уполномоченных лиц, поэтому отмечаем галочкой ответ “нет”.
Далее следуют 2 колонки “А” и “В” для двух транспортных средств. Какое ТС вписывается первым не имеет значения.
9, 10, 11. Указанные пункты отражают информацию об автомобиле и его собственнике. Сюда вносятся данные из свидетельства о регистрации ТС. В п. 11 указывается ФИО водителя.
12. Страховщик. В этой строке прописывается наименование страховой компании, а чуть ниже вносятся сведения о действующем полисе ОСАГО.
13. Место первоначального удара. Отметьте стрелочкой область, куда пришелся первый удар.
14. Перечень поврежденных деталей. В этом пункте нужно перечислить список всех видимых повреждений и указать их характер (вмятина, скол, царапина и др.).
15. Замечания. Здесь прописывается виновен или нет участник столкновения.
16. Обстоятельства ДТП. В указанном поле водители отмечают события и детали, характеризующие момент происшествия. После внесения всех обстоятельств в итоговой графе укажите их суммарное значение. Следите за тем, чтобы каждый из участников заполнял именно свой столбик.
17. Схема ДТП. Этому пункту нужно уделить особое внимание. Схема должна отражать направление движения ТС, их расположение в момент столкновения и после него. Не забудьте указать наличие дорожных знаков, название улиц и номер ближайшего дома (смотрите пример на рисунке ниже).
18. Подписи водителей. Заполненное извещение подписывается обоими участниками дорожно-транспортного происшествия.
Заполнение обратной стороны европротокола
После разъединения бланка вторая страница европротокола заполняется самостоятельно каждым участником ДТП.
1. Транспортное средство. Здесь отмечается буква “А” или “В”, которой обозначался автомобиль во время заполнения первой страницы европротокола.
2. Обстоятельства ДТП. Этот пункт предназначен для краткого описания аварии и событий, предшествующих ей. Поясните, как произошло столкновение с указанием даты, времени, места и номеров участвующих транспортных средств.
3. ТС находилось под управлением. Тут отмечается, кто был за рулем автомобиля в момент ДТП: владелец авто или другой человек.
4. 5. В указанных полях при оформлении европротокола ставится прочерк.
6. Может ли ТС передвигаться своим ходом. Отметьте возможность самостоятельного движения автомобиля или ее отсутствие.
7. Примечание. В этот пункт вносятся сведения о наличии фото- и видеоматериалов с места ДТП.
Завершая заполнение бланка европротокола, не забудьте поставить подпись (с расшифровкой) и дату заполнения документа.
Очень желательно не допускать ошибок, поскольку исправления могут стать причиной отказа в возмещении ущерба. По любым спорным вопросам не стесняйтесь беспокоить страховую компанию, оператор горячей линии подскажет, как правильно заполнить документ.
Что делать после оформления европротокола?
Заполненный европротокол вместе с заявлением о возмещении убытка направляют в офис страховщика в течение пяти рабочих дней. Будьте готовы к тому, что страховая компания может затребовать транспортное средство для проведения осмотра или независимой экспертизы. На выполнение этого условия также отводится не более 5 суток. При этом участники ДТП не имеют права самостоятельно ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней.
Обращаясь за страховой выплатой по европротоколу нужно понимать, что получив возмещение, пострадавшая сторона больше не сможет предъявлять другие требования по этому же ДТП. Исключением является вред здоровью, о котором потерпевший не знал на момент подачи заявления. В таком случае он имеет право обратиться к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия.
В любом случае, перед обращением за компенсацией в страховую компанию, во избежание обмана и затягивания выплат со стороны страховщика, мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с опытным юристом.
Вместо заключения, заглянем немного вперед, в обозримое будущее, где нас ожидают некоторые изменения в части правил оформления европротокола.
С 1 октября 2019 года для получения страховки по ДТП, оформленным без участия уполномоченных лиц, к европротоколу в обязательном порядке должны прикладываться данные с места аварии, поясняющие обстоятельства происшествия.
В качестве указанных свидетельств могут использоваться фото- и видеоматериалы, а также съемка события средствами навигации, подключенными к системе ГЛОНАСС, GPS или другим глобальным спутниковым системам.
Остается только надеяться, что и сумма страхового возмещения будет также приравнена к максимальному лимиту по ОСАГО.
Видео: как оформить европротокол при ДТП
Условия самостоятельного оформления ДТП с 1 октября 2019 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о нововведениях в закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, вступающих в силу с 1 октября 2019 года и относящихся к самостоятельному (без ГИБДД) оформлению дорожно-транспортных происшествий.
В первую очередь я хочу напомнить о том, что ранее на ПДД Мастер уже была опубликована статья, посвященная нововведениям от 1 октября 2019 года. В ней речь шла о том, что самостоятельно можно будет оформить ДТП только в том случае, если у водителей есть специальное приложение или система ЭРА-ГЛОНАСС. То есть предполагалось, что даже при наличии минимального ущерба водители должны будут использовать приложение или данные спутников в некорректируемом виде.
Информация о данных нововведения появилась довольно давно – в начале 2018 года. Однако, судя по всему, законодатели еще раз проанализировали ситуацию и пришли к выводу о том, что обязательное наличие приложения или системы ЭРА-ГЛОНАСС является слишком сложным условием для небольших ДТП, поэтому первоначальный вариант нововведений был отменен и вместо него были введены новые условия для использования европротокола. Именно о них пойдет речь сегодня.
Условия оформления ДТП по европротоколу с 1 октября 2019 года
Рассмотрим пункт 1 статьи 11 1 закона “Об ОСАГО”:
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте “б” настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте “б” настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, заполненном водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
С 1 октября 2019 года самостоятельно можно оформить ДТП, если выполняются следующие условия:
- В ДТП столкнулись ровно 2 автомобиля.
- У каждого из водителей есть ОСАГО.
- Вред причинен только самим автомобилям (нет пострадавших).
- У водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и по поводу повреждений автомобилей.
Примечание. Если у водителей есть разногласия, то ДТП также можно оформить самостоятельно, но для этого потребуется приложение или система ЭРА-ГЛОНАСС. Об этом речь пойдет ниже.
Также нужно понимать, что максимальный размер выплаты страховой напрямую зависит от того, использовались или нет при оформлении ДТП приложение и данные спутников. Этот вопрос рассмотрен ниже, а итоговую таблицу по оформлению ДТП Вы найдете в конце данной статьи.
Максимальная выплата по европротоколу
4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи.
Максимальная выплата по европротоколу составляет 100 000 рублей.
Однако есть и исключения, при которых максимальная выплата составляет 400 000 рублей. Для этого нужно, чтобы у водителей не было разногласий по обстоятельствам ДТП и по повреждениям транспортных средств, а для оформления должно использоваться приложение или данные системы ЭРА-ГЛОНАСС.
В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”, соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом “б” статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме”, соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.
Итак, закон “Об ОСАГО” предлагает водителю дополнительно использовать для оформления ДТП:
- Приложение союза автостраховщиков, установленное на смартфоне. Оно рассмотрено в этой статье.
- Систему ЭРА-ГЛОНАСС (тревожную кнопку), установленную в автомобиле. Особенности ее использования рассмотрены в этой статье.
Приложение и тревожная кнопка имеют одинаковую “силу” и должны использоваться в следующих случаях:
- при наличии разногласий водителей для получения выплат в размере до 100 000 рублей.
- при отсутствии разногласий для увеличения максимальной суммы выплаты до 400 000 рублей.
Примечание 1. До 1 октября 2019 года получить выплату до 400 000 рублей можно было только в 4-х регионах: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. С 1 октября это возможно в любом регионе России.
Примечание 2. Если у водителей есть разногласия, а стоимость ремонта превышает 100 000 рублей, то самостоятельно оформить ДТП невозможно. Придется вызывать ГИБДД.
В каких случаях возможно самостоятельно оформить ДТП?
Подведем итоги данной статьи и рассмотрим следующую таблицу:
Ущерб | Разногласия | Наличие ГЛОНАСС или приложения | Оформление |
до 100 000 | есть | есть | самостоятельно |
нет | ГИБДД | ||
нет | самостоятельно | ||
от 100 000 до 400 000 | есть | ГИБДД | |
нет | есть | самостоятельно | |
нет | ГИБДД | ||
Для самостоятельного оформления также должны выполняться следующие условия: 1. В ДТП столкнулись ровно 2 автомобиля. 2. У каждого из водителей есть ОСАГО. 3. Вред причинен только самим автомобилям (нет пострадавших). |
Подводя итоги данной статьи можно сделать следующие выводы:
1. В целом условия самостоятельного оформления стали несколько проще, т.к. регион, в котором произошло ДТП, больше не имеет никакого значения.
2. Первоначально предполагалось (в редакции, которая в итоге так и не начала действовать), что условия станут еще проще. Однако за простотой условий скрывалась необходимость наличия приложения или системы ЭРЫ-ГЛОНАСС у участников аварии. А они пока что есть далеко не у всех.
Так что можно сказать, что новая редакция в целом пойдет на пользу водителям.
Напомню, что на ПДД Мастер есть отдельная статья, посвященная самостоятельному оформлению ДТП:
Кроме того, предлагаю Вам ознакомиться и с полным текстом обновленного закона “Об ОСАГО”:
Оформление ДТП по европротоколу: подробная инструкция
С 1 июля 2015 года вступили в силу поправки в ПДД, согласно которым поменялся порядок оформления дорожных происшествий. В частности, при отсутствии пострадавших и при обоюдном согласии обеих сторон относительно обстоятельств аварии ее можно и нужно оформить самостоятельно, не прибегая у услугам полицейских. В этой статье мы расскажем подробно, как это сделать.
1432249135_page_182
При ДТП водители обязаны убрать транспортные средства с проезжей части, если в аварии были повреждены только автомобили и при этом создаются помехи для движения других участников движения. Предварительно необходимо зафиксировать расположение автомобилей с помощью фото- или видеозаписи.
Если виновность кого-либо из участников ДТП вызывает сомнения или участники происшествия не согласны с его обстоятельствами, необходимо позвонить в полицию (телефон 02, 112 или 911) и следовать указаниям сотрудника полиции. Дальше участники аварии (по указанию инспектора полиции) следуют для оформления ДТП либо на ближайший пост ДПС, либо в ближайшую дежурную часть ГИБДД, где и производится оформление аварии.
Если спора о виновности нет, а характер и перечень повреждений транспортных средств не вызывает разногласий, участники самостоятельно (не обращаясь в полицию) фиксируют происшествие и следуют на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД для дальнейшего оформления аварии и получения необходимых документов.
В этом случае нужно обязательно зафиксировать расположение транспортных средств, следов столкновения и привязку к стационарным объектам (дома, магазины и пр.).
Можно обойтись и вовсе без оформления ДТП, если повреждены транспортные средства или иное имущество только участников происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов. Например, каждый автомобиль застрахован по каско, повреждения минимальны, а для получения страхового возмещения (по правилам страхования) не нужны справки (уточните этот пункт в вашей страховой компании). Либо повреждения минимальны (царапины или потертости) и участники ДТП не собираются обращаться за компенсацией и не имеют друг к другу претензий. В этом случае необходимо согласие водителей. Достаточно оформить такое согласие в виде расписки, где указать, что никаких претензий у участников друг к другу нет и отсутствует необходимость в оформлении ДТП.
Если повреждения невелики (подробнее о том, как оценить степень повреждений, читайте в нашей статье), можно оформить происшествие без участия сотрудников полиции по европротоколу.
Для этого необходимо заполнить бланк извещения о ДТП, который прилагается к полису ОСАГО (как правило, вручается страхователю при заключении договора ОСАГО).
Обязательные условия для оформления ДТП по европротоколу
- 25 тыс. руб. — если хотя бы один из договоров ОСАГО участников ДТП заключен до 02.08.2014;
- 50 тыс. руб. — если договоры обоих участников заключены после 02.08.2014;
- 400 тыс. руб. — с 01.10.2014 года для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, если ДТП было зафиксировано с помощью видеорегистратора. Видеорегистраторы должны быть оборудованы системами, фиксирующими факт ДТП и его место с применением глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС или иных систем до 1 января 2017 года, после этой даты — ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными системами).
ВАЖНО: Если впоследствии выяснится, что сумма ущерба больше названных лимитов, пострадавший вправе предъявить требование о компенсации недостающей суммы непосредственно с виновника.
Иные обязательные условия для оформления европротокола включают в себя:
- не был причинен вред здоровью участников ДТП (включая пассажиров и пешеходов);
- в ДТП участвовало два транспортных средства (важно: если один из автомобилей с прицепом, оформлять по еропротоколу нельзя!);
- оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО (проверьте, чтобы второй участник ДТП был вписан в полис), для иностранных автомобилей необходимо наличие «Зеленой карты» (когда ответственность владельца застрахована в соответствии с международной системой страхования ответственности);
- все обстоятельства аварии, ее характер, перечень повреждений, степень вины и так далее не вызывают разногласий у двух участников аварии (если есть хоть малейшие споры, то придется оформлять ДТП либо на посту ДПС, либо с участием сотрудников ГИБДД на месте. Отсутствие разногласий подтверждается подписями двух водителей — участников ДТП в извещении о ДТП.
Особенности оформления ДТП по европротоколу
Фото- и видеофиксация
Фото- или видеосъемка должна быть выполнена не позже 60 минут после дорожно-транспортного происшествия.
Что должно быть зафиксировано:
- Государственные регистрационные знаки транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия или идентификационные номера (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
- Повреждения транспортного средства;
- Расположение транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам (дома, магазины и пр., чтобы было видно название улицы и номер дома).
Заполнение бланка европротокола (извещения о ДТП)
Оба водителя заполняют одно извещение о ДТП. Бланк извещения самокопируемый. Один водитель заполняет колонку «А», другой ― колонку «В». После заполнения лицевой стороны извещения, бланк разъединяется — по одному экземпляру для каждого водителя. На обороте водители заполняют каждый свой бланк.
Лицевая сторона извещения о ДТП
На лицевой стороне извещения должна содержаться информация о месте, дате, времени ДТП, сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и т.п. (заполняются все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне бланка Извещения о ДТП).
В п. 14 указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Указываем кратко все повреждения (например, вмятина на левом переднем крыле). Скрытые повреждения будут выявлены и описаны при осмотре автомобиля экспертами после обращения в страховую компанию.
В п. 15 «Замечания» можно указать дополнительные сведения, если что-то не указали в п. 16 «Обстоятельства ДТП».
В п. 16 отмечаются обстоятельства ДТП (в крупных клетках, расположенных внизу, заполняется число отмеченных клеток). Заполняйте внимательно. Если автомобиль во время столкновения стоял, отмечайте соответствующий квадратик (клетку).
В п. 17 составляется схема ДТП. Схематично фиксируются транспортные средства после ДТП и обозначается направление движение каждого до момента столкновения.
Извещение подписывается каждым водителем в п. 15 и 18.
Оборотная сторона извещения о ДТП
Оборотную сторону извещения каждый водитель заполняет самостоятельно.
Пустые графы можно отметить прочерком. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.
После оформления ДТП и заполнения бланка Европротокола, желательно сделать копию своего экземпляра. В дороге вас может остановить инспектор ДПС и поинтересоваться причиной разбитого автомобиля. В этом случае будет достаточно показать копию извещения о ДТП.
Действия водителей после оформления ДТП по европротоколу
Потерпевший
В течение пяти рабочих дней потерпевший обращается в свою страховую компанию и передает страховщику:
1) бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии;
2) заявление о прямом возмещении убытков (заполняется в произвольной форме, или (чаще всего) образец предоставляется страховой компанией, где нужно заполнить необходимые графы);
3) электронный носитель с информацией (карта памяти с фото- или видеозаписью с места ДТП). При этом указывается, что вы не вносили изменений в фото и (или) видеозапись, то есть информация является некорректированной.
Виновник
Направляет бланк извещения о ДТП в свою страховую компанию. В течение пятнадцати дней с момента аварии не имеет права ремонтировать свой автомобиль. Если нужно приступить к ремонту, нужно предоставить машину к осмотру в страховую компанию потерпевшего или получить разрешение на начало ремонта.
Упрощенное оформление ДТП
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ОБ ОФОРМЛЕНИИ ДТП ПО «ЕВРОПРОТОКОЛУ» НА БЛАНКЕ, ВЫДАННОМ СТРАХОВОЙ КОМПАНИЕЙ
При оформлении ДТП в рамках Европротокола причинитель вреда обязан в течение пяти рабочих дней после даты ДТП направить или представить лично свой экземпляр извещения о ДТП страховщику, с которым у него заключен договор ОСАГО.
Неисполнение этой обязанности является основанием для предъявления страховщиком регрессного требования к причинителю вреда на сумму произведенной потерпевшему выплаты (в соответствии с подпунктом «ж» статьи 14 Закона об ОСАГО).
Что такое «Европротокол»?
Европротокол – это оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте “б” (см. ниже);
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
Какой из экземпляров заполненного извещения о ДТП необходимо оставить потерпевшему (заполняемый / самокопируемый)?
Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопирумый экземпляр заполненного извещения о ДТП считаются оригиналом документа).
По возможности необходимо избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП. Если все же в извещении о ДТП присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей.
Второй участник ДТП не представил заполненное с потерпевшим извещение о ДТП «своему» страховщику. Может ли страховая компания выставить регрессное требование?
В случае если участник ДТП, который является причинителем вреда, нарушит установленный Законом об ОСАГО срок подачи бланка извещения о ДТП в страховую компанию (пять рабочих дней с даты ДТП) или вовсе не представит документ страховщику, это может стать причиной для предъявления страховой компанией ДТП регрессного требования к данному лицу.
Какая сумма выплат по Европротоколу?
В случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции бланк извещения о ДТП, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к ДТП, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший вместе с извещением о ДТП также подает страховщику заявление о прямом возмещении убытков.
Необходимо также учитывать, что при оформлении Европротокола владельцы транспортных средств, с участием которых произошло ДТП, без согласия в письменной форме от страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.
Как оформить «Европротокол», если у водителей есть разногласия?
Для оформления «Европротокола» в случае наличия у участников разногласий в отношении происшествия необходимо совместно заполнить извещение о ДТП, в котором в обязательном порядке должна быть зафиксирована информация о наличии и сути разногласий. Кроме этого, при разногласиях обязательным требованием закона является фиксирование участниками данных о происшествии с помощью специального программного обеспечения либо технических средств контроля, обеспечивающих формирование информации о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в АИС ОСАГО (для этого можно воспользоваться мобильным приложением РСА «ДТП.Европротокол», которое рекомендуется установить на мобильное устройство заранее, чтобы ускорить процесс оформления на месте).
Только при выполнении указанных условий водители могут воспользоваться процедурой «Европротокола», максимальный размер возмещения страховщиком при этом составит 100 тысяч рублей. В случае если эти требования закона не выполняются, то оформление «Европроткола» невозможно и в этом случае необходимо обратиться в ГИБДД (тел. 102, 112, 911) для оформления документов о ДТП.
Можно ли оформить Европротокол при отзыве лицензии у страховой компании одного из участников ДТП? Куда предоставить экземпляр Европротокола (бланка извещения)?
Для применения Европротокола необходимо, чтобы были соблюдены установленные Законом об ОСАГО условия, в том числе наличие действующих договоров ОСАГО у участников ДТП либо договора страхования гражданской ответственности в рамках международной системы страхования «Зеленая карта» на момент происшествия (ст. 11.1 Закона об ОСАГО).
Схема определения организации, в которую необходимо обратиться в случаях отзыва лицензии
У кого отозвана лицензия |
В отношении страховщика причинителя вреда |
В отношении страховщика потерпевшего |
В отношении обоих страховщиков |