Какие пенсии были до Путина и сейчас: сравнение пенсионного обеспечения

Пенсионер в СССР и России: Как у стариков украли достойную жизнь

Советские граждане на заслуженном отдыхе не чувствовали себя изгоями в собственной стране

В середине июля 1956 года, как принято считать, в СССР ввели всеобщее пенсионное обеспечение. Но советскую пенсионную реформу с нынешней не сравнить. Пенсия в тот период рассчитывалась так. Если средняя заработная плата в рублях была до 50 рублей в месяц, то пенсия составляла 85% от зарплаты — 40 рублей. Если зарплата была 50 — 60 рублей в месяц, то пенсия составляла 75% от оклада — 42,5 рубля. Если зарплата была 60 — 80 рублей, то пенсия составляла 65% от утраченного дохода, то есть 45 рублей. В том случае, когда человек зарабатывал больше 100 рублей, то ему было положено содержание в размере 50% от заработка или 55 рублей.

Причем размеры пенсий советской элиты не были запредельными. В 1980-х члены Политбюро получали 500 рублей, кандидаты — 400, секретари ЦК -300 рублей. Для сравнения, военные пенсионеры ы СССР получали немногим меньше. Например, полковнику выплачивалась пенсия в размере 250 рублей, высшему звену — 300 и выше. Наконец, вполне «партийные» пенсии были у работников науки. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий: травма на производстве или профессиональное заболевание — 110% от зарплаты для I группы, 100% для II группы, 65% для III группы. Общее заболевание — I группа 100%, II — 90%, III — 45%.

А вот какими были пенсии простых советских граждан без всяких дополнительных пенсионных реформ. Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимальная пенсия, при условии высокой заработной платы и необходимого стажа, накануне развала СССР составляла 132 рубля.

Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы: за непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет — 10%, за общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам — 10%, за непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35−20%.

Что важно, пенсию по желанию граждан можно было рассчитать по последнему году работы, либо за любые пять лет предыдущего стажа.

В результате, рядовой советский гражданин вполне мог рассчитывать на пенсию до 150 рублей в месяц. Именно поэтому на советскую пенсию можно было безбедно жить и не ждать блага от новой пенсионной реформы.

Заметим, в СССР в 1932 году Центральный совет социального страхования, с подачи Иосифа Сталина, установил коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) 50% для большинства отраслей советской экономики. Грубо говоря, было принято решение: пенсия должна быть равна половине должностного оклада.

А что происходит сейчас? По данным Росстата, по итогам 2018 года коэффициент замещения составил 32,8%. Рекордным в новейшее время соотношение было в январе 2017-го: тогда благодаря единовременной денежной выплате в размере 5 тыс. руб. коэффициент заметно подскочил. Но потом все вернулась на круги своя: в январе 2019-го отношение стало 34%. Пенсионная реформа тоже ничего не даст.

Для власти такие цифры тем более неприятны, что в 2018-м Россия — после многолетних проволочек — ратифицировала 102-я конвенцию Международной организации труда (МОТ) по нормам социального обеспечения. Это означает, что мы должны поднять размер пенсии до 40% утраченного заработка. И чрезвычайно сомнительно, что к 2024 году обещанная Владимиром Путиным пенсия в 20 тысяч будет соответствовать этому критерию. Пенсионная реформа приведет к еще большему обнищанию.

— В СССР в 1980-е коэффициент замещения значительно превышал 40% (норматив, установленный МОТ, — «СП»), — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Приведу некоторые данные по пенсиям РСФСР. Замечу, что я лично рассчитывал коэффициент замещения, пользуясь сборником «Народное хозяйство РСФСР», изданным Госкомстатом СССР в 1990 году. Итак, в 1980 году коэффициент замещения средней пенсией среднего заработка был 37%, в 1985 — 41%, в 1987 — 40,7%. Потом в СССР началась инфляция. В 1988-м коэффициент снизился до 38%, в 1989-м — до 37,5%.

Однако глубокий непрофессионализм — считать, что благосостояние пенсионера в СССР исключительно пенсией определялось. Например, нынешние либералы не понимают советскую пенсионную систему. В которой, помимо собственно пенсии, были еще льготы и выплаты из общественных фондов потребления.

Так вот советские пенсионеры, сохранившие связь со своим предприятием, эти выплаты и льготы получали. И на предприятии, и в районе, а некоторые — на союзном уровне, если у них была персональная пенсия.

«СП»: — Как это выглядело в цифрах?

— Вот цифры — округленно — по выплатам из фондов общественного потребления в год. 1980 год — 500 рублей на человека, 1985 — 600 рублей, 1986 — 620 рублей, 1987 — 640 рублей, 1988 — 700 рублей, 1989 — 760 рублей.

При этом пенсионеры часто получали льготы из общественных фондов потребления даже в большем объеме, чем работающие. Пенсионеру чаще давали санаторно-курортную путевку, его внукам чаще давали путевку в пионерлагеря. Пенсионер чаще мог пользоваться заводским столом заказов, для них были специальные магазины типа «Ветеран». Наконец, у пенсионера могла быть льготная запись на получение дачного участка.

Словом, общественные фонды потребления в СССР давали существенную прибавку — и к пенсиям, и к зарплатам. Чтобы вы представляли, о чем речь, назову и цифры по зарплатам.

1980 год — 178 рублей, 1985 — 201 рубль, 1986 — 207 рублей, 1988 — 216 рублей, 1988 — 235 рублей, 1989 — 260 рублей. Это средняя зарплата по народному хозяйству РСФСР.

А вот пенсии по возрасту: 1980 — 65 рублей, 1985 — 83 рубля, 1986 — 85 рублей, 1987 — 88 рубле, 1988 — 90 рублей, 1989 — 100 рублей.

«СП»: — Что получается в сравнении зарплат, пенсий и дополнительных выплат?

— Возьмем 1989 год. Зарплата — 260 рублей. Пенсия — 100 рублей, плюс почти 70 рублей из общественных фондов потребления. Ну и как вам такое сравнение, разве это плохо?

Добавьте, что советская экономика была экономикой очереди. То есть, было все — но не всегда, не для всех, и не сразу. Вот это «не сразу» и говорило: прежде чем что-то получить, сперва отстой очередь.

Так вот, пенсионер, имея свободное время, имел большое развлечение — он шел в очередь. Но для него очередь была льготная — по ветеранскому удостоверению. Поэтому пенсионер в советское время очень часто был кормильцем семьи. Он, может быть, немножко меньше получал денег, но имел больше возможностей превратить эти деньги в товар.

Этот факт — что пенсионеры в СССР имели прибавку из фондов общественного потребления — нынешними либералами часто замалчивается. Как и факт, что пенсионеры и ветераны имели преимущественный доступ к этим фондам — им как бы компенсировали отсутствие зарплаты.

Плюс, у них было право на работу. Но с одним условием: денежная пенсия, плюс зарплата, не должны были превышать 200−220 рублей.

«СП»: — Пенсионная система в СССР была преемником дореволюционной системы?

— Нет, так сказать нельзя. Дореволюционная пенсионная система — это эмитарные кассы, которые очень выборочно обслуживали население, и касались, в основном, служащих госорганов.

Советская пенсионная система с 1933 года была отраслевая — вводилась в промышленности, но только в ведущих отраслях. Плюс среди чиновничества. А с 1956 года она была распространена на всю промышленность. Но на сельское хозяйство пенсионная система была распространена только в начале 1960-х Никитой Хрущевым.

Так что нельзя говорить, что в 1956-м пенсионная система в СССР стала всеобщей — сельское население тогда составляло 50% от всего населения страны. Но эта система, бесспорно, была более справедливой, чем нынешняя.

— Пенсий, которые получали пенсионеры в СССР, вполне хватало на нормальную жизнь, — говорит декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Даже минимальной пенсии в 50−60 рублей хватало, чтобы человек не просто не голодал, но и мог время от времени позволить себе некоторые бонусы. «Полная» же советская пенсия вполне была сопоставима со средней зарплатой в стране. А некоторые — например, военные — получали очень большие пенсии, и считались людьми вполне обеспеченными — по советским меркам.

Так что нынешняя пенсия — даже если брать ее лучший, московский вариант, — до советской никак не дотягивает. Ни с точки зрения социального обеспечения, ни с точки зрения благополучия.

Какая пенсия у Путина: размер президентских выплат

Какая пенсия у Путина интересно населению страны, так как у главы государства высокий уровень доходов. Президент является бывшим сотрудником спецслужб. Поэтому получить статус пенсионера он может на льготных основаниях.

Механизм расчета пенсии для Президента

Президентская пенсия в России рассчитывается и назначается в соответствии с указом Путина В.В. Акт издан в 1999 году «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

Владимир Путин получает пожизненную выплату. Она высчитывается таким же способом, как и для депутатов и членов Правительства страны.

Стандартная пенсионная выплата, именуемая также страховая составляющая пенсионного пособия. Полагается она всем гражданам. Расчет величины этой части производится на основании показателей заработной платы, которую получал россиянин. В учет принимается также длительность нахождения на должности.

Однако вне зависимости от стажа, пенсия Президента составляет 3/4 от его заработка.

Для сравнения, аналогичная доплата полагается председателям Совета Федерации и Государственной Думы, а также Премьер-министру. Для этого их стаж должен составлять минимум 1 год.

Расчет пенсии для чиновников

У первого вице-премьера и министров есть преимущество при расчете пожизненных выплат. Если они отработали на своей должности до 3 лет, им доплачивают 55% от заработной платы. При стаже, равном от 4 до 8 лет, сумма пенсионных выплат увеличивается до 75%.

При продолжительности работы в 9-12 лет гарантирована пенсия в размере 85% от оклада. Максимальная пенсионная выплата полагается, если министр протрудился на своей должности более 12 лет. Она равна 95% от заработка.

Размер президентской пенсии в России равен 75% от зарплаты. Величина не меняется, даже если стаж составляет 8 лет и более. В этом отношении глава государства уравнивается с рядовыми депутатами Государственной думы, которые при стаже, составляющем 3 года, получают доплату в 55%.

Величина пенсионных выплат Президенту

Президентская пенсия в России рассчитывается на основе заработной платы гаранта Конституции. С 1 января 2018 года она равняется 741 502 рублей в месяц. 75% от этой суммы составляют 556 126 рублей. С помощью этих расчетов удастся сказать, сколько пенсия у Путина.

Для сравнения, у премьер-министра Дмитрия Медведева на данный период зарплата составляет 570 тысяч рублей. Аналогичный месячный оклад получают Валентина Матвиенко (глава Совета Федерации России) и Вячеслав Володин, который занимает должность председателя Государственной думы.

Доплата к пенсии им полагается лишь в том случае, если они занимают свою должность больше года. Матвиенко руководит верхней палатой при Федеральном собрании с осени 2011 года и потому также получает 75%-ную часть оклада в качестве пенсионных выплат. В ее случае сумма пособий составляет 427 500 рублей.

Пенсия бывшему Президенту РФ и чиновникам

Бывший президент России в 2008-2012 годы Дмитрий Медведев возглавил Правительство весной 2012 года, после президентских выборов, на которых победил Владимир Путин. Работа на своей должности на протяжении более 7 лет позволяет ему рассчитывать на пенсию в 75% от оклада.

Меньше всех на своем посту проработал Вячеслав Володин – всего лишь чуть более 2,5 лет, с октября 2016 года, но и он может рассчитывать на высокое пожизненное пособие. Правда, ни Медведев, ни Володин пока не достигли пенсионного возраста, поэтому эти выплаты сейчас им не полагаются.

У министров пенсионная выплата, зависящая от продолжительности стажа, варьирует в пределах от 231000 до 399000 рублей. На самое высокое пособие может рассчитать глава Министерства иностранных дел — Сергей Лавров, занимающий свой пост с весны 2004 года, дольше всех из нынешнего кабинета министров.

Получает ли Президент пенсию

Президентская пенсия в России, размер которой был установлен законодательно, имеет свои особенности назначения. Как и другие граждане, Владимир Путин получает пенсионные выплаты в соответствии с заявительным принципом.

По неподтвержденным сообщениям из Кремля, Владимир Путин не подавал заявление в Пенсионный фонд, и потому он официально не является пенсионером. Также Президент наравне с Премьер-министром и остальными министрами официально считаются «занимающими госдолжности Российской Федерации».

Для этих категорий граждан пенсионный возраст был увеличен еще с 1 января 2017 года. Мужчины могут рассчитывать на пенсионные выплаты с 65 лет, а женщины – с 63 лет. Это изменение не позволяет одновременно получать и заработную плату, и пенсии.

Владимир Путин до наступления 65-летнего возраста (7 октября 2017 года) по закону не мог стать пенсионером. Только от него самого зависит, когда он начнет получать пенсию.

Расчет пенсии для граждан в 2020 году

Президенту России не стыдно за пенсии россиян, так как им предусмотрены нововведения относительно расчета пособий. Это касается граждан, которые не осуществляют трудовую деятельность. Изменения касаются порядка индексации выплат пенсионерам.

Указывается, что к пенсиям будут полагаться надбавки в том случае, когда сумма составляет менее прожиточного минимума. Во внимание принимается величина ПМ на территории, где проживает конкретный гражданин. Стоит иметь в виду, что на этом основании пенсионные выплаты в разных регионах могут разниться.

При проведении индексации размер пособий повысится до 8028 рублей. Социальные доплаты в среднем будут достигать 1000 рублей. Это говорит о том, что по стране пенсионеры получают примерно 9000 рублей.

Суммы, которые ранее не получены гражданином, будут ему компенсированы. В этом случае надбавка составит порядка 2000 рублей. В конечном итоге граждане с мая 2020 года будут получать 11000 рублей.

Путин указал на необходимость проведения индексации в размере 6,6%. Для сравнения, в 2019 году этот показатель составил 7%.

Что предусмотрел Путин для работающих пенсионеров

Граждане, которые продолжают трудиться, не получат надбавки при проведении индексации.

Правительство Российской Федерации посчитало, что для повышения материального обеспечения таких пенсионеров нет оснований по следующим причинам:

  • увеличивается рост дохода пенсионеров за счет среднестатистического повышения заработной платы по стране;
  • отмечается значительный рост доходов граждан, продолжающих работать, что в конечном итоге приводит к большему ежемесячному доходу, в отличие от неработающих пенсионеров.

Для рассматриваемой категории граждан произойдет повышение пенсий в том случае, когда они прекратят трудиться.

Таким образом, размер пенсии Путина вне зависимости от того, сколько он будет занимать пост главы государства, равен 75% заработка. Для таких чиновников, как Председатель Государственной Думы и Совета Федерации, Первый министр исполнительной власти пенсионные пособия могут достигать планки в 95% от заработной платы.

Пенсии в РФ и в СССР

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 5 ЗР
  • 2 часa промо-показов 10 ЗР
  • 3 часa промо-показов 15 ЗР
  • 4 часa промо-показов 20 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

В последнее время наблюдаю на разных форумах и блогах – распускание слухов, о том, что в СССР люди жили чуть ли не в проголодь, на зарплату нечего было купить поесть, в магазинах было шаром покати, всё выдавалось по талонам и были огромные очереди связанные с дефицитом товаров.

Какая несуразица, спросите вы? Откуда очереди, если в магазинах ничего не было?

Ну начнём с того, что дефицит был в основном на импортные товары, связанный с закрытием границ и холодной войной с США, естественно – ни о каком товарообороте СССР с капиталистическими странами, не могло идти и речи. Скажем сейчас на коммунистической Кубе, тоже закрыт и экспорт и импорт между США, хотя кубинцы вовсе не против (просто со стороны американцев полное дипломатическое и коммерческое эмбарго на Кубу).

В РСФСР – дефицита жизненно необходимых продуктов, как такового не было.

Очереди были только в продуктовых магазинах, так как их количество на душу населения было не таким, как сейчас, а обычно 1-2 магазина на микрорайон (сейчас почти в каждом новом доме, на первом этаже имеется продуктовый магазин + мелкооптовые продуктовые рынки, палатки, киоски), где всё продавалось через одну кассу, что и вызывало огромные очереди.

В Советское время, конечно не все республики и города были самодостаточными. Вкладывались огромные деньги в республики Средней Азии, они были полностью дотационными. Возможно там и был дефицит, ничего сказать не могу.

Для сравнения уровня жизни современных россиян и товарищей из СССР, сравним на примере современных пенсий и пенсий времён СССР, так как разброс современных зарплат, просто нереальный (разница в сотни тысяч раз, между простыми работягами и чиновниками, от тысячи рублей – до сотен тысяч.)

Поэтому сравним уровень жизни современных пенсионеров и пенсионеров из СССР, какие блага мог позволить себе пенсионер, после оплаты за услуги ЖКХ – на оставшиеся деньги.

Курс президента Владимира Путина на опережающий рост пенсий так и не помог россиянам достичь советского уровня потребления. За последние 10 лет пенсии в России выросли номинально почти в шесть раз.

Однако в пересчете на основные продукты питания покупательная способность сегодняшних пенсий все еще существенно ниже, чем была в советское время.

Средний размер назначенных пенсий в целом по России сейчас, согласно Росстату, приближается к 11 тыс. руб. в месяц.(СТАТЬЯ 2014 г.) Номинальный рост за последние 10 лет – почти в шесть раз. Казалось бы, можно говорить о серьезном социальном успехе российского руководства.

Судя по сводкам Росстата, рост пенсий в номинальном выражении сопровождался ростом их покупательной способности. Например, в 2003 году пенсионеры могли на пенсию ежемесячно покупать 18,4 кг говядины – если гипотетически предположить, что они каждый месяц будут тратить на говядину всю свою пенсию. В 2013 году пенсионеры могли себе позволить купить на всю пенсию 33,4 кг говядины в месяц.

То же самое, как ни странно, произошло и с другими основными видами продуктов питания, а также одежды и обуви. Покупательная способность пенсий выросла в разы. Единственные статьи расходов, по которым почти не заметно изменений, это проезд в общественном транспорте и коммунальные услуги. В этом случае рост покупательной способности пенсий за десятилетку был незначительным.

Однако социальные достижения последних лет меркнут, если сравнить сегодняшние показатели с позднесоветскими. Первый зампредседателя бюджетного комитета Госдумы Оксана Дмитриева подготовила доклад об уровне пенсионного обеспечения в современной и советской России. В нем содержатся неутешительные выводы.

В основе доклада лежат официальные данные о пенсионном обеспечении граждан. Можно сомневаться в достоверности отечественной статистики, но других данных просто не существует. Дмитриева предлагает несколько критериев оценки уровня пенсионного обеспечения.

Один из таких критериев – реальная покупательная способность пенсий. «Поскольку если речь идет не об относительном размере пенсий по отношению к принятым в данной стране стандартам жизни, а о некотором абстрактном удовлетворении базовых потребностей в еде, жилье, одежде и медикаментах, то показатели покупательной способности средней пенсии базовых материальных продуктов и услуг могут показать динамику абсолютного улучшения или ухудшения жизни пенсионера», – поясняет Дмитриева.

Как показал анализ, в 2012 году на трудовую пенсию можно было приобрести гораздо меньше продуктов питания, чем в 1985 или 1990 году.

Дмитриева приводит в качестве примера статистику по хлебу, говядине и молоку. В 1985 году средняя трудовая пенсия составляла 73 руб. На всю эту сумму можно было купить в месяц либо 521 кг хлеба, либо 43 кг говядины, либо 260 л молока. В 1990 году пенсия и ее покупательная способность выросли еще больше: примерно на 100 руб. в месяц можно было купить либо 728 кг хлеба, либо 51 кг говядины, либо 364 л молока.

И для сравнения – в 2012 году трудовая пенсия россиян составляла, как следует из доклада Дмитриевой, почти 9,3 тыс. руб. в месяц. И на всю эту сумму можно было купить только 184 кг хлеба, 37,4 кг говядины или 274 л молока.

«Покупательная способность средней пенсии по продуктам питания в 2012 году ниже, чем в 1990-м. Естественно, что этот показатель тесно связан с общей динамикой уровня жизни в стране. Если на протяжении длительного периода времени происходит ухудшение социально-экономического положения населения страны, то трудно предполагать иную динамику в отношении пенсий», – объясняет Оксана Дмитриева.

Стоит отметить, что те же процессы происходят и с зарплатами. В 1990 году средняя зарплата составляла около 300 руб. в месяц. На нее можно было купить примерно 2,2 тыс. кг хлеба, 151 кг говядины или более 1 тыс. л молока. В 2012 году зарплата была на уровне 26,7 тыс. руб. в месяц. Это либо 527 кг хлеба, либо 107 кг говядины, либо 786 л молока.

Другой критерий оценки уровня пенсионного обеспечения – соотношение пенсии и прожиточного минимума пенсионера.

Расчеты подтверждают тот же самый вывод: российская пенсия не дотягивает до советской. В 1985 и 1990 годах соотношение было 2,2–2,4 раза. В 2012-м оно составило 1,7 раза.

Хотя если оценить пенсионное обеспечение с точки зрения коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, то в этом случае получается, что сейчас ситуация не столь плачевна. Так, по данным Дмитриевой, в 1985 году коэффициент замещения был 36,7%, в 1990-м – 33,7%, а в 2012-м – 34,9%. Правда, все равно этот показатель ниже уровня, рекомендованного Международной организацией труда (МОТ). Согласно МОТ, коэффициент замещения должен быть не ниже 40%.

Иначе говоря, из доклада Дмитриевой следует, что, несмотря на проведенные реформы, на принятые Владимиром Путиным решения по повышению уровня жизни бюджетников и пенсионеров, из которых президент пытался сформировать свой основной электорат, сегодня старики живут хуже, чем в советское время.

При этом уже не раз высказывалось мнение, что после проведенной в 2013–2014 годах пенсионной реформы положение пожилых граждан ухудшится еще больше.

Об этом, в частности, предупредил на конференции в Российской академии наук директор актуарных расчетов и стратегического планирования Пенсионного фонда Аркадий Соловьев. Как следовало из его выступления, проведенная реформа не решает существующие проблемы пенсионного обеспечения, а скорее их усугубляет: «Пенсионеры 30-х – 40-х годов будут вспоминать, как счастливо жили пенсионеры в 2014-м».

Сравнение сегодняшних экономических достижений с советскими проводилось исследователями и раньше. Наиболее спорным оказался доклад Высшей школы экономики (ВШЭ) под названием «Уровень и образ жизни населения России в 1989–2009 годах». Он был презентован три года назад на Апрельской конференции в ВШЭ. Среди его авторов многие известные экономисты и социологи, а также научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. Этот доклад тогда многим показался одой сегодняшнему руководству страны и избранной властями экономической политике. По признанию авторов, результаты проведенного исследования оказались лучше, чем они ожидали.

«С 1990 по 2008 год уровень среднего текущего рыночного потребления за счет средств домашних хозяйств в России вырос на 45%. Сводный индекс благосостояния, который кроме рыночного текущего потребления учитывает изменения в ценовой доступности жилья (то есть важнейшие элементы накопления домашних хозяйств), а также нерыночные индивидуальные услуги (здравоохранение, образование и социальное обеспечение), дает более скромный результат – рост на 32%, – говорилось в докладе ВШЭ. – Тем самым мы убедились, что упадка среднего уровня благосостояния населения России по сравнению с предреформенным уровнем сегодня нет. Напротив, после тяжелейшего кризиса мы восстановили масштабы экономики, а уровень жизни в целом заметно повысился».

Правда, и в том оптимистичном докладе не обошлось без ложки дегтя. Казалось бы, позитивный итог последних десятилетий – выросла обеспеченность граждан собственным жильем, а также коммунальными услугами по сравнению с советским временем.

Но одновременно с этим для семей выросло и финансовое бремя по обслуживанию жилья.

Как говорится в докладе ВШЭ, «для значительной части населения, основным источников доходов которого являются зарплаты и пенсии, доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг за сопоставимую квартиру увеличилась примерно в 1,5 раза».

по материалам rexton9000 и dolo-res

Какая пенсия у Путина с Медведевым и членов правительства?

Зарплата Владимира Путина сейчас составляет 715 тысяч рублей, его пенсия будет равна 75% от этой суммы или 536 тысяч.

Зарплаты и пенсии в правительстве

Зарплаты высших российских чиновников превышают 400 тыс. руб., министров-силовиков — приближаются к 800 тыс. руб. Не отстают от зарплат и пенсии отставных чиновников.

Все бывшие российские премьер-министры могут претендовать на доплату к пенсии в 55—75% от вознаграждения действующего председателя правительства, следует из президентского указа о пенсиях бывшим высшим чиновникам от 1995 года. После апрельского повышения зарплаты премьер-министра Дмитрия Медведева до 570 тыс. руб. экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в 313,5—427,5 тыс. руб. Минимальная доля полагается экс-премьерам, проработавшим на госдолжностях от года до трех, максимальная — тем, чей стаж превышает три года.

Экс-премьерам и другим чиновникам, проработавшим на госдолжностях меньше года, доплата не полагается. Исключение сделано лишь для бывших высокопоставленных советских чиновников — им доплата (минимум — 45% от вознаграждения действующих должностных лиц) назначается при любом стаже, следует из адресованного им президентского указа от 1996 года.

В дополнение к ежемесячным выплатам экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, получают трудовую пенсию — в среднем 17—18 тыс. руб., отмечает источник, близкий к Пенсионному фонду России (ПФР).

Формально на премьерскую надбавку сейчас могут претендовать восемь человек. Пенсионного возраста достигли четверо — Сергей Степашин (62 года), Михаил Фрадков (64 года), Виктор Зубков (73 года) и Евгений Примаков (84 года). Из них лишь Фрадков продолжает занимать госдолжность (возглавляет СВР), это не дает права на доплату, следует из президентского указа 1995 года. Зубков весной 2012‑го был назначен спецпредставителем президента по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа, но он не занимает госдолжности, такого поста нет и в реестре должностей федеральной гражданской службы. Это значит, что Зубков может получать премьерскую доплату.

Право на максимальную премьерскую доплату (427 500 руб.) есть у Примакова и Степашина — первый возглавляет совет директоров коммерческой компании ОАО «РТИ», общий стаж замещения им госдолжностей близок к десяти годам; второй — председатель наблюдательного совета госкорпорации Фонд содействия развитию ЖКХ. Степашин исполняет свои обязанности на общественных началах, ни госслужащим, ни лицом, замещающим госдолжность, не является.

Пенсия президента России

Бывшие президенты России не попадают под действие указа 1995 года — в 2001 году для них принят специальный закон. Экс-президенту, оставившему все госдолжности, гарантировано пожизненное содержание в 75% от вознаграждения действующего главы государства. По подсчетам, эта доля сейчас превышает 536 тыс. руб. (в апреле Владимир Путин увеличил свою зарплату в 2,75 раза, до 715 тыс. руб.). На такую же выплату может претендовать и экс-президент Дмитрий Медведев.

Закон о гарантиях бывшему президенту был принят для Бориса Ельцина. После смерти экс-президента в 2007 году его вдова Наина Ельцина получила право на пособие в шесть минимальных пенсий по старости. С 1 января 2015 года оно составит 21 760 руб., подсчитал РБК: в конце нынешней весенней сессии Госдума изменила закон, назначив Ельциной пособие по потере кормильца.

Пенсия у министров

В отличие от экс-президентов и экс-премьеров, которые после выхода на пенсию сохраняют большую часть своей зарплаты, действующие министры могут претендовать лишь на ее малую часть. В 2013 году указом президента зарплаты этих должностных лиц были повышены до 254 000 руб., с 1 сентября этого года — до 420 000 руб. Но эти зарплаты на четыре пятых состоят из ежемесячного денежного поощрения, а при расчете доплаты (по тому же указу 1995 года) учитывается лишь денежное вознаграждение — 51 800 руб. сейчас, 81 500 руб. — с 1 сентября этого года.

В зависимости от общего стажа замещения госдолжностей доплаты к трудовым пенсиям (17—18 тыс. руб.) федеральных министров несилового блока сейчас составляют от 28 490 руб. (55% от вознаграждения министра, для работавших на госдолжностях больше года, но меньше трех) до 49 200 руб. (95% от вознаграждения министра, замещающего госдолжности больше 12 лет), и из них вычитается сумма фиксированного базового размера трудовой пенсии (сейчас чуть больше 3900 руб.), следует из президентского указа 1995 года. Большинство министров может рассчитывать на доплату 55—75% от вознаграждения действующего министра — на большее почти ни у кого не хватает стажа, говорит собеседник, близкий к ПФР.

После сентябрьского повышения министерских зарплат доплаты к пенсиям для экс-министров будут колебаться в диапазоне от 44 800 до 77 400 руб. Соответственно, начисляться им будет пенсия в диапазоне от 57 000 до 90 000 руб.

Пенсии чиновников

На 75% от зарплаты премьера могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин — у обоих стаж замещения госдолжностей больше трех лет. Закон о статусе сенатора и депутата приравнивает объем их социальных гарантий — в частности, размеры денежного вознаграждения и пенсий — к премьерскому. Но в целом пенсии Нарышкина, Матвиенко и других бывших спикеров обеих палат парламента могут оказаться немного меньше премьерской: по закону о статусе сенатора и депутата их трудовые пенсии не суммируются с премьерской доплатой, а поглощаются ею.

Формальное право претендовать на премьерские доплаты к пенсиям есть и у предшественников Матвиенко и Нарышкина — бывших председателей Совета Федерации Владимира Шумейко и Егора Строева и экс-спикеров Госдумы Ивана Рыбкина, Геннадия Селезнева и Бориса Грызлова.

Будут разочарованы размерами своих пенсий депутаты Госдумы и сенаторы, которые законом о своем статусе приравнены к федеральным министрам (с 1 сентября их зарплаты также возрастут до 420 000 руб.). Даже более чем 20-летний депутатский стаж Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского не позволит им получать доплату, превышающую 75% от вознаграждения гражданского министра, то есть после сентябрьского увеличения их будущие пенсии составят 61 000 руб.

Парламентарии, проработавшие меньше года, на доплату к пенсии претендовать не смогут. В то же время на максимальную депутатскую пенсию может рассчитывать, в частности, изгнанный из Госдумы по обвинению в ведении бизнеса бывший эсэр Геннадий Гудков — закон лишает права на доплату только осужденных судом.

Сейчас доплаты к пенсиям, положенные лицам, замещавшим госдолжности, из федерального бюджета получают 235 человек, сообщили в пресс-службе Минтруда. Это малочисленная, но растущая категория пенсионеров, отмечает собеседник, близкий к ПФР. Убывающая группа — бывшие советские функционеры. Сейчас таких «персональных пенсионеров» 199, сказано в ответе Минтруда на запрос РБК. Сколько бюджет тратит на пособия бывшим должностным лицам России, СССР и РСФСР, министерство не сообщило. В бюджетных проектировках на 2015—2017 годы нужные средства предусмотрены, говорил ранее представитель Минфина, объясняя, почему данная строка с годами увеличивается.

Изначально денежное содержание высокопоставленных чиновников формировалось (из денежного вознаграждения и поощрения) таким образом, чтобы не показывать, что чиновники много зарабатывают, объясняет эксперт по госслужбе Владимир Южаков. Хотя зарплаты выросли и их размеры давно ни для кого не секрет, способ их формирования не изменился — нужно изменить его, тогда и пенсии изменятся, считает эксперт. Если зарплата чиновников, как иногда декларировалось, будет увязана с результатами их работы, то и пенсии должны быть увязаны с ними, говорит Южаков.

Зарплата Путина и Медведева с 1 октября 2019 года повышается на 4,3%

В соответствии с указом № 481, подписанным 7 октября — в день рождения Путина, денежное вознаграждение президента России и председателя правительства «в целях обеспечения социальных гарантий» увеличивается с 1 октября 2019 года на 4,3%.

В мае пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков прокомментировал информацию о росте зарплат в Кремле и правительстве.

По его словам, сотрудникам администрации президента и аппарата правительства вернули 10% зарплаты, которые были урезаны несколькими годами ранее.

Президент Владимир Путин, согласно декларации, за 2018 год заработал чуть более 8,6 млн руб. Премьер-министр Дмитрий Медведев заработал 9,9 млн руб.

По данным Росстата, средний оклад федеральных госслужащих в 2018 году вырос на 5,4%, превысив 126 тыс. руб. Это в три раза выше средней зарплаты россиян по итогам прошлого года. Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками были названы сотрудники аппарата правительства.

Пенсии в России от Николая II
до Путина

20 – 40% от последней месячной зарплаты (военные, чиновники, врачи, учителя, рабочие).

Военные и чиновники, вне зависимости от возраста выхода в отставку, а лишь от выслуги лет и чина, получали 20 – 40% последней зарплаты. Рабочие государственных заводов – 1,5% от населения страны – получили право на пенсию перед самым началом Первой мировой войны. Но не по старости, а лишь по инвалидности – около 25% зарплаты. Аналогичные пенсии были и на отдельных частных заводах.

5 – 10% от последней месячной зарплаты (рабочие и служащие).

К этому году сталинская пенсионная система сложилась окончательно. В 1932 году был установлен пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но выйти на заслуженный отдых можно было лишь при стаже не менее 20 и 25 лет соответственно. Заметный скачок вперед по тем временам. Выплаты по старости полагались большей части рабочих и городских жителей. А вот колхозников обошли стороной. У сталинской пенсии оставалось два больших недостатка. Прожить на нее было невозможно. А получить ее – только при наличии свидетельства о рождении, справок с мест работы о стаже и зарплате. Но во время разрухи и войн терялись документы – доказать свои права и заслуги многим не удавалось.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 – 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие).

Средние пенсии по стране составляли около 70 руб. (в пересчете на деньги после денежной реформы 1961 года). Максимальная пенсия не превышала 120 рублей. При этом в 55 и 60 лет можно было оставить работу и без стажа 20 и 25 лет. Но тогда полагалась лишь минималка – 35 руб. Прожить на нее было невозможно. Колхозники же в пенсионную систему снова включены не были. Лишь 10% деревенских жителей получали пособия (ветераны, механизаторы, председатели), но и у них пенсия составляла 31 руб., что не превышало 4 – 6% от общего дохода семьи. Но и им деньги платило не государство, а сельхозартели – фактически сами же крестьяне.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 – 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие); 15% (колхозники) (1) .

В России за всю ее историю появилось первое поколение деревенских стариков, которое формально уже не зависело от молодого поколения. Вот только на пенсию они могли выйти на 5 лет позже городских: в 60 и 65 лет. 12 руб., которые получало большинство сельских пенсионеров, едва хватало на жизнь за городом. Учитывая, что большую часть еды они получали от подсобного хозяйства и огородов.

В 1973 году государство вспомнило об инвалидах и семьях, потерявших кормильца. Если до 1973 года выделяемые им пособия оставались совсем мизерными, то теперь стали приравнены к средним пенсиям по старости.

33% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Забавно, но окончательно классовая дискриминация исчезает лишь на самом закате советской власти: селянам позволяют выйти на пенсию одновременно с городскими – вводится единый пенсионный возраст для всех, 55 и 60 лет. Так же уравнивают и размер пенсий колхозников с рабочими и служащими. В трудовой стаж, который остается 20 и 25 лет, включили учебу (если до вуза или техникума ты успел потрудиться), службу в армии, декретный отпуск. Изменился принцип расчета пенсии. Стали учитывать зарплату не за один последний год, а за два либо за любые пять лет непрерывного стажа.

34% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Началась разработка предпоследней российской пенсионной системы, которая заработала с 2001 года. Родившиеся до 1967 года получают пенсию по старым правилам. Учитываются советский, российский стаж и зарплата за последние несколько лет. За большой советский стаж дается солидная прибавка. Появившиеся на свет после 1967 года уже копят на свою пенсию – учитывается не зарплата за последние трудовые годы, а доход за весь стаж. Причем не только на основном месте работы, а любые официальные выплаты по трудовым договорам.

Формально заявлено о 37% от последней месячной зарплаты (все граждане страны), но в действительности это фикция (2) .

Нынешний вариант пенсионной системы. Теперь в копилку идут и трудовой стаж, и официальные зарплатные выплаты. Все это переводится в баллы, число которых в момент выхода на пенсию и определяет ее размер. Стоимость балла каждый год устанавливается правительством. Как это выглядит на практике, узнать, видимо, не удастся – правительство обещает предложить новую систему без всяких баллов.

КАК ЭТО БЫЛО

Расчет по пятилетке

В советское время сумма пенсии привязывалась к зарплате на основном месте работы в последний год. Теоретически всю жизнь можно было проработать дворником, в последний момент стать большим начальником – обеспечить себе приличную пенсию. Другой вариант: по желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней. То есть можно было получать пенсию за то, что ты работал большим начальником когда-то раньше. К 1980 году из-за увеличения продолжительности жизни количество пенсионеров заметно увеличилось. Но государство продолжало платить пособия – средняя пенсия на момент проведения Московской Олимпиады составляла 67 рублей – половину зарплаты молодого инженера в НИИ.

В 1985 году средняя пенсия в СССР достигла 72 рублей у городских жителей и 47 рублей у сельских: пиковый уровень в России за всю историю.

ВАЖНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

1. О пенсиях при «развитом социализме»

В реальности 50% от последней зарплаты получали далеко не все пенсионеры, а лишь самые малооплачиваемые. Если твоя зарплата была, например, 250 рублей (как у высококвалифицированного рабочего), ты мог рассчитывать на пенсию максимум 80 – 90 рублей. Северяне, зарабатывавшие 800 – 900 и даже 1200 рублей в месяц, получали пенсию максимум в 120 рублей. Одновременно появилась система так называемых персональных пенсий – местного (областного и республиканского) и союзного значения – от 110 до 130 рублей.

2. О пенсиях в наше время

Т. н. балльная система исчисления пенсий привела к колоссальной путанице, и в итоге 37% от последней зарплаты превратились в полную фикцию и тотальную уравниловку: будь ты хоть дворником, хоть миллиардером из списка «Форбс», но при расчетах ваши пенсии окажутся примерно одинаковыми – в пределах максимум 20 тысяч рублей в месяц с разницей в 1 – 2 тысячи рублей между нижней и верхней границами.

Подготовил Сергей ПОНОМАРЕВ.

У кого и на сколько вырастут пенсии по старости в 2020 году

С 1 января 2020 года всем неработающим пенсионерам проиндексируют трудовые пенсии — то есть те, что государство платит при достижении определенного возраста, если есть стаж и нужное количество баллов. Это та самая пенсия по старости, которую раньше на общих основаниях можно было получить в 55 или 60 лет, а теперь — позже.

Ежемесячные выплаты пенсионерам вырастут на 6,6%. Средняя пенсия в России увеличится примерно на тысячу рублей. Но прибавка у всех будет разной, а кто-то ее вообще не получит, хотя отработал 30 лет и давно имеет право на пенсию.

Вот как устроена индексация.

Формула индексации пенсий

С 1 января 2020 года пенсии вырастут только у неработающих пенсионеров: без трудовых и гражданско-правовых договоров, статуса ИП и добровольных взносов.

Индексация пенсий составит 6,6%.

Считать надо так.

Если пенсия по старости больше прожиточного минимума пенсионера в регионе:

Пенсия в 2019 году + 6,6%

Если пенсия меньше прожиточного минимума:

Пенсия по старости + 6,6% + Прошлогодняя доплата до минимума

Работающим пенсионерам прибавка с 1 января не положена. Но есть хитрость, которая поможет законно получить доплату. Подробности — в статье.

О какой индексации речь?

Каждый год государство пытается каким-то образом повысить пенсии. Суммы, которые пенсионеры получали в прошлом году, увеличивают на определенный процент. Такое повышение и называется индексацией. Раньше она была небольшой, но после повышения пенсионного возраста среднюю пенсию в России пообещали увеличить на 1000 Р . Для этого с 1 января 2019 года выплаты пенсионерам проиндексировали на 7,05%. Это почти в два раза больше, чем в предыдущие годы.

Тем же законом сразу установили размер индексации на несколько лет вперед. Увеличение пенсии произойдет за счет удорожания одного пенсионного балла и повышения фиксированной части.

У кого вырастут пенсии с 1 января 2020 года

С 1 января 2020 года проиндексируют трудовые пенсии неработающим пенсионерам. Неработающие пенсионеры — это те, кто не застрахован в системе обязательного пенсионного страхования. То есть за такого пенсионера никто не платит обязательные взносы: ни работодатель, ни он сам за себя.

Примеры индексации пенсий в разных ситуациях

Есть индексацияНет индексации
Пенсионер без работы и живет только на пенсиюПенсионер получает пенсию, но продолжает работать по трудовому договору
Пенсионер в сентябре еще работал, в ноябре уволился, а в феврале опять выйдет на работуУ пенсионера гражданско-правовые договоры с ИП или юрлицами
Пенсионер официально сдает квартиру или продает овощи со своего огородаПенсионер подрабатывает как ИП на упрощенке или патенте
Пенсионер подрабатывает репетиторством и использует налоговые каникулыУ пенсионера статус ИП на упрощенке, но он ничего не зарабатывает
Пенсионер зарегистрировался как самозанятый и зарабатывает 100 тысяч рублей в месяц на ремонте квартирПенсионер зарегистрировался как самозанятый, но платит за себя добровольные взносы

Вот два противоположных примера.

Если учитель физики вышел на пенсию, но продолжает работать в школе, он получает и пенсию, и зарплату. Работодатель каждый месяц платит за него страховые взносы — по 22% от суммы зарплаты. Учитель физики считается работающим пенсионером, поэтому с 1 января его пенсия не изменится. Ему немного повысят выплаты с 1 августа, но по другим правилам.

Если тот же учитель физики вышел на пенсию и уволился из школы, чтобы зарабатывать репетиторством на дому, он не обязан платить взносы и даже НДФЛ. То есть он вообще ничего не перечисляет в бюджет, получает пенсию и доход от занятий с учениками. Но с точки зрения пенсионного законодательства такой учитель — неработающий. С 1 января государство проиндексирует ему пенсию.

Это выглядит несправедливо с точки зрения платежей: тот, кто платит взносы и до сих пор пополняет бюджет ПФР, не получит прибавку. А тот, кто уже ничего не платит, будет ее получать за счет индексации. Таким способом государство пытается поддержать пенсионеров, которые не имеют дополнительных источников дохода кроме пенсии.

Какой будет индексация пенсий в 2020 году

С 1 января 2020 года пенсии по старости у неработающих пенсионеров вырастут на 6,6%. Такой размер индексации предусмотрели еще год назад, когда повысили пенсионный возраст.

Пенсия по старости считается по такой формуле:

Фиксированная часть + Количество баллов × Стоимость балла

Повышение складывается из двух частей:

  1. Фиксированная часть. Это сумма, которую начисляют абсолютно всем пенсионерам независимо от количества их пенсионных баллов. В 2019 году фиксированная часть составляет 5334,19 Р , а в 2020 — 5686,25 Р , то есть на 6,6% больше.
  2. Пенсионные баллы. За время работы на лицевом счете каждого человека копятся индивидуальные пенсионные коэффициенты. На их количество влияет сумма взносов: чем больше взносов, тем больше баллов. В 2019 году можно получить максимум 9,13. К пенсии накапливается какое-то количество баллов, и за каждый балл государство платит определенную сумму. В 2019 году один балл стоит 87,24 Р , а в 2020 году будет стоить 93 Р — тоже на 6,6% больше.

На сколько увеличатся пенсии

У всех пенсионеров прибавка будет разной. Не будет такого, что каждый в месяц станет получать на 1000 Р больше. Когда говорят, что пенсия вырастет на тысячу рублей, имеют в виду среднюю пенсию в России. Сейчас она составляет около 15 400 Р , а 6,6% от этой суммы — это как раз примерно 1000.

Но если пенсионер получает 12 500 Р в месяц, его прибавка составит 825 Р , а если 20 000, то пенсия вырастет на 1320 Р . На Чукотке пенсионер может получать и 30 тысяч рублей, тогда ему в 2020 году добавят почти 2 тысячи рублей в месяц.

Ссылка на основную публикацию