Чем занимается Министерство юстиции РФ: обязанности, права, история создания

Министерство юстиции – это. Понятие, структура, функции и полномочия

Область права – это одна из самых известных тем. Очень часто у нас любят обсуждать различные ограничения, проблемы и конфликты. А вот институтам, что следят за выражением прав, как правило, внимание уделяется не очень существенное. Одним из таких является министерство юстиции. Это один из самых важных институтов, что нужен для создания правового государства. Что он собой представляет? Какие функции возложены на него? Какие структуры включены в Министерство юстиции Российской Федерации? Давайте разбираться.

Общая информация

Какие задачи оно выполняет?

  1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности правительства и президента РФ.
  2. Организационно-правовая поддержка судебной реформы.
  3. Регистрация актов гражданского состояния, юридических лиц и правовой принадлежности недвижимости (а также сделок с нею).
  4. Регулирование правового обслуживания.
  5. Контроль над соблюдением законодательства.
  6. Осуществление юридических экспертиз принимаемых правовых актов органами субъектов РФ.
  7. Обеспечение информатизации.

Вот так, в общем, и выглядят функции министерства юстиции. Прежде, чем рассматривать их более внимательно, давайте сосредоточимся на структуре этого органа власти.

Что оно собой представляет?

Структура министерства юстиции состоит из управлений (департаментов) и отделов. Каждая единица занимается работой по одному из направлений. Как самостоятельное структурное подразделение здесь функционирует центральный орган уголовно-исполнительной власти. Начальники всех единиц назначаются лично руководителем Минюста. Кроме этого, в органы министерства юстиции входит ряд научно-исследовательских подразделений вроде Российской правовой академии.

В субъектах РФ

У читателя может сложиться впечатление, что Министерство юстиции Российской Федерации существует только в Москве. Но это не так. Есть министерства республик, отделы юстиции областей, краев и прочих субъектов РФ, что возглавляются определёнными начальниками и министрами. В случае, если рассматриваются вопросы, что затрагивают всю Российскую Федерацию – они рассматриваются центром. Но лицензионную работу, функционирование нотариата, нормотворческая деятельность в субъектах РФ – это всё совершается на местах.

Чем же занимается управление министерства юстиции?

  1. Участвует в правовом обеспечении осуществляемой нормотворческой деятельности. В данном случае подразумевается координация федеральных органов, что относятся к исполнительной власти, во время подготовки законопроектов, что вносятся на рассмотрение соответствующим субъектам.
  2. Осуществление юридической экспертизы относительно рассматриваемых правовых актов. В случае, если будет установлено, что они не соответствуют Конституции или федеральным законам, то готовится мотивированное заключение, где указывается, в чем проблема. Этому способствует система правовой информатизации, что разрабатывается и совершенствуется.
  3. Государственная регистрация нормативно-правовых актов ведомств федеральных органов, относящихся к исполнительной власти. В этом случае осуществляется контроль над соответствием Конституции, федеральным законам, распоряжениям и указам президента, постановлениям правительства. Также Минюст следит за правильностью и своевременностью их публикации. К тому же, он берёт участие в их подготовке к выпуску кодексов и сборников.

Это далеко не полный список.

Взаимодействие с судебной системой

  1. Обеспечивается установленный порядок функционирования судов. Обеспечение данной функции возложено на судебных приставов, которые являются частью министерства юстиции.
  2. Исполнение принятых судебных актов, а также решений других органов. Министерство юстиции занимается организацией и контролем порядка принудительного исполнения принятых постановлений.
  3. Минюст следит за исполнением наказаний уголовных преступлений. Так, в его ведение была передана пенитенциарная служба.
  4. Участвует в охране законных интересов граждан в международно-правовом поле. Так, министерство юстиции предоставляет предложения (вместе с МИД) о заключении договоров с иностранными субъектами, может вести переговоры по отдельным ситуациям.
  5. Организовывает и развивает систему юридических услуг. В данном случае подразумевается сотрудничество с различными организациями и объединениями адвокатов, регистрация и выдача лицензий гражданам, правовое просвещение.

Контролирующий аспект деятельности

Ещё министерством юстиции осуществляется государственная политика в сфере обеспечения защиты на права интеллектуальной собственности. Под его ведением также находится единственный реестр недвижимого имущества, посредством которого реализуется регистрация собственности и любые изменения в составе её конечных бенефициаров. Для обеспечения права граждан на квалифицированную высококачественную юридическую помощь осуществляется взаимодействие с адвокатурой и нотариатов, выдаются лицензии, координируется их деятельность. Также министерством юстиции осуществляется регистрация уставов создаваемых общественных объединений. На Минюст возложено создание, руководство, развитие и совершенствование деятельности учреждений судебной экспертизы.

Что ещё?

Важным является обеспечение органов и учреждений квалифицированным кадрами. Для этого Минюст взаимодействует с образовательными учреждениями, обеспечивает организацию профессиональной учебы и повышения уровня сотрудников. В силу специфики работы здесь как никогда актуально утверждение – кадры решают всё.

История Министерства

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось « …целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

Органы юстиции: задачи, основные направления деятельности

Министерством юстиции называются ведомства, отвечающие за разработку и осуществление законного регулирования, касаемо исполнения уголовных наказаний, оформления документов различных структур, обеспечивающие соблюдение порядка работы судов и реализации судебных решений, проверку прохождения регистрационных этапов для организаций.

Что такое органы юстиции Российской Федерации?

Это одна из важнейших структур, принимающих участие в организации нормативно-правового регулирования в стране. Функции данного подразделения власти достаточно широки. Органы юстиции являются правоохранительной системой, обеспечивающей исполнение судебных решений и имеющей большое значение в создании надлежащих предпосылок для функционирования множества государственных структур. Они тождественны судебным органам и применяют предписанные законом санкции относительно противоправных действий юридических или физических лиц.

История возникновения органов юстиции

Министерство юстиции образовано 8.09.1802 г. на базе верховного апелляционного суда Российской империи (криминальные и общественные дела). В том же году впервые был введен пост министра юстиции, который давал право действовать на основании предписаний генерал-прокурора. Окончательно органы юстиции завершили процесс формирования в 1811 г.

Образование департамента данного ведомства произошло в 1803 году. В это же время подразделение получило право на составление законопроектов и делало это вплоть до создания Госсовета. Далее органы юстиции вели проверку деятельности всех судов в Российской Империи, кроме военно-морских и церковных.

Министр юстиции выполнял полномочия генерал-прокурора Главного сената. В процессе Верховного суда он выступал в роли прокурора, а с 1864 г. функции министра пополнились обязанностями Главы прокуратуры. Помимо этого, чиновник занимался смещением, установлением и изменением должностей в органах суда.

К 1870 году Правительством Российской империи было принято решение передать юстиции соблюдение земельного порядка и надзора.

Функционирование Минюста

Функции органов юстиции России включают в себя:

  • проверку современных законопроектов на отсутствие противоречий Конституции и уже имеющихся ранее принятых законов;
  • трактовку нормативно-правовой документации, с юридической точки зрения;
  • учет и узаконивание общественных ведомств и формирований;
  • произведение контроля за нотариатом;
  • контролирование судов, прокуратуры;
  • улучшение правовых знаний граждан страны.

Состав Минюста

Система органов юстиции – это структурированный строй правительственных учреждений власти России, которые проводят регулирование работы исполнительного порядка и выполняют контроль во всех направлениях, подчиненных юстиции.

В данную структуру входят:

  • Министерство юстиции РФ;
  • Федеральная регистрационная служба.
  • ФСИН;
  • УФССП;
  • территориальные органы юстиции.

Все эти ведомства выполняют предписанные им поручения и распоряжения со стороны правительства во взаимодействии друг с другом.

Главные задачи Минюста

Задачи органов юстиции:

  • осуществление политики страны в пределах деятельности юстиции;
  • проверка соблюдения прав человека и державы в целом;
  • осуществление защиты прав интеллектуальной собственности;
  • надзор за функционированием судебных ведомств;
  • проверка исполнения установленных судом решений и актов;
  • наблюдение за выполнением уголовных наказаний.

Контроль за работой Минюста производит президент России.

Какие права входят в сферу деятельности Министерства юстиции?

Полномочия органов юстиции:

  • осведомление президента и правительства России о созданных законопроектах;
  • разработка графика функционирования органов юстиции и прогнозирование ее результатов, включая деятельность подструктур и государственных структур, имеющихся в подчинении;
  • соблюдение и исполнение Конституции, законов, международных соглашений России в областях, контролируемых органами юстиции;
  • введение правовых актов относительно работы всех органов власти, находящихся в подчинении;
  • разработка мероприятий по улучшению показателей работы Минюста;
  • выполнение юридической экспертизы законов;
  • учет государственных документов, разъясняющих права, свободы и обязанности граждан РФ;
  • выполнение юридического аудита правовых актов всех регионов РФ на согласованность с ФЗ и Конституцией;
  • ведение учета всей правовой документации регионов России;
  • утверждение форм регистрационных реестров функционирования нотариального аппарата;
  • определение порядка создания и управления реестрами, регулирует ведение данных документов региональными юристами;
  • контролирование работы судебно-экспертных учреждений Минюста;
  • подведение итогов деятельности и результатов функционирования, создание способов по их усовершенствованию;
  • контролирование соответствия заключений ведомств, подчиненных органам юстиции, законам Российского государства;
  • организация и проведение проверок территориальными органами юстиции;
  • выполнение прочих предписаний в установленной форме.

Полномочия Министра юстиции

Главой органов Минюста является министр юстиции Российской Федерации, которого назначает президент РФ (он же назначает заместителей). Глава юстиции непосредственно несет ответственность за выполнение всех полученных поручений, а также реализацию политики государства.

К его полномочиям относятся:

  • распределение обязанностей между заместителями министров, разделение полномочий среди чиновников;
  • утверждение положений о функциональных филиалах Министерства;
  • утверждение ежегодного графика работы и прогнозируемых показателей функционирования государственных структур, составление отчетов об их работе;
  • внесение на рассмотрение администрации президента РФ и демонстрация непосредственно главе государства проектов положений о подчиненных структурах, об их регламенте, возможной численности и об оплате труда рабочих этой сферы;
  • утверждение списка филиалов главного управления Министерства Российской Федерации, его региональных ведомств и учреждений;
  • утверждение на должность и освобождение от нее должностных лиц главного управления, если это не противоречит ФЗ;
  • внесение в Госдуму проектов концепции о подчиненных ведомству государственных органах;
  • отмена противоречащих Конституции РФ и законодательству нормативов правовой документации;
  • осуществление планирования функционирования юстиции;
  • издательство новых правовых актов, включая документы, разработанные коллегиально с руководством иных федеральных структур;
  • присвоение работникам ФСИН первых специальных званий за службу;
  • образование научных, экспертных и консультационных ведомств;
  • прочие полномочия, установленные для министра вышестоящим начальством.

Федеральная служба исполнения наказаний

На основании Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, ФСИН представляет собой национальную госструктуру исполнительных органов власти, выполняющих правоохранительные действия, контроль за следованием предусмотренного порядка при выполнении уголовного взыскания. Что касается осужденных, данная служба производит ряд мер по содержанию задержанных, которые находятся под охраной, и проверяет деятельность обвиняемых.

Задачи Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской федерации:

  • выполнение согласно законодательству РФ уголовного взыскания и арест людей, которых подозревают или обвиняют в участии противозаконных действий;
  • мониторинг действий осужденных, получивших условное наказание;
  • защита прав и свобод находящихся под арестом обвиняемых;
  • соблюдение порядка в организациях, где происходит заключение осужденных, в СИЗО; контроль за безопасностью как самих заключенных под стражу, так и работников этой сферы деятельности;
  • транспортировка обвиняемых до необходимого места пребывания;
  • выполнение всех необходимых условий для содержания заключенных, согласно правилам международных прав и ФЗ России;
  • помощь осужденным для социальной адаптации;
  • регулирование деятельности территориальных центров ФСИН Российской Федерации и подведомственных учреждений.

Основные полномочия ФСИН Российской Федерации:

  • обеспечение порядка и соблюдения законодательства РФ в СИЗО и местах лишения свободы;
  • транспортировка осужденных к местам, где они будут пребывать все время, назначенное для них судом;
  • подготовка документов, которые нужны для того, чтобы подать прошение о пересмотре дела, и выполнение юридической экспертизы;
  • взаимодействие со всеми территориальными учреждениями ФСИН в стране, контролирование их работы;
  • создание, ликвидация и дифференциация структур, исполняющих предписанные уголовные наказания.

Нотариат как структура

Минюст Российской Федерации занимается структурированием, контролем и регулированием многих сфер народной деятельности, включая и нотариальную.

Нотариат – госструктура, выполняющая функции сохранности прав и потребностей граждан и юридических организаций РФ.

Нотариальные органы юстиции удостоверяют сделки, которые, согласно установленному законодательству, обязательно должны иметь нотариальную форму (завещание, доверенность). А также выдают свидетельство о праве государственной регистрации собственности, заверяют копии документов, подписей и переводов.

Кто такие нотариусы?

Вышеуказанной деятельностью в нашей стране занимаются нотариусы. Местом их работы являются нотариальные органы юстиции.

В процессе своей деятельности нотариус должен быть неподкупным и справедливым, руководствоваться исключительно законами Российской Федерации, Конституцией и иными правовыми актами.

Он должен уведомлять обратившихся клиентов о последующем исходе в процессе нотариальной работы. Нотариусу предписано сохранять втайне информацию, известную ему вследствие исполнения своих должностных обязанностей. Он вынужден отказывать в сотрудничестве лицам, если таковое противоречит законодательству. Индивидуально практикующий нотариус возлагает на себя личную ответственность, если его действия привели к причинению ущерба.

Нотариальная палата – что это?

Общественная организация, которая включает в себя специалистов, имеющих членство в коллегии нотариусов и практикующих индивидуально, называется нотариальная палата.

Нотариальная палата считается юридической структурой, которая основывается на самоуправлении. Она представляет и защищает интересы членов своей организации, оказывая им помощь в успешном продвижении частных дел, стажирует людей, желающих стать нотариусами, проводит повышение квалификации и многое другое. Члены палаты платят взнос для её финансовой поддержки и функционирования и передают сведения о своих нотариальных процессах.

Судебная экспертиза

Судебная экспертиза — это процедура, основанная на законодательстве Российской Федерации и включающая в себя ряд исследований и составление заключений экспертом по тем задачам, которые были поставлены перед назначением экспертизы.

В неразрешимых ситуациях, когда нужна помощь профессионала и присутствуют сомнения относительно тех или иных судебных дел, человек обращается в центр судебной экспертизы. Подобных организаций очень много в России.

Центр судебной экспертизы выполняет свою службу согласно законодательству Российской Федерации. Кроме того, ведомство руководствуется Федеральным Законом № 73 и Инструкцией по организации работы судебных экспертиз в государственных экспертных ведомствах системы Минюста.

Таким образом, органы юстиции РФ исполняют колоссальный перечень поручений, которые они должны реализовать в различных областях деятельности соответственно законодательству и Конституции РФ при помощи территориальных филиалов.

История создания и развития Министерства юстиции России

Первое упоминание о Министерстве юстиции содержится в Манифесте Александра I от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении Министерств», который предусматривал в составе Правительства должность Министра юстиции – Генерал-Прокурора. На Министерство юстиции возлагались функции подготовки актов законодательного характера, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно должно было заниматься вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой. Для решения этих ответственных задач потребовались и известные в стране личности, и высококвалифицированные кадры.

Указом Александра I от 8 сентября 1802г. первым Министром юстиции Генерал-Прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин. Он проявил себя как талантливый организатор новой юстиции, и его управленческие способности нашли достойное применение на практике. В Министерстве он лично занимался разработкой Положения о его департаментах, отработкой механизма взаимодействия с Сенатом, боролся с мздоимцами и казнокрадами.

В эпоху Николая I Министерство юстиции уже стало остро ощущать недостаток профессиональных кадров. Поэтому в 1835г. при Министре юстиции Дмитрии Васильевиче Дашкове было открыто весьма привилегированное Училище правоведения, из стен которого вышло немало выдающихся людей своего времени. Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию российского законодательства. Лучшие умы страны обратили внимание на его чрезмерную запутанность, поскольку оно состояло из бесчисленного множества законов, «боярских приговоров», указов самодержцев и иных актов. Под руководством известного государственного деятеля М.М.Сперанского была проведена кодификация законодательства. При министре юстиции Дашкове эта, по словам императора Николая I, «монументальная работа» была завершена: издано 56 томов полного собрания законов Российской империи и 15 томов – Свода законов. Как говорил сам Сперанский, ни одно государство Европы не могло похвастаться столь определенным и ярким творением. После проведенной в 1864 году в России судебной реформы заметно расширились полномочия Министерства в решении кадровых и правоохранительных задач. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство вводило институты мировых судей и присяжных заседателей, одновременно – уже напрямую – руководило деятельностью прокурорского надзора и осуществляло управление местами лишения свободы. Таким образом, в тот исторический период Министерство юстиции обладало достаточными правами, чтобы не только влиять на формирование судейского корпуса Империи, но и определять и проводить в жизнь правовую политику страны, в частности, путем надзора за правосудием. После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было упразднено, а уже 8 ноября 1917г. создан Народный комиссариат юстиции, который сразу приобрел весьма широкие полномочия. На месте «до основанья» разрушенной судебной системы предстояло создать новую. Практическое претворение в жизнь Декрета о суде № 1 потребовало от органов юстиции неимоверных усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Кадровая проблема еще на долгие десятилетия останется одной из основных в деятельности органов юстиции. Но это была не единственная задача нового ведомства. Заметное место в его деятельности занимало создание огромного массива нового законодательства. Наркомюсту пришлось выполнять несвойственные для органов юстиции функции, которые в обычных условиях возлагаются на суды, прокуратуру и органы внутренних дел. Наркомюст шаг за шагом становился учреждением, в котором оказалась сосредоточенной вся работа не по общему, а прямому и повседневному руководству судами. Принятым 30 января 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК Наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей Прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 г., Верховный Суд входит в состав аппарата Наркомюста. В последующем полномочия Наркомата не претерпели радикальных изменений. По Положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 г. он и его местные органы могли давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Они руководили выборами судей, проверяли их работу, порой давали распоряжения, как применять нормы права. По отношению к судам эта линия культивировалась вопреки зафиксированному в Конституции СССР 1936 года принципу независимости судей и подчинения их только закону. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов были явно противоестественными. Они подвергались заслуженной критике и послужили одним из поводов упразднения в 1956-1963 гг. Министерства юстиции СССР. Эта акция, очень похожая на «выплескивание вместе с водой и ребенка», внешне эффектно и радикально покончила с одним из источников незаконного воздействия на судей. Непродуманное решение проблемы обусловило ряд отрицательных последствий для судебной системы. Суды лишили грамотного и целенаправленного содействия в их работе со стороны органов юстиции (материально-технического, организационного, ресурсного и т.д.). Уже вскоре стало очевидно: судебные органы не в состоянии нормально функционировать без органов юстиции. В еще большей мере они начали утрачивать свою независимость. Поскольку ошибочность принятого решения была очевидна, 30 августа 1970 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. В Российской Федерации структура и функции Министерства полностью оформились к середине 1972 года после утверждения Советом Министров Положения о Министерстве юстиции республики. Заметим, что предусмотренное им организационное построение Министерства – с некоторыми уточнениями задач – просуществовало вплоть до распада Советского Союза. А в 1991 году с появлением на карте мира демократической России возникла обновленная юстиция. Минюст обрел «новое дыхание», начал постепенно укрепляться и развиваться. Современное Министерство юстиции – это многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую, централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации.[42] Сегодня в его рядах трудится более 500 тыс. сотрудников. Статус Министерства определен соответствующим Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. В соответствии с п. 5 Положения на Министерство возложены сложнейшие задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности; реализация установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; исполнение уголовных наказаний. Перечень функций Минюста неуклонно расширяется. Причем, со второй половины 90-х годов началось последовательное наделение Министерства новыми полномочиями, обусловленными нашим непростым временем, современными политическими и экономическими условиями жизни страны. В 1997 году Минюсту приданы функции координации нормотворческой деятельности. Тогда же оно приступило к формированию службы судебных приставов, а в 1998 году – к созданию системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом же году Министерству была передана пенитенциарная сисТема Наделение Министерства юстиции столь важными и многоплановыми функциями обусловило и его сложную организационную структуру. Сегодня в его центральном аппарате функционируют 16 департаментов, Главное управление, 5 управлений и два самостоятельных отдела. В систему Минюста входят территориальные органы и специализированные учреждения юстиции.

Министры юстиции российской империи:

Державин Гавриил Романович 08.09.1802 г. – 07.10.1803 г.

Лопухин Петр Васильевич 08.10.1803 г. – 01.01.1810 г.

Дмитриев Иван Иванович 01.01.1810 г. – 30.08.1814 г.

Трощинский Дмитрий Прокофьевич 30.08.1814 г. – 25.08.1817 г.

Лобанов-Ростовский Дмитрий Иванович 25.08.1817 г. – 18.10.1827 г.

Долгорукий Алексей Алексеевич 18.10.1827 г. – 20.09.1829 г.

Дашков Дмитрий Васильевич 20.09.1829 г. – 14.02.1839 г.

Блудов Дмитрий Николаевич 14.02.1839 г. – 31.12.1839 г.

Панин Виктор Никитич 31.12.1839 г. – 21.10.1862 г.

Замятин Дмитрий Николаевич 21.10.1862 г. – 18.04.1867 г.

Урусов Сергей Николаевич 18.04.1867 г. – 05.10.1867 г.

Пален Константин Иванович 15.10.1867 г. – 30.05.1878 г.

Набоков Дмитрий Николаевич 30.05.1878 г. – 06.11.1885 г.

Манасеин Николай Авксентьевич 06.11.1885 г. – 01.01.1894 г.

Муравьев Николай Валерианович 01.01.1894 г. – 14.01.1905 г.

Манухин Сергей Сергеевич 21.01.1905 г. – 24.04.1906 г.

Щегловитов Иван Григорьевич 24.04.1906 г. – 06.07.1915 г.

Хвостов Александр Алексеевич 06.07.1915 г. – 07.07.1916 г.

Макаров Александр Александрович 07.07.1916 г. – 20.12.1916 г.

Александрович 20.12.1916 г. – 28.02.1917 г.

Министры юстиции временного правительства:

Керенский Александр Федорович март – апрель 1917 г.

Переверзев Павел Николаевич 24.04.1917 г. – 07.07.1917 г.

Зарудный Александр Сергеевич июль – сентябрь 1917 г.

Малянтович Павел Николаевич сентябрь – октябрь 1917 г.

Наркомы юстиции РСФСР:

Оппоков (Ломов) Георгий

Ипполитович октябрь – декабрь 1917 г.

Штейнберг Исаак Захарович декабрь 1917 г. – февраль 1918 г.

Стучка Петр Иванович 1918 г.

Курский Дмитрий Иванович 1918 г. – 1928 г.

Янсон Николай Михайлович 1928 г. – 1930 г.

Крыленко Николай Васильевич 1931 г. – 1936 г.

Александрович 16.09.1937 г. – 17.10.1937 г.

Дмитриев Яков Петрович 1937 г. – 1940 г.

Горшенин Константин Петрович 1940 г. – 1943 г.

Басавин Иван Александрович 05.01.1944 г. – 05.10.1949 г.

Наркомы (министры) юстиции СССР:

Крыленко Николай Васильевич 20.07.1936 г. – 19.01.1938 г.

Рычков Николай Михайлович 19.01.1938 г. – 29.01.1948 г.

Горшенин Константин Петрович 29.01.1948 г. – 30.05.1956 г.

С 1956 г. по 1970 г. Министерство было упразднено и действовала юридическая комиссия при Совете Министров СССР

Теребилов Владимир Иванович 01.09.1970 г. – 12.04.1984 г.

Кравцов Борис Васильевич 12.04.1984 г. – 17.07.1989 г.

Яковлев Вениамин Федорович 01.08.1989 г. – 11.12.1990 г.

Лущиков Сергей Геннадиевич 11.12.1990 г. – 27.11.1991 г.

Министры юстиции РСФСР:

Беляев Федор Архипович 05.10.1949 г. – 11.06.1953 г.

Рубичев Анатолий Тимофеевич 11.06.1953 г. – 27.03.1957 г.

Болдырев Владимир Афанасьевич 11.05.1957 г. – 13.04.1963 г.

с 1963 г. по 1970 г. Министерство юстиции было упразднено

Блинов Владимир Михайлович 24.09.1970 г. – 15.02.1984 г.

Сухарев Александр Яковлевич 15.03.1984 г. – 25.02.1988 г.

Аболенцев Владимир Александрович 05.04.1988 г. – 15.07.1990 г.

Министры Юстиции Российской Федерации:

Федоров Николай Васильевич 14.07.1990 г. – 01.05.1993 г.

Калмыков Юрий Хамзатович 05.08.1993 г. – 07.12.1994 г.

Ковалев Валентин Алексеевич 06.01.1995 г. – 02.07.1997 г.

Степашин Сергей Вадимович 02.07.1997 г. – 30.03.1998 г.

Крашенинников Павел Владимирович 03.04.1998 г. – 04.08.1999 г.

Чайка Юрий Яковлевич 17.08.1999 г . 08. 06. 20006.

Устинов Владимир Васильевич 23 июня2006 г .12 мая 2008

Александр Владимирович Коновалов 12 мая 2008г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10983 – | 7438 – или читать все.

194.79.20.244 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

22. Основные функции Министерства юстиции Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Структура Минюста России:

– Министр юстиции РФ, который руководит деятельностью Минюста России и отвечает за его работу, его заместители, руководители подразделений Минюста России. Министр в пределах своей компетенции вправе издавать приказы, инструкции, разъяснения и другие ведомственные акты;

– коллегия Минюста России в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, начальников управлений Минюста России по федеральным округам, иных руководящих работников этого Министерства, а также сотрудников Администрации Президента РФ;

– департаменты и управления Минюста России, отвечающие за деятельность судебных приставов, регистрацию нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, иные участки работы Минюста России, в т. ч. и за вопросы организации работы в самом аппарате Минюста России, его материально-техническое и финансовое обеспечение и др.

Основные функции Министерства юстиции РФ (Минюст России):

– координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;

– юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

– осуществление государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;

– представление в Правительство РФ предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;

– изучение практики применения законодательства в сфере юстиции;

– ведение государственного реестра нормативных правовых актов, федеральных органов исполнительной власти;

– участие в подготовке Свода законов РФ, разработке и реализации программ правовой информатизации;

– представление правовой информации Президенту РФ, Правительству РФ, иным федеральным органам государственной власти;

– обмен правовой информацией с иностранными государствами;

– осуществление государственной регистрации общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц;

– организационное и методическое руководство деятельностью Службы судебных приставов;

– организация оперативно-розыскной деятельности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторах; обеспечение исполнения уголовных наказаний;

– организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России;

– наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;

– дача согласия на образование коллегий адвокатов, ведение их реестра;

– координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;

– правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;

– исполнение в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

– выдача разрешений на открытие представительств иностранных юридических организаций на территории РФ;

Министерство юстиции – чем занимается

Основные функции и задачи Министерства юстиции

Часто так происходит, когда мы ежедневно слышим название какого-то органа или министерства, но оно нам совершенно ни о чем не говорит. Таким образом, его полномочия и функции так и продолжают оставаться непонятыми.

Но обязательно ищите определение каждому непонятному термину, поскольку так вы не только расширяете свой кругозор, а и точно разбираетесь в делах, что касаются вашего государства и управления им.

Ведь здесь каждый орган и каждое министерство исполняет важные для общества и страны обязанности и полномочия.

Поэтому каждому гражданину необходимо хотя бы поверхностно разбираться в существующей системе органов и в том, за что они отвечают.

С Министерством юстиции сталкивались многие люди в своей жизни или хотя бы отдаленно слышали о его существовании, так что надо должным образом владеть всей необходимой о нем информацией, которая позволит вам разобраться в его предназначении.

Министерство юстиции, как правило, отвечает за исполнительную ветвь власти, а также считается ее центральным органом.

Его предназначением и главными обязанностями является то, что оно отвечает за правовую сферу в государственной политике, считается руководителем в сфере, которую на него возложили, а также отвечает за ее общее состояние и дальнейшее развитие.

Если рассматривать правовую основу, на которую опирается функциональность Министерства юстиции, то в данном плане он руководствуется, прежде всего, Конституцией, действующим законодательством своего государства, а также актами, которые издает Президент и Кабинет Министров.

Данный центральный орган занимается решением тех вопросов, которые возникают соответственно с правовых норм международного права, а также международных договоров, которые подписаны государством.

Вся работа и полномочия указываются в особом порядке, в обусловленных пределах, что касаются его полномочий.

Если подробнее рассмотреть ту сферу жизнедеятельности, в которой можно наблюдать работу Министерства юстиции, то здесь можно выделить область, касающуюся прав и свобод гражданина и человека, их гарантирование и защита.

Сюда же входит и подготовка проектов для внесения изменений или нововведений в современное законодательство. Также данное Министерство проводит мероприятия по систематизации существующего законодательства.

В его функции полномочия входит также организация и регулирование судебной деятельности. Он является также важным составляющим при формировании у людей правовой культуры и мировоззрения в правовой деятельности.

Таким образом, следует выделить основные задачи, на которые нацелена деятельность и функционирование Министерства юстиции.

Прежде всего, следует отметить, что данный орган регулирует правовую часть в общей государственной политике, а также вносит свою инициативу в дальнейшее формирование или дополнение к действующему законодательству своего государства.

В его функции входит также и то, что он вносит свои коррективы и предлагает способы, чтобы усовершенствовать и видоизменить для этой цели существующее законодательство. Также орган разрабатывает и предлагает различные проекты, которые касаются правовых вопросов.

Министерство также гарантирует и предоставляет защиту в правах и свободах человека. К тому же, данное Министерство следит за работой судов, регулирует судебную деятельность, проводит необходимую работу с кадрами, обеспечивает исполнение решений суда.

В свою очередь, Министерство юстиции является также ответственным за деятельность нотариата. Ведь именно оно соблюдает регистрацию тех актов, которые относятся к гражданскому состоянию.

Также этот орган исполнительной власти призван развивать правовую культуру граждан, их мировоззрение в плане права, исполнять просветительскую функцию населения, что касается права и его предназначения.

Одной из главных задач, которая также полагается на Министерство, является его причастность к тому, чтобы осуществлять сотрудничество, что касается международно-правовой сферы.

Помимо возложенных функций на Министерство юстиции, оно также занимается и следующими вопросами.

Оно организовывает и разрабатывает необходимые проекты и концепции, что касаются решения вопросов по поводу развития своего государства и его общества, предоставления этому научной платформы, регулирования и проведение коррекции в работе органов, относящихся к исполнительной власти.

В своей деятельности на Министерство юстиции также возлагается контроль за научными заведениями, что также имеет отношение к подготовке законопроектов.

Ссылка на основную публикацию