Общедомовое имущество не оснащено радиаторами отопления, но люди платят ОДН за тепло: законно ли это

Обязан ли собственник нежилого помещения платить расходы за электроэнергию на общедомовые нужды?

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Таким образом, по смыслу статей 210, 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

В соответствии со ст.ст. 210, 249 ГК РФ, п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 ЖК РФ, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества в размере, определяемом соотношением площадей жилого дома и нежилого помещения.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010г. № 4910/10 по делу № А71-9485/2009-ГЗ «…собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома…»).

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту – Постановление Правительства РФ № 354).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ № 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Нежилым помещением является помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ № 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять информацию о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных в расчетный период по указанным договорам.

По смыслу пункта 40 Постановления Правительства РФ № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Следовательно, собственник нежилого помещения вправе заключить договор энергоснабжения либо с исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей компании, товарищества собственников жилья и т.д. либо напрямую с ресурсоснабжающей организацией.

При этом, по смыслу п.п. 18, 40 Постановления Правительства РФ № 354 и в том и в другом случае собственник нежилого помещения обязан вносить плату за ОДН.

На основании вышеизложенного следует, что в силу закона обязанность по возмещению общедомовых расходов возложена на собственника нежилого помещения либо на обладателя вещного права, в данном случае на лицо, у которого нежилое помещение находится на праве оперативного управления.

Таким образом, медицинская организация обязана производить возмещение издержек за электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку является субъектом права оперативного управления и бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, в котором расположено спорное нежилое помещение, лежит на организации.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.03.2014г. № 17462/13, Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.10.2014г. по делу № А65-2719/2014, Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015г. по делу № А49-8575/2013, Решении Арбитражного суда Пензенской области от 20.03.2015г. по делу № А49-267/2015.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с действующим законодательством наличие отдельного входа не освобождает от уплаты расходов на ОДН. Существенным обстоятельством, имеющим правовое значение для несения расходов по содержанию общего имущества и по оплате коммунальных услуг, потребленных в местах общего пользования, является факт расположения нежилого помещения в многоквартирном жилом доме.

В случае если индивидуальный прибор учета подключен после коллективного (общедомового) прибора учета и последний, в свою очередь, учитывает показания, в том числе, индивидуального прибора учета собственника нежилого помещения, плата за ОДН в таком случае начисляется.

Данные обстоятельства подтверждаются также судебной практикой (см.: Постановление ФАС СЗО от 14.05.2010г. по делу № А56-56016 «…наличие отдельного входа в помещение не является основанием для освобождения собственника нежилого помещения от несения бремени расходов на содержание общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме…»; Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013г по делу № А48-4560/2012 «…собственник нежилого помещения независимо от наличия у него отдельного входа, а также независимо от того, пользуется ли он подъездом, крышей, лифтом или иным общим имуществом многоквартирного жилого дома, обязан оплачивать коммунальные услуги, приобретенные на общедомовые нужды многоквартирного дома…»; Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012г. № 06АП-2128/2012 по делу № А37-1985/2011 «…обязанность нести бремя расходов на содержание общего имущества не зависит от того, пользуется ли собственник отдельно взятыми объектами общего имущества.Самостоятельное обслуживание ответчиком электрооборудования и сети, относящихся к его ведению, не освобождают собственника от обязанностей по содержанию общего имущества, возложенных на него законом…» ).

Конституционный суд РФ ввел ОДН по отоплению

Яростные споры между потребителями и управляющими организациями (УО), между потребителями и ресурсоснабжающими организациями (РСО), межу органами государственного надзора (ГЖН) и управляющими организациями, в том числе и судебные, о правильности начисления платежей за отопление в многоквартирных домах (МКД) продолжаются не один год.

Верховный и Конституционный суды РФ неоднократно рассматривали дела и принимали весомые для дальнейшей правоприменительной практики судебные акты по данному вопросу, в том числе и по конкретным делам и делам об оспаривании норм действующего законодательства.

В нашем блоге не так давно размещалось несколько статей по данной теме: статья о неначислении платежей за отопление при самостоятельном переходе собственников многоквартирных домов (МКД) на индивидуальное отопление, статья об оплате за отопления при отсутствии радиаторов отопления, статья о признании абзаца 3 пункта 42 (1) Правил 354 неконституционным.

И вот снова очередной спор, вернее, два спора по вопросу начисления за отопление рассмотрены Конституционным судом РФ (далее — КС РФ), в результате которого вынесено Постановление № 46-П/2018 от 20 декабря 2018 года «по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева», которым признан не соответствующим Конституции РФ абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года (далее — Правила 354).

В соответствии с абзацем вторым пункта 40 Правил 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В поданных жалобах потребители обжаловали приведенную норму из-за следующих причин: в квартире В.И. Леоновой, которая ранее являлась нежилым помещением, используемым в качестве магазина, и не была подключена к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и внутридомовым инженерным системам отопления, установка такого источника произведена в 2002 году за счет ее средств на основании разрешения, выданного МУП «Служба единого заказчика» жилищно-коммунального хозяйства города Таганрога, и технических условий, предоставленных ОАО «Таганрогмежрайгаз», по проекту, выполненному НПП «Тагэкспертгаз».

В квартире Н.Я. Тимофеева работы по устройству автономного отопления произведены в 2005 году в соответствии с проектом, выполненным ОАО «Чувашсетьгаз», с учетом технических условий на проектирование газоснабжения, предоставленных филиалом «Канашмежрайгаз» ОАО «Чувашсетьгаз», а также технических условий на перевод жилого помещения на индивидуальное отопление, предоставленных администрацией города Канаш Чувашской Республики.

То есть, переустройство помещений собственников МКД произведено на законных основаниях согласно действующему на тот момент законодательству, до введения действующего Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), Правил 354 и Федерального Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении). Однако с введением данных нормативно-правовых актов (НПА) такой переход на автономное отопление даже при наличии разрешительной документации стал противоречить нормам закона.

Какое-то время после установки автономного отопления платежи за коммунальную услугу по отоплению потребителям не начислялись, однако соответствующие платежи стали начисляться В.И. Леоновой – с января 2017 года управляющей компанией, Н.Я. Тимофееву – с октября 2014 года ресурсоснабжающей организацией.

Оба потребителя подали иски о незаконности начислений и защите своих прав на основании Закона о защите прав потребителей (далее — Закон о ЗПП). В результате судебных разбирательств судами вынесены решения не в пользу потребителей, незаконность переустройства помещений которых была подтверждена в судебных актах. Также суды признали неправомерным неначисление платежей за отопления указанным гражданам. В.И. Леоновой отказали в иске о признании действий УО по начислению платежей за отопление незаконным, с Н.Я. Тимофеева была взыскана задолженность за отопление в пользу РСО за несколько лет.

Неудовлетворенные несправедливым, по их мнению, решением судов, потребители оспорили конституционность абз. 2 п. 40 Правил 354, в силу которой потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Конституционный суд РФ пришел к выводу о неконституционности оспариваемого абзаца второго пункта 40 Правил 354 на основании следующего:

на государстве в лице органов законодательной и исполнительной власти лежит обязанность обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества;

Конституция РФ возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов, в том числе посредством их учета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, . природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, . каждый обязан бережно относиться к природным богатствам;

нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно осуществляться с учетом необходимости соблюдения конституционного права граждан на жилище, охраны частной собственности, рационального использования природных ресурсов – должно основываться … принципах определенности, справедливости и соразмерности вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников данных отношений применительно, среди прочего, к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в МКД коммунального ресурса и взимаемой за него платы (Постановление от 10 июля 2018 года № 30-П, Определение от 10 октября 2017 года № 2256-О и др.);

при принятии . нормативных актов, . Правительство РФ не может действовать произвольно, – оно обязано руководствоваться фундаментальными принципами верховенства права, юридического равенства и справедливости, в силу которых ограничения имущественных прав потребителей коммунальных услуг обусловливаются защитой конституционно значимых ценностей, . осуществляемое правовое регулирование должно отвечать требованиям ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам правоотношений из содержания конкретных нормативных положений. ;

норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам, которые в качестве элемента расчета содержат общую площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД и количество тепловой энергии, необходимой для отопления такого дома в целом (пункты 3 и 18 приложения № 1), и тем самым позволяют исчислять единый норматив потребления данной коммунальной услуги без применения отдельного норматива ее потребления на общедомовые нужды;

специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, . обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению и тем самым – невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года № 30-П);

действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования;

такая правовая модель, будучи основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения МКД и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения, не учитывает возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный источник тепловой энергии – … при этом тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется;

одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы;

действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. . В настоящее время правовое регулирование . закрепляет основные требования к подключению к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии . при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения;

достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в МКД предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха. и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима, . но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения. и т.п.).

установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД;

необходимость достижения конституционно одобряемых целей. предполагает такое правовое регулирование отношений, . которое учитывало бы при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению возможность установки собственниками и пользователями жилых помещений в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, индивидуальных квартирных источников тепловой энергии для отопления конкретного помещения и обеспечивало бы при установлении факта неиспользования этими лицами тепловой энергии, поступающей в МКД . для обогрева принадлежащих им жилых помещений – если нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюденысоразмерное снижение подлежащей внесению ими платы за коммунальную услугу по отоплению, имея в виду возложение на них лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

В итоге КС РФ признал: «. Таким образом, абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1–3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении, с одной стороны, и, с другой – платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения подобного рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения».

Конституционный Суд РФ полагает необходимым установить следующий порядок и особенности исполнения настоящего Постановления:

Правительству РФ надлежит . незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений – при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, – лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

До внесения в правовое регулирование надлежащих изменений – . собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения МКД, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.

Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Соответственно, КС РФ указал на необходимость пересмотра судебных решений в отношении заявителей с учетом признания неконституционности обжалуемой нормы закона. Кроме того, все вынесенные на основании неконституционной нормы решения судов также подлежат пересмотру, если кто-то из сторон заявит об этом в рамках своих дел. При пересмотре таких дел судам необходимо руководствоваться утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ методическими рекомендациями по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые будут (?!) приняты в кратчайшие сроки.

Насколько будут соблюдены указания Конституционного суда РФ о кратчайших сроках и незамедлительном внесении изменений в действующее законодательство РФ увидим в ближайшее время.

После вынесенного 10 июля 2018 года Конституционным судом РФ Постановления о неконституционности абзаца третьего пункта 42(1) Правил 354 только 28.12.2018 года Постановлением Правительства РФ № 1708 внесены изменения, в которых еще предстоит разобраться правоприменителям (вступают в силу с 01 января 2019 года). Хотя в указанном судебном акте и не применялись слова «незамедлительно» и «в кратчайшие сроки».

Насколько затянутся указанные в рассматриваемом Постановлении КС РФ эти «кратчайшие сроки» пока неизвестно. А до этого момента опять никому неясно, каким образом начислять ОДН по отоплению тем потребителям, которые перешли на индивидуальное отопление с соблюдением норм закона.

Было бы разумнее установить конкретные сроки для исполнения Постановления по вопросу внесения изменений в законодательство, но разве можно указывать столпам законодательной и исполнительной власти в нашей стране, даже Высшему суду страны…

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую Ветку-2019». Оформить заявку можно по ссылке.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Постановление № 354 «Общедомовые нужды» — платить или не платить по Закону?

За жилье, как известно, нужно платить. Истина, не нуждающаяся в доказательствах, и прописанная в законодательстве.

Но кроме оплаты собственного жилища и коммунальных услуг житель многоквартирного дома обязан оплачивать и так называемые общедомовые нужды.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

–>

Вот тут и возникает вопрос: А что это такое? Какие услуги входят в состав?

Понятие

Если говорить коротко, то это плата за обслуживание общего хозяйства дома, то есть того имущества, которым жильцы, и собственники, и наниматели, владеют совместно, пользуются им сообща.

Например, у дома есть прилегающая к нему территория.

Никому по отдельности она не принадлежит, это общее хозяйство. Его нужно обихаживать, содержать в порядке и чистоте.

Чем и занимается УК или иная нанятая собственниками жилья организация. Плата за обслуживание распределятся пропорционально между жильцами.

Правда, непосредственно к общедомовым нуждам эта услуга не относится и выделяется в квитанциях в отдельную строку, но суть ее от этого никак не меняется.

Общедомовыми нуждами называются услуги (коммунальные), которые предоставляются жильцам при использовании и содержании общедомового имущества.

К такому имуществу законодатель (согласно ЖК ст. 36) отнес:

  1. Лестничные площадки.
  2. Лестницы.
  3. Лифтовое хозяйство, включая сами лифты, шахты.
  4. Иные связанные с домом конструкции.
  5. Коридоры. Технические этажи.
  6. Чердаки, подвалы.
  7. Инженерные коммуникации.
  8. Оборудование, которое обслуживает более одного помещения.
  9. Крыши.
  10. Помещения, которые не принадлежат отдельно взятому собственнику, а служат для удовлетворения бытовых или социальных потребностей, например, расположенный в доме спортзал.
  11. Конструкции, несущие, а равно и ненесущие, ограждающие.
  12. Земельный участок, на котором расположен дом.

Все это имущество следует содержать в надлежащем порядке, предоставляя коммунальные услуги, связанные с водоснабжением (ГВС), подачей электроэнергии, газа, тепла и т. д.

К ОДН относят:

  • технические потери в инженерных коммуникациях (внутридомовых) водоснабжения, электричества, газа, тепла, оборудования дома. В их число входят потери, которые возникают при авариях, промывках систем, заполнения их, испытаний;
  • уборка, очистка (санитарная и гигиеническая) общедомовых помещений;
  • благоустройство придомовых территорий, содержание их;
  • освещение подъездов, а так же чердаков и подвалов, подвалов, обеспечение их теплом;
  • работа лифтов, другого оборудования, например, домофонов.

О правилах и порядке перерасчета за коммунальные услуги по 354 Постановлению читайте в нашей статье.

Законодательство

Общие положения об ОДН изложены в ЖК и ГК России, а так же в законе об энергосбережении (ФЗ-261).

Этими законодательными актами установлена ответственность за оплату расходов, направленных на содержание общего хозяйства дома.

Порядок расчета оплаты и предоставления услуг установлен Постановлением Правительства за номером 354 от 6 мая 2011 года.

16 апреля 2013 было принято еще одно правительственное Постановление за № 344, которое уточнило, а в ряде положений изменило существующий порядок предоставления и расчетов.

  1. ОДН не может превышать установленных нормативов.
  2. Уменьшены действующие нормативы на воду (горячую и холодную).
  3. Отменена оплата водоотведения, отопления общего имущества.
  4. Введен повышающий коэффициент в домах, в которых не установлен счетчик, но имеется возможность установки.

к содержанию ↑

Требования по оплате

А теперь ответим на наверняка волнующий многих вопрос: законно ли взимание платы со стороны коммунальщиков и УК по ОДН?

Да, совершенно законны, поскольку подобные требования изложены, как в ЖК, так и в ГК, Постановлениях Правительства.

Расчет ОДН

Если в доме стоит коллективный счетчик учета, то в этом случае ОДН – это разница между показаниями колсчетчика и суммой показаний индивидуальных счетчиков плюс установленных нормативов, для жильцов, счетчиков не имеющих.

Оплата этой разницы распределяется между жильцами. Размер ее для отдельно взятого жильца зависит от занимаемой площади.

Если коллективный счетчик отсутствует, то расчёт производится, исходя из площади общедомовых помещений и нормативов, которые установлены регионом на подобные услуги. Оплата делится между жильцами пропорционально занимаемой площади.

Что такое дополнительный объем?

Это ОДН, которое возникает вследствие того, что показания со счетчиков, коллективного, индивидуальных, снимают в разное время.

Если показания снимаются в одно и то же время ОДН снижается и может составить даже отрицательную величину.

Как не быть обманутым?

В случае, когда в доме не установлены коллективные счетчики, следить за правильностью начисления ОДН довольно сложно.

Лучше всего в создавшейся ситуации обращаться к грамотному юристу, поскольку в хитросплетениях законодательства, подзаконных актах, нормативных документах самому подчас невозможно разобраться.

Если в доме счетчики установлены, то примите добрый совет. Создайте группу из жильцов, которые будут осуществлять контроль над снятием показаний.

Добейтесь, чтобы все проживающие снимали показания со своих счетчиков в одно время.

Кстати и оплату желательно установить в один и тот же день.

Таким образом, можно свести расходы по ОДН к минимуму.

Обратите внимание, что, несмотря на показания, объем услуги, которая была распределена между жильцами, по закону (ПП № 344 от 16 апреля 2013) не должен превышать установленный в регионе норматив ОДН.

Платить или нет?

Нужно ли платить ОДН? И что будет, если не оплачивать?

Оплачивать общедомовые расходы нужно. По своей сути – это такие же коммунальные услуги, как и предоставляемые непосредственно жильцам.

Все мы пользуемся лифтами и подъездами, днем, вечером и порой ночью, гуляем во дворе и так далее. К тому же содержание общего имущества жильцами закреплено законом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Проще говоря, если не оплачивать ОДН, то государство применит к нерадивому плательщику санкции, вплоть до судебного преследования.

Другое дело, что незаконные поборы можно оспорить, но по принятой в стране практике сначала их придется проплатить.

Пример из судебной практики

Приведем пример выигранного жильцом иска против УК. Истец обратился в суд с требованием пресечь действия в отношении его, которые выражались в незаконных поборах ОДН за электроэнергию, чем нанесли ему значительный материальный ущерб.

Свои требования он мотивировал тем, что общее хозяйство в доме УК в должном порядке не содержалось, лифты или не работали, или работали через раз. В подъезде, где он проживал, на нескольких этажах отсутствовали лампочки.

На требования навести порядок, УК не реагировала, однако счета на ОДН выставляла регулярно. При этом, как выяснилось, где и кем был установлен коллективный счетчик учета неизвестно, кем он опечатан и опечатан ли тоже.

Не удалось также установить, как, в какие дни, кем снимаются показания, где они фиксируются. На заседание суда ответчик не явился. Суд, выслушав доводы истца, вынес решение в его пользу.

Какие работы включают в себя текущий и капитальный ремонт в многоквартирном доме? Ответ узнайте прямо сейчас.

Вопрос с нежилыми помещениями

Должны ли собственники нежилых помещений платить за общедомовые нужды?

Закон одинаков для всех.

Независимо от того, какое помещение находится в собственности жилое или нет, какой у него статус, офис, магазин и т. д. как подключены коммуникации, отдельно или от общедомовой системы лицо, владеющее такой недвижимостью, принимает участие в расходах на общедомовые нужды на общих основаниях.

Размер его расходов определяется долей в общем имуществе дома (ст. 39, п. 2 ЖК, Постановление 344, статья 44).

ОДН – наверно, самый спорный в предоставлении коммунальных услуг вопрос. Наличие ОДН позволяет УК и поставщикам ресурсов не заниматься устранением дефектов коммуникаций, восстановлением их полной работоспособности, поскольку возмещение потерь заложено в структуре ОДН.

Но полезно ли ОДН или вредно для нашего общества – тема для отдельного, большого разговора, скорее исследования.

О том, что такое ОДН, вы можете узнать из видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Власть признала, что ОДН незаконны

Василий Мельник
С месяц назад редакция «СК» отправила одну из наших публикаций об абсурдности платежей за горячую и холодную воду на общедомовые нужды в адрес приемной председателя правительства России Дмитрия Медведева, откуда нам сообщили, что переслали материал в Министерство строительства и ЖКХ РФ, после чего и начались какие-то подвижки в позиции представителей ульяновских властей.

Возможно, подвижки эти и не связаны с информированием нашей газетой ведомства Медведева о происходящем с ОДН в регионе, а просто совпало. Но «СК» пишет об ОДН-беспределе около пяти лет, доказывая, что в многоквартирных домах, где в местах общего пользования (лестницы) отсутствуют краны и сливы, начисление платы за ресурсы на ОДН не предусмотрено уже положениями Правил предоставления коммунальных услуг №354 от 6.05.2011 г. Однако все наши статьи такого рода в Ульяновске упорно игнорировались — под соусом, что ОДН является, дескать, разницей между показанием общедомового прибора учета и суммой показаний квартирных счетчиков и потребления по нормативу там, где счетчиков нет. И защитников этого абсурда не смущало, что полученный таким образом расход на общедомовые нужды не имеет никакого отношения к обслуживанию мест общего пользования, то есть к влажной уборке подъездов.

Но вот президент России Владимир Путин и правительство внесли в порядок оплаты ОДН изменения, поставившие это дело, наконец, с головы на ноги: расход ресурсов на обслуживание общедомового имущества был перенесен из раздела «коммунальные услуги» в раздел «содержание жилья», туда, где он и должен быть. При этом в разные документы дополнительно к Правилам №354 была внесена норма об обязательности наличия в местах общего пользования кранов и слива, чтобы у жильцов возникла обязанность оплачивать коммунальные ресурсы, расходуемые в целях обслуживания общедомового имущества. В частности, пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (№491 от 13.08.2006 г.) дополнен подпунктом «л», и эта норма звучит теперь так: «11. Содержание общедомового имущества… включает в себя: …л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения…». В других нормативно-правовых документах уточняется, что это за конструктивные особенности. Это водоразборные устройства и санитарно-техническое оборудование (те самые краны и сливы) в местах общего пользования. Если они имеются, в работы управляющей компании (УК) по содержанию входит приобретение холодной и горячей воды на ОДН. Если их нет, у УК нет и такого вида работ, как приобретение воды на общедомовые нужды. Нет, разумеется, и оплаты этой, неприобретенной, воды.

В эту логику укладывается и спор об учете или неучете показаний общедомового счетчика при определении расхода воды на ОДН. Если краны на лестничных площадках есть, но на них нет приборов учета (которых и не может быть), то расход считается как разница между показаниями общедомовых счетчиков и суммой показаний квартирных счетчиков. В случае превышения полученного расхода над нормативом оплата взимается по нормативу. Если же кранов в подъездах нет, никакого расхода на ОДН тоже нет, нет и учета показаний счетчиков в этих целях. В данном случае, как это известно всем людям в здравом рассудке, вода для мытья лестниц берется из кранов в квартирах, проходит по разряду коммунальной услуги и как таковая оплачивается хозяевами квартир. Строки же ХВС ОДН и ГВС ОДН из платежного документа исключаются.

Вот все это фактически и признал председатель комитета ЖКХ и энергетики ЗСО Геннадий Антонцев, до последнего времени упорно твердивший о каких-то убытках, которыми реформа платежей за ресурсы на ОДН угрожает якобы управляющим компаниям. На прошлой неделе Антонцев заявил в одной из газет: «Если у вас нет точек разбора воды в МОП (местах общего пользования. — «СК»), надо писать в управляющую компанию, чтобы не начисляли плату за водоснабжение в МОП». Несмело только как-то, стеснительно заявил, как будто и не глава комитета регионального парламента. Понятно, что у него нет распорядительных полномочий, но есть ведь право на инициативу, на то, чтобы обратиться, к примеру, к министру ЖКК региона Дмитрию Вавилину и предложить ему, если он сам не догадывается, издать распоряжение, разъясняющее правоприменительную практику в сфере ОДН.

Распоряжение, собственно, из пары предложений, фиксирующих, что для начисления платы за ресурсы на ОДН необходимо, чтобы места общего пользования были оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. И что априори считается, что в многоквартирных домах области в настоящее время этих устройств и оборудования нет, и плата за ОДН, соответственно, не начисляется. А там, где это все есть, она начисляется. Видимо, где-то все-таки есть — я не думаю, что в домах, где проживают сами министры, уборщица, когда моет лестницу, стучит к ним в дверь и просит налить ведерко тепленькой воды. То есть в таких домах краны в подъездах, возможно, имеются. Ну, ладно, пусть хотя бы так, как рекомендует Антонцев. Предлагаем составленный нами примерный текст заявления в УК о неначислении платы за ОДН. Заявление лучше писать от имени совета дома или старшего по дому.

Директору ООО_____________________________________________________
(адрес местонахождения офиса управляющей компании)_______________________
_________________________________________________________________
от совета дома (старшего по дому), находящегося по адресу:_____________________

(ФИО старшего по дому, если заявление от него)______________________________

Заявление

В платежных документах за жилищно-коммунальные услуги жильцам нашего дома отдельно выставляются в том числе и счета за горячую и холодную воду, расходуемую на содержание общедомового имущества, что противоречит положениям нормативно-правовых актов в данной сфере и является неправомерным. Так, подпункты «а» и «б» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг (№354 от 6.05.2011 г.) предусматривают, что холодное и горячее водоснабжение мест общего пользования возможно только в случае наличия внутридомовых инженерных систем, по которым холодная и горячая вода подаются в эти места общего пользования. Подпункт 4(1) пункта 4 Правил установления нормативов (№306 от 23.05.2006 г.) определяет, что условием утверждения нормативов на расход холодной и горячей воды в целях содержания общедомового имущества является оснащенность мест общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Подпункт «л» пункта 11 Правил содержания общего имущества (№491 от 13.08.2006 г.) предусматривает работы по приобретению управляющей компанией холодной и горячей воды в целях потребления при содержании общедомового имущества только в случае, если конструктивные особенности дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (сточных вод).

Конструктивные особенности нашего дома этого не предусматривают, поскольку места общего пользования (подъезды) не оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием (кранами и канализационными сливами). Исходя из этого просим не производить жильцам дома начисление платы за расход холодной и горячей воды в целях содержания общедомового имуществ и сделать перерасчет этой платы с декабря 2016 года, вернув деньги. Вода на эти цели берется в квартирах и оплачивается их хозяевами как индивидуально потребленная коммунальная услуга.

Подписи (членов совета дома, или председателя совета дома, или старшего по дому).

Оплата отопления в отсутствие радиаторов

Экономия тепла в частном доме

Чтобы сэкономить на отоплении частного дома, можно установить на земельном участке систему с ветрогенератором и солнечными батареями. Автономное альтернативное оборудование предоставит независимый источник тепла и электроэнергии.

Кроме того, вы можете установить в доме специальный котел для сжигания мусора. Так, вы сохраните экологию и получите дополнительный обогрев.

Некоторые эксперты советуют установить тепловой насос, который использует подземное низкотемпературное тепло почвы или грунтовых вод. В данном случае температура не должна опускаться минимум плюс одного градуса.

Таким образом, вы получите 75% тепла естественным методом. Однако такой способ охлаждает почву и землю вокруг дома, что нарушает природный процесс. Кстати, тепловой насос эффективно сочетается с водяным полом и дает большую экономию.

Грамотно планируйте дом, чтобы окна выходили на нужную сторону. При строительстве используйте утепленный фундамент, цоколь и отмостку. Обязательно выполняйте теплоизоляцию для стен и потолка, пола, чердака и подвала, окон и дверей.

Причем утеплять стены лучше снаружи. Можно сделать утепленный фасад, дополнительно утеплить балконы и лоджии, террасы и веранды. А теперь давайте узнаем, как снизить плату за отопление, если оно газовое или электрическое.

Отопление лестничных клеток в жилых домах нормы и правила

  • назначение домов;
  • климатические условия расположения жилых и технических сооружений;
  • тип радиаторов;
  • материал их изготовления и вид теплоносителя;
  • место расположения приборов;
  • количество секций в элементе отопления;
  • степень утепления комнат, домов, отдельных помещений, лестничных пролетов;
  • величина давления в системе отопления и способность выдерживать давление трубами и другими элементами системы.

В случаях когда комната угловая, у домов, где на стене нет окна, на эту стену обязательно ставится радиатор исходя из вышеуказанных расчетов. Отопление исключит промерзание стены, появление на ней сырости, инея или обледенения. Радиаторы на лестничной клетке устанавливаются тоже под окном, а если нет такой возможности, то как и при входе в подъезд – на правой или левой стене возле окна.

Оплата отопления в отсутствие радиаторов

Суд встанет на сторону собственника помещения и откажет УК в иске, если последняя не докажет, что фактическое потребление тепловой энергии, принятой посредством тепловыделения от изолированных трубопроводов отопления и горячего водоснабжения дома, проходящих через помещение ответчика, позволяет поддерживать в данном помещении необходимую температуру воздуха без установки дополнительного оборудования (Постановление АС ПО от 11.06.2015 № Ф06-23212/2015).

Вместе с тем встречаются ситуации, когда суды принимают во внимание только фактическое отсутствие энергопринимающих устройств, а факт самовольного переустройства центральной системы отопления расценивают как не имеющий правового значения (Постановление ФАС ВВО от 15.04.2014 по делу № А82-5198/2013, в передаче которого на пересмотр в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 28.07.2014 № ВАС-9767/14)

Общее имущество многоквартирных домов

В многоэтажках много мест, которые можно отнести к общедомовым:

  • лестничные клетки;
  • тамбуры;
  • холл;
  • место для консьержа или охраны;
  • коридоры;
  • места для колясок;
  • технический этаж или чердак и другие.

Как оплачивается отопление в многоквартирном доме? Все это пространство либо отапливается от стояков, либо принимает тепло от стен квартир, поэтому важно, чтобы в здании был общедомовой счетчик. Его показатели равными частями распределяются между всеми квартирами

В том случае, если приборов нет, то учет отопления в многоквартирном доме высчитывается по среднему показателю на 1 м2 на всех проживающих. Чтобы правильно произвести расчеты, нужно учитывать несколько показателей.

Как начисляют плату за отопление в квартире читайте ниже.

Итак, что можно сделать, чтобы платить за батареи меньше

  1. поставить погодозависимую автоматику на тепловой узел;
  2. отбалансировать систему отопления дома;
  3. утеплить крышу и фасады (как минимум торцевые);
  4. установить термостатические клапаны или регулировочную арматуру (краны) на батареи в квартирах;
  5. исключить незаконные перепланировки в системе отопления здания — вынос батарей на балкон, теплые полы от системы отопления — всё это в целом увеличивает стоимость квитанций за отопление.

Бороться с «народными умельцами» возможно при помощи тепловизора. Маленькие портативные модели вполне доступны по ценам. Сосед не пускает никого к себе домой, и именно его вы подозреваете в незаконной перепланировке, из-за которой промерзают ваши комнаты? Прибор покажет, присоединена ли к квартире лоджия или балкон (надежно утеплить их крайне трудно). Но существует множество других причин, почему квартира может промерзать. Тут однозначно надо смотреть весь дом.

Общедомовое оборудование не умеет оперативно реагировать на погодные изменения. Но это поправимо. Необходимо обратиться в управляющую организацию, и она сама или с привлечением подрядной организации разрабатывает проект на установку погодозависимой автоматики на тепловой узел и смету на данную работу.

Самое трудное — это собрать соседей на общее собрание собственников дома и убедить их оплатить это оборудование. Именно на этой встрече жители должны проголосовать за энергосберегающее будущее здания. Документ с подписями передается управляющей организации, после чего ваша миссия заканчивается. Управляющая компания сама установит погодозависимую автоматику на тепловой узел и предъявит жителям плату за данное оборудование.

Например, за данную модернизацию системы центрального отопления жители дома по улице Софьи Перовской, 48 в течение одного года ежемесячно платили 3 рубля 16 копеек с квадратного метра общей площади или 174 рубля 44 копейки в месяц со стандартной двухкомнатной квартиры площадью 55,2 квадратных метров.

Благодаря модернизации системы центрального отопления уже с января 2018 года размер платы за отопление снизился на 5 рублей 48 копеек с квадратного метра общей площади или 302 рубля 50 копеек в месяц со стандартной двухкомнатной квартиры. Затраты окупились менее чем за один год и начали приносить ежемесячные дивиденды в виде значительного снижения платежей за отопление.

Сумма платы за жилищно-коммунальные услуги во многом зависит от нас самих и от нашего отношения к дому, в котором мы живем.

Новые правила ЖКХ кто будет оплачивать отопление подъездов

Предлагается также исключить обязанность потребителей ежемесячно предоставлять исполнителю услуг ЖКХ информацию о показаниях индивидуальных приборов учета и возможность перерасчета платежа по итогам проверки счетчиков. Об этом в частности говорил в январе этого года премьер-министр, который поддержал инициативу главы Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергея Новикова снять с россиян обязанности следить за показателями приборов учета коммунальных услуг и переложить их на сбытовые организации и управляющие компании. Снимать данные с приборов учета каждый месяц — теперь не обязанность, а право жителей. Проверять правильность показаний исполнители услуг должны раз в 6 месяцев.

Напомним, с того момента, как было введено требование указывать в квитанциях отдельно потребление ЖКУ в квартире и на общедомовые нужды, многие жильцы многоквартирных домов начали получать квитанции с завышенными суммами коммунальных платежей. Например, за отопление подъезда люди платили в несколько раз больше, чем за отопление квартиры. И люди, естественно, начали писать жалобы во все инстанции, уточняет «РГ». Об этом даже говорил президент России Владимир Путин на одном из совещаний по ЖКХ: «Есть такие пространства, которые начали в некоторых муниципалитетах включать в обязательный платеж, а на самом деле они даже и не отапливаются никем, а людей заставляют платить по общей площади. Это тоже неверно». Теперь плату за «коммуналку» в местах общего пользования будут «обрезать» нормативами потребления на общедомовые нужды. Если реальное потребление в целом по дому в нормативные рамки не уложится, превышение над нормой управляющие будут оплачивать ресурсоснабжающим организациям за счет статьи «содержание общего имущества». Такая схема заставит управляющих вплотную заняться ресурсосбережением — устранять протечки в подвалах, беречь тепло в подъездах. И отслеживать «лишних» потребителей, живущих в квартирах, где нет счетчиков, без регистрации. Однако, результат может оказаться негативным — пострадает качество обслуживания домов, какие-то работы окажутся просто невыполненными из-за нехватки средств.

Как отключить батареи и не платить за отопление

А это уже гораздо серьезнее, чем перепланировка.

Как перейти на индивидуальное отопление всего многоквартирного дома? Если же вы все-таки хотите решить эту проблему раз и навсегда, то для начала необходимо выбрать — как именно будет отапливаться ваш дом: будет это электрообогрев, собственная котельная или вообще – солнечные батареи.

После этого необходимо заказать проект реконструкции и получить разрешение и технические условия от электроснабжающей организации. Это нужно, чтобы избежать аварий, ведь если вы всем домом хотите перейти на электрообогрев, то это значительно увеличит нагрузку на сети.

Будьте готовы к тому, что для воплощения в жизнь вашей идеи, может потребоваться проведение в доме дополнительных ремонтных работ. Например, вы хотите всем домом перейти на электрообогрев. Но проводка в доме уже старая и может не выдержать такого напряжения.

Доводами для отказа на выдачу разрешения на отключение могут стать технические причины, которыми объясняется невозможность проведения работ по отключению без нарушения функциональности всей системы ЦО и горячего водоснабжения. На заметку: Даже наличие у владельца квартиры задолженности за отопление, не станет для компании – поставщика услуг поводом для отключения.

Сеть останется нетронутой, тогда как задолженность будет взыскиваться с должника в судебном порядке. Поставщики тепла являются монополистами на рынке теплоснабжения, которые стараются всеми средствами сохранить сферу своего влияния на жилищный фонд.

Юридические тонкости и нюансы при отключении ЦО Существует вариант отключения централизованного отопления без необходимости обращаться за разрешением. Многие из нас редко когда в глаза видели договора с коммунальщиками на поставку тепла в ваш дом.

Законно ли начисление платы за отопление при отключенных батареях

Отключиться от центрального отоплений в одной отдельной взятой квартире, увы, невозможно Впрочем, как это не парадоксально, но с точки зрения действующего российского законодательства чиновники и коммунальщики выходят правы.

Многие думают, что убрав батареи из квартиры, они не будут получать услугу отопления, а значит, можно будет и не платить за нее, отмечает представитель юридический компании ЖКС-Приморье (Владивосток). Однако те, кто следует этой логике, впоследствии дорого расплачиваются за свое заблуждение.

С июля 2010 года суды однозначно выносят решения против тех, кто решил самостоятельно отапливать свою квартиру. Всему виной закон «О теплоснабжении» (от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ). В частность его Ст.14 п.

Нормы отопления в многоквартирных домах

  • Сезон отопления начинается со снижением среднесуточной уличной температуры до +8 градусов. Если это наблюдается около 5 суток, то необходим обогрев помещения. Заканчивается отопительный сезон с повышением температуры до +8;
  • Минимальная температура устанавливается по типу помещения. Ее определение должно выполняться в каждой комнате. Термометр располагается за 1 метр от стен и 1,5 метра от пола;
  • Горячая вода должна поступать в дом в течение года, а ее температура должна быть от +50 до +70. Отклонения возможны только на 4 градуса. Если эти правила нарушаются, то жильцы имеют право на уменьшение коммунальных платежей на 0,15 %.

Нормативные правила обычно действуют около 3 лет. Если происходит повышение, то это обязательно обоснуется. Коммунальная служба обращается в администрацию по поводу повышения стоимости отопления. Если предложение соответствует реальности, то тарифы повышаются.

Какие возможные шаги можно предпринять, чтоб сэкономить на платежах за отопление

Основной совет, который дают тепловики — уменьшить потери тепловой энергии. Сложностей подобные мероприятия не представляют, если к решению проблемы подойти взвешено и грамотно. Повысить теплоэффективность собственной квартиры может каждый. Уже только уплотнение окон, заделка щелей в оконных проемах и утепление входных дверей, дает ощутимый эффект. Если все сделать соответствующим образом можно добиться повышения теплоэффективности на 15-20%. Способов утеплить собственную квартиру предостаточно. Речь идет об установке за радиаторами отражающих экранов, теплоизоляции наиболее холодных участков строительных конструкций здания.

Обычно подобные действия со стороны жильцов многоквартирных домов способны на зимний период обеспечить нормальный температурный режим в квартирах. С точки зрения эффективности, проще добиться сохранения тепла внутри жилого помещения путем улучшения теплоизоляции, чем увеличением производства новых килокалорий тепловой энергии. Установив специальные приборы учета расхода тепловой энергии, можно сэкономить значительную сумму на оплате счетов.

Существуют следующие способы экономии на отоплении:

  • коллективные, связанные с усилиями всех жильцов дома;
  • индивидуальные, которые выполняю жильцы каждой квартиры самостоятельно;
  • комбинированные, предусматривающие технический и юридический вариант решения проблемы.

Одним из действенных механизмов реальной экономии на сегодняшний день является установка счетчика тепловой энергии на весь дом, который позволяет регулировать подачу теплоносителя в квартиры. В таком случае расходы за отопление ложатся в равной степени на всех жильцов дома.

На заметку: Совместные коллективные усилия жильцов дома по сохранению тепла могут дать значительный эффект, включая контроль подачи тепла в жилой дом, регулировку температуры теплоносителя в системе и его последующее распределение по квартирам.

Подсчитать количество тепла, поставляемое системой центрального отопления в каждой квартире можно с помощью прибора, который осуществляет учет тепловой энергии в каждой батарее. Сняв показания с каждого радиатора, просто суммируем все параметры. В результате получается количество килокалорий затраченных на обогрев вашей квартиры. Купить такой счетчик сегодня можно самостоятельно. К тому же, если вы решительно настроены, бороться за справедливую цену отопления, такие расходы быстро окупятся.

Такие приборы очень выгодно использовать тем жильцам, которые постоянно не проживают в квартире. Частые командировки, путешествия заставляют нас оплачивать то тепло, которым мы не пользуемся определенное время. Если у вас есть прибор учета тепловой энергии и необходимая запорно-регулирующая арматура, вы можете смело перекрывать ненужные для обогрева всей квартиры радиаторы. В результате вы получите килокалории, которые были потрачены на поддержание в вашей квартире минимальной дежурной температуры.

Идея с тепловым счетчиком очень перспективна, однако она больше подходит для новых домов, которые больше приспособлены для установки подобных приборов.

Как сэкономить на отопление в квартире

Сэкономить на отоплении в квартире получится, если установить индивидуальный счетчик тепловой энергии. В современных многоквартирных домах изначально смонтировано поквартирное персональное отопление. В старых домах придется выполнять установку самостоятельно.

Установить такие персональные счетчики можно только в тех домах, где горизонтальная разводка. Она предполагает единую трубу, которая идет по всем квартирам. В данном случае на выходе и входе устанавливают счетчики, которые высчитывают разницу между поставляемым и использованным теплом.

В многоэтажном доме с вертикальной разводкой, которых большинство, стоит вертикальный стояк. От данного стояка прокладывают трубы на один-два радиатора. В данном случае ставить счетчик на каждую батарею очень дорого.

Тогда устанавливают специальные распределители тепла. Однако показания таких устройств учитывают только, если в доме установлен общий счетчик, а приборы расположены в 75% квартирах строения.

Если в квартире установлены персональные счетчики или распределители тепла, снижать расходы можно за счет качественного утепления стен, полов и потолков, окон и дверей. Это сможет сберечь тепло внутри дома и уменьшить потребности в отоплении.

Работы по утеплению выполняют до того, как начинается отопительный сезон. Кроме того, после монтажа и подключения счетчиков или распределителей вы можете применить один из перечисленных ниже методов.

Конференция ЮрКлуба

Отопительный сезон заканчивается.Но нас предупредили.что с началом нового отопительного сезона жильцы МКД должны будут оплачивать также и за обогрев подъездов.Расчет оплаты они произведут в межсезонье и обязательно ознакомят с жильцами ..Законно ли сделать с жильцов такие высчеты.

Странно . Разве в тариф за «тепло» который платят собственники ,не входит и обогрев мест общего пользования многоквартирного дома? Прибор учёта ведь считает общепотреблённое «тепло» которое делится на колличество метров МКД и в результате выводится стоимость цены квадратного метра по «теплу» и соответственно собственник с учётом имеющейся у него собственности в кв. метрах её оплачивает? Или я что то упустил?

Тепло в наших подъездах батареи и радиаторы

Установлено, что неизбежные потери тепла в наших продуваемых подъездах составляют 10-12%. Это большие цифры. В подъездах холодно и гуляют сквозняки не из-за того, что в них нет батарей или они холодные, а из-за плохо подогнанных входных дверей, скособоченных и незакрывающихся. А также из-за некачественных и старых оконных рам, нередко с выбитыми стеклами.

Но это тема не для нашей статьи. Сегодня мы говорим об отоплении в подъезде. Выше было сказано, что для отопительного прибора должна быть предусмотрена специальная ниша в стене или под подоконником. Помимо выемки в стене учитывается очень много факторов, таких как:

Как в 2019 году изменилась система расчётов платы за отопление МКД

Конституционный суд РФ в конце 2018 года встал на сторону жителей квартир с автономным отоплением, разрешая их спор с исполнителями услуг по теплоснабжению. Во исполнение требований КС РФ вышло постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Об изменениях в расчётах за тепловую энергию рассказала Елена Шерешовец.

КС РФ потребовал внести изменения в систему расчётов

Ранее мы рассказывали о судебном процессе, который привёл к тому, что Конституционный суд РФ призналне соответствующими Конституции РФ абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354.

Правительство РФ, исполняя требования КС РФ о внесении изменений в методику расчётов платы за отопление, выпустило постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708.

Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖУХ: Мечты сбываются» рассказала о новых правилах расчёта платы за теплоснабжение в квартирах, где в установленном порядке размещена индивидуальная система отопления.

Недействующим признан абзац 2 п. 40 Правил № 354

Споры между собственниками, демонтировавшими трубы центрального отопления в квартирах и установившими автономные системы обогрева, и исполнителями КУ по теплоснабжению до постановления КС РФ решались в пользу поставщиков услуг.

Однако КС РФ высказал прямо противоположное мнение. Постановление КС РФ вступило в силу с момента его вынесения и не может быть обжаловано. А признанный не соответствующим Конституции РФ абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 не требуется отменять дополнительно, поскольку он автоматически стал недействующим с этого момента.

Как отметила Елена Шерешовец, вся сложившаяся ранее судебная практика уже не действует, так как КС РФ, изменив положения законодательства, изменил правила игры. Поговорим о двух главных постулатах постановления № 46-П.

Потребление тепловой энергии разделено на индивидуальное и общедомовое

Первый постулат постановления № 46-П, на который следует обратить внимание, закрепляет порядок расчёта платы за коммунальную услугу по теплоснабжению. Поскольку многоквартирный дом представляет собой объёмную строительную систему, включающую в себя и помещения, и общее имущество, его эксплуатация предполагает не только расходы на отопление внутри отдельной квартиры, но и расходы на общедомовые нужды.

С этим согласился и КС РФ, отметив в п. 1.1 № 46-П, что отключение отдельных помещений дома от системы централизованного отопления не прекращает потребление собственником такого помещения тепловой энергии на общедомовые нужды.

Абзац 2 п. 40 ПП РФ № 354 обязывал потребителей оплачивать услугу по отоплению совокупно, без разделения на потребление внутри помещения и на потребление в целях содержания общего имущества. КС РФ признал его недействительным (абз. 3 п. 5 № 46-П).

Теперь потребитель, отключивший централизованное отопление в квартире, может не платить за него внутри помещения, но должен платить за отопление, потраченное на содержание общего имущества собственников.

Формулами расчёта предусмотрено нулевое потребление тепловой энергии

С 1 января 2019 года начали действовать изменения в ПП РФ № 354, внесённые ПП РФ № 1708. В правилах расчёта платы за отопление появился вариант, когда объём потребленной в помещении тепловой энергии равен нулю.

Объём индивидуального потребления – Vi – равен нулю в случае, когда в этом помещении вообще нет приборов отопления или когда используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.

Но размер платы за отопление складывается не только из индивидуального потребления внутри помещения собственника. Например, формула для многоквартирного дома, который не оборудован общедомовым прибором учёта и в котором оплата осуществляется в течение отопительного периода:

Оплата складывается из двух частей:

1. За объём, потреблённый внутри помещения.

2. За объём, потраченный на общедомовые нужды.

Все остальные формулы – для расчёта платы в доме с ОДПУ или внесение платы в течение всего года равными долями – следуют той же логике. Следовательно, собственник, даже отказавшись от централизованного отопления внутри своей квартиры, должен платить за тепловую энергию, поставленную на содержание общего имущества МКД.

Изменение системы отопления должно производиться в установленном законом порядке

Второй постулат № 46-П относится к самому процессу переустройства системы внутриквартирного отопления. Конституционный суд РФ считает необходимым исходить из того, что переход на индивидуальные источники отопления требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы.

Эти требования изложены в гл. 4 ЖК РФ, Федеральном законе от 27.07.2010 №190-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 05.07.2018 № 787. Указанные НПА предусматривают разработку технической документации на переустройство и согласование его с органом местного самоуправления. Поэтому при переходе на индивидуальную систему теплоснабжения собственник помещения должен соблюдать требования законодательства.

Запомнить

Управляющие организации, которые являются исполнителями коммунальной услуги по теплоснабжению, должны учесть, что:

Расчёт платы за отопление в многоквартирном доме с 1 января 2019 года должен вестись в соответствии с требованиями ПП РФ № 1708.

Все судебные решения по вопросам оплаты отопления, которые не совпадают с выводами № 46-П, при волеизъявлении заинтересованных лиц будут пересмотрены.

Если собственник произвёл переустройство квартиры, смонтировав автономное отопление с получением всех разрешительных документов, то ему начисляется плата только за тепловую энергию, поставленную в дом на содержание общего имущества.

Ссылка на основную публикацию