Чем занимается трудовая инспекция, история создания

Федеральная инспекция труда: возникновение и развитие

Необходимость образования такого государственного института, как инспекция труда, была продиктована временем. В Англии раньше других стран обнаружились последствия перехода к промышленной экономике. Первой фабричной инспекцией, образованной в Англии в 1833 году, предоставлялись широкие полномочия, которые спустя некоторое время под давлением промышленников, пророчивших гибель отечественного производства, были упразднены. Борьба за права этого государственного органа продолжалась без малого 70 лет. И только в 1901 году был принят закон, который предоставил фабричной инспекции право надзора над всеми казенными фабриками и заводами.

Во Франции формально инспекция была образована в 1841 году, однако реальная ее деятельность началась лишь в 1892 году.

В России в 1881 году была учреждена фабрично-заводская комиссия при петербургском обер-полицмейстере, в компетенцию которой входило предотвращение конфликтов на фабриках и заводах, несчастных случаев, а также надзор за соблюдением фабрикантами рабочих законов. Это был своего рода прообраз фабричной инспекции. Законодательно ее деятельность была оформлена в Законе от 01.06.1882 «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах». Фабричной инспекции вменялись надзор над трудом и обучением малолетних, составление протоколов о нарушениях, поддержание обвинения в суде. В 1885 году фабричным инспекторам было предоставлено право надзора над соблюдением запрета ночной работы женщин.

«В соответствии с Законом от 12.06.1884 вся территория России была разделена на 9 надзорных округов, и в каждый назначались по одному инспектору и одному помощнику инспектора, а общий надзор вверялся главному инспектору» Ташбекова И.Ю. Правовое регулирование деятельности фабричной инспекции в России в конце XIX – начале XX вв. – М., 2007.//[текст], [С. 17].

В 1886 году функцию надзора над соблюдением законодательства на фабриках и заводах поделили губернские по фабричным делам присутствия, фабричная инспекция и полиция. В компетенцию инспекции также включалось рассмотрение и утверждение такс, табелей, правил внутреннего распорядка, а также предупреждение возможных споров между фабрикантами и рабочими.

В 1894 году инспекция фактически была превращена в технический надзорный орган, поскольку инспектору требовалось высшее техническое образование и осуществлять надзор в первую очередь над паровыми котлами, а потом над соблюдением законодательства о труде женщин, малолетних и подростков Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. – М., 2001.//[текст], [С. 56].

18 мая 1918 года Декретом Совета народных комиссаров РСФСР фабричная инспекция была ликвидирована, вместо нее учреждалась инспекция труда. Была расширена компетенция по принятию самостоятельных решений для устранения угрозы жизни и здоровью работников. Избирались инспекторы советами профсоюзов и страховыми кассами.

Позднее, с конца 50-х годов прошлого века, инспекция труда стала частью общественной организации, а именно профсоюзов, в виде правовой и технической инспекции. Инспекции профсоюзов контролировали соблюдение трудового законодательства вплоть до начала 90-х годов XX века.

В 1994 году с принятием Положения «о Федеральной инспекции труда» при министерстве труда Российской Федерации была вновь создана инспекция труда как орган власти. Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов, районов и городов образовывали в 1994 году единую систему контроля и надзора над соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности.

В современных условиях Федеральная инспекция труда, являясь территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, представляет единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и ее территориальных органов.

В частности, на федеральном уровне Федеральную службу по труду и занятости «представляет» Управление надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде. В качестве территориальных органов выступают государственные инспекции труда. На сегодняшний день в каждом субъекте Российской Федерации созданы такие инспекции.

Чем занимается трудовая инспекция, история создания

История становления государственной инспекции труда

Знаменательные даты и события

Указ Российской империи «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах»

Принятие Декрета Совета Народных Комиссаров

«Об Инспекции Труда»

Утверждение Народным Комиссариатом Труда «Наказа Инспекции Труда»

Утверждение Народным Комиссариатом Труда Положения об Инспекции Труда

Принятие постановления ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС о слиянии Наркомата труда СССР с ВЦСПС, согласно которому Инспекция Труда и осуществляемые ею функции государства в области охраны труда были переданы профсоюзам

Принятие Президиумом ВЦСПС Положения о техническом инспекторе Центрального профсоюза

Воссоздание правовой инспекции труда в Советах и ЦК профсоюзов

Принятие постановления Президиума ВЦСПС о переименовании технической инспекции профсоюзов в техническую инспекцию труда

21 мая

1993 года

Принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь о создании при Государственном комитете по труду и социальной защите населения Государственной инспекции труда

Утверждение постановлением Совета Министров Республики Беларусь Положения о Государственной инспекции труда Республики Беларусь и ее структуре

Утверждение постановлением Совета Министров Республики Беларусь нового Положения о Государственной инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь в связи с преобразованием Государственного комитета по труду и социальной защите населения в Министерство труда Республики Беларусь

Преобразование Указом Президента Республики Беларусь Государственной инспекции труда Республики Беларусь в Комитет по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь

Утверждение постановлением Совета Министров Республики Беларусь Положения о Комитете по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь

Создание постановлением Совета Министров Республики Беларусь Департамента государственной инспекции труда в структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с правами юридического лица

Утверждение постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Утверждение постановлением Совета Министров Республики Беларусь нового Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

В период царствования российской императрицы Анны Иоановны в 1734 году был учрежден надзор за условиями труда в лице одного обер-комиссара и трех комиссаров «для лучшего за фабриками смотрения». Однако тогда Беларусь входила в состав Речи Посполитой, а не Российской империи.

По законам Российской империи

1 июня 1882 года принимается закон, запрещающий ночную работу подросткам до 15 лет и устанавливающий подросткам от 12 до 15 лет 8-ми часовой рабочий день. В этом законе имелось указание о создании специального института особой инспекции. Указом российского императора Александра III от 29 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» для надзора за исполнением постановлений о работе и обучении малолетних рабочих была учреждена особая инспекция. Данная инспекция действовала на основании инструкции, утвержденной Министром финансов по соглашению с Министрами внутренних дел и народного просвещении. С этого дня можно начинать отсчет деятельности инспекции труда.

Законом Российской Империи от 1 июля 1882 года была образована сначала находившаяся в ведении Министерства финансов, а позже – Министерства торговли и промышленности Фабричная инспекция для надзора за исполнением законов, циркуляров и предписаний о труде. Закон был важным государственным актом, призванным навести элементарный порядок на производстве, пресечь произвол фабрикантов. За нарушение этого закона, например,владельца фабрики могли оштрафовать на сумму до 100 рублей (в то время немалые деньги) или даже арестовать на срок до одного месяца. Естественно, наказания предусматривались и для рабочих: за нарушения правил техники безопасности или условий трудового договора.

Эта мера была предпринята в связи с ростом стачечного движения рабочих по защите своих трудовых прав. Однако учреждение царским правительством Фабричной инспекции свелось лишь к назначению сначала всего 5, затем – 20 инспекторов на всю Россию. Это были люди, в какой-то степени озабоченные условиями труда, положением работников, и особенно детей и подростков.

Среди первых инспекторов были экономисты, юристы, врачи и только один из девяти был инженером по специальности. В фабричную инспекцию шел цвет русской либеральной интеллигенции.

Несмотря на малочисленность, первые фабричные инспекторы доставляли много хлопот фабрикантам. И дело даже не в том, что они практически сумели сделать для улучшения условий труда фабричных рабочих. Сам факт создания первой Фабричной инспекции, несомненно, послужил расширению и совершенствованию организации государственного надзора за производством, разработке новых законов об инспекции и об охране труда.

Деятельность Фабричной инспекции, рост и организованность рабочего движения заставили императорское правительство принять меры по регламентации отношений между рабочими и предпринимателями.

В этой связи постепенно расширялись и права Фабричной инспекции, увеличивалась ее численность, а 30 мая 1903 года был принят специальный закон «О Фабричной инспекции» и учреждена Горная инспекция.

В Положении об инспекции труда, включенном в Устав, обнаруживается тесная связь дореволюционных Фабричных инспекций с территориальными административными органами и полицией. Например, в Уставе записано, что «местные чины Фабричной инспекции действуют под руководством губернатора (градоначальника, обер-полицмейстера)… Чины городской и уездной полиции сообщают Фабричной инспекции о всех дошедших до сведения полиции случаях нарушения порядка и благоустройства на фабриках и заводах…».

За короткий период своего существования Временное Правительство успело только в апреле 1917 года предложить сделать инспекцию труда выборной и установить ее ответственность перед рабочими организациями.

Цель Советов – охрана жизни, здоровья и труда

Почти сразу после провозглашения Советской вслед за декретами о мире, о земле был принят декрет Совета Народных Комиссаров о восьмичасовом рабочем дне. За ним последовали декреты об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев, о предоставлении всем трудящимся ежегодных отпусков с сохранением содержания и др.

В ноябре 1917 года в составе учрежденного Народного Комиссариата Труда был организован отдел охраны труда.

В это же время во всех губерниях, уездах и промышленных центрах активно шло формирование местных органов Народного Комиссариата Труда. К концу 1917 года на совещании местных комиссариатов труда и профсоюзов был поставлен вопрос об учреждении выборной рабочей инспекции труда.

В январе 1918 года на I Всероссийском съезде Комиссаров Труда было поддержано предложение о создании выборной инспекции труда в системе Народного Комиссариата Труда.

С учетом этих предложений 17 мая 1918 года состоялось заседание Совета Народных Комиссаров, на котором рассматривался проект декрета «Об Инспекции Труда». Проект был одобрен и подписан председателем Совета Народных Комиссаров В. Ульяновым (Лениным), Народным Комиссаром Труда А. Шляпниковым, Управляющим Делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевичем.

В Декрете было указано, что инспекция труда «имеет целью охрану жизни, здоровья и труда всех лиц, занятых какою бы то ни было хозяйственной деятельностью, и распространяется на всю совокупность условий жизни трудящихся как на местах их работы, так и вне этих мест».

Необходимо отметить, что инспекции были предоставлены широкие полномочия. Инспекторы и инспектриссы труда имели право свободного доступа во всякое время во все без изъятия места работы, отдыха и жилья трудящихся и их семей. Они были наделены правом привлекать виновных к суду, а также налагать денежные взыскания (в пределах, установленных особой инструкцией) за неисполнение или нарушения декретов, постановлений и других подобных актов Советской власти и непринятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья трудящихся.

10 июля 1918 года Народный Комиссариат труда утвердил «Наказ инспекции труда», которым регламентировалась деятельность инспекции, а в августе того же года был утверждено «Положение об Инспекции Труда».

Этими документами были заложены основные организационные принципы и правовые основы деятельности Инспекции Труда: выборность, подразделение на техническую и правовую, а позже и санитарную, наличие широких властных полномочий для пресечения нарушений.

В основе своей такой порядок вещей сохранился без существенных изменений до 1933 года.

В составе профсоюзов

23 июня 1933 года было принято постановление ЦИК СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и ВЦСПС о слиянии Народного Комиссариата СССР с ВЦСПС, согласно которому инспекция труда и осуществляемые ею функции государства в области охраны труда были переданы профсоюзам. Следует отметить, что в 1933 году в ведение профсоюзов были переданы и специализированные государственные инспекции – санитарная, горнотехническая и котлонадзор.

Так начался новый этап в истории инспекции труда, который продолжался чуть более 60 лет.

В первый период инспекции труда были созданы при ЦК профсоюзов, т.е. по производственно-отраслевому принципу. Общее руководство инспекциями труда осуществлялось ВЦСПС, а на местах – местными советами профсоюзов. Наделение профсоюзов государственными функциями было соответствующим образом закреплено в законодательстве.

Однако уже с 1935 года инспекции труда в системе профсоюзов организовывались только по производственно-отраслевому принципу и полностью подчинялись отраслевым ЦК профсоюзов.

В предвоенные годы была проведена очередная реорганизация: в 1936 году горнотехническая инспекция, а в 1937 году котлонадзор были подчинены соответствующим наркоматам. В 1935 году при Совете Народных Комиссаров СССР создается Государственная санитарная инспекция, и уже к 1940 году в ЦК профсоюзов не было санитарных инспекторов.

После освобождения от функций специализированного надзора деятельность профсоюзов была сосредоточена на осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и технике безопасности.

В 1940 году было завершено образование единой технической инспекции профсоюзов вместо имевшихся ранее правовой и технической. В связи с этим Президиум ВЦСПС 21 января 1944 года принял «Положение о техническом инспекторе Центрального профсоюза». Ведущей фигурой по осуществлению оперативных функций государственного надзора в области охраны труда стал технический инспектор профсоюза.

Необходимо отметить, что эта реорганизация инспекции труда имела и ряд отрицательных моментов. Она ослабила правовую работу профсоюзов и усложнила задачи технических инспекторов, которые, не имея специального юридического образования, вынуждены были сочетать в своей работе специфические функции технической инспекции с функциями правовой инспекции.

В связи с перестройкой управления промышленностью и строительством в 1957 году ВЦСПС передал техническую инспекцию профсоюзов в ведение советов профсоюзов. Затем в 1966 году руководство технической инспекцией профсоюзов было вновь передано отраслевым профсоюзам. Однако под руководством советов профсоюзов продолжали оставаться технические инспекции профсоюзов работников торговли, просвещения, здравоохранения, некоторых других отраслей.

Все технические инспекторы профсоюзов, несмотря на такую двойственность в подчиненности, были наделены одинаковыми, достаточно обширными властными полномочиями, вытекающими из законодательства о труде и «Положения о техническом инспекторе профсоюзов».

В 1958 и 1966 годах в положения об инспекции профсоюзов вносились дополнения и изменения. Также специальные постановления по вопросам работы инспекции труда принимал ВЦСПС.

22 ноября 1976 года была снова воссоздана правовая инспекция труда вначале в советах и ЦК профсоюзов, а затем и в отраслевых профсоюзных органах среднего звена.

Постановлением Президиума ВЦСПС от 17 марта 1977 года техническая инспекция профсоюзов была переименована в техническую инспекцию труда.

В условиях суверенной Республики Беларусь

После провозглашения государственной независимости Республикой Беларусь техническая и правовая инспекции труда работали в соответствии с положениями, утвержденными Советом Федерации профсоюзов Беларуси.

В с вязи с начавшимися в начале 90-х годов в республике преобразованиями социально-экономического и политического устройства были по-новому разграничены функции государственных органов, профсоюзов и других общественных организаций и политических партий. Это потребовало внесений соответствующих изменений в законодательство: 22 апреля 1992 года был принят Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах», а 15 декабря 1992 года Верховным Советом были внесены изменения и дополнения в Кодекс законов о труде Республики Беларусь.

На основании этих изменений в национальном законодательстве 21 мая 1993 года Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление № 335 было принято решение о создании Государственной инспекции труда Республики Беларусь, которая начала осуществлять свою деятельность с 1 октября 1993 года.

С этой даты в Республике Беларусь профсоюзы осуществляют только общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

При создании Государственной инспекции труда Республики Беларусь за основу были приняты основополагающие принципы Международной организации труда.

В 1994 году с деятельностью Государственной инспекции труда Республики Беларусь знакомилась миссия Международного Бюро Труда, которая отметила, что деятельность Государственной инспекции труда Республики Беларусь отвечает принципам международных норм. Это заключение указанной миссии послужило основанием для ратификации в 1995 году Верховным Советом Республики Беларусь Конвенции Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

В феврале 1997 года Государственная инспекция труда Республики Беларусь была преобразована в Комитет по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь с сохранением выполняемых инспекцией функций.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» на базе Комитета по инспекции труда постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2001 г. № 1781 в структуре вновь образованного Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь был создан Департамент государственной инспекции труда, положение о котором было утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2001 г. № 22.

В связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь было утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959. На основании этого Положения Департамент осуществляет свою деятельность до настоящего времени.

Основные изменения и дополнения были внесены в него в связи с принятием Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и указов Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» и от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

С декабря 2012 г. Департамент государственной инспекции труда является полноправным членом Регионального альянса инспекций труда стран-участников СНГ и Монголии.

За годы своего существования Департаментом государственной инспекции труда, всеми его работниками была проделана значительная работа по повышению результативности проводимой работы, совершенствованию взаимодействия с другими государственными органами надзора и контроля, прокуратурой, местными органами власти и управления.

Конечным результатом работы Департамента государственной инспекции труда является вклад в общее дело снижения травматизма на производстве, предупреждения нарушений трудовых прав работников. Достаточно отметить, что если в 1993 году в Республике Беларусь на производстве погибло 459 человек, то в 2017 году – 115 человек. Этот показатель ниже, чем, например, в Российской Федерации, в Украине, в других странах СНГ, и приближается к аналогичному показателю экономически развитых стран Европы.

История охраны труда в России

В период правления Петра I в России были освоены новые районы промышленного производства, создавались мануфактуры, заводы и фабрики. Работали на заводах крепостные крестьяне, «приписанные» к заводу и вынужденные часть года работать там, а также беглые, бомжи и уголовники. Труд на заводах и фабриках был тяжелым и опасным, рабочие часто погибали.

Правовых норм и стандартов по охране труда, защиты прав работников в России в тот период не существовало, однако многие прогрессивные люди задавались вопросом «Как сделать труд рабочих безопасным?». Одним из первых изучать вопросы безопасности труда стал выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. В его труде «Первые основания металлургии или рудных дел» рассмотрены различные вопросы безопасности и гигиены труда, принципы организации труда и отдыха, надежность различных технических приспособлений и т.д.

В 1734 году, во время правления императрицы Анны Иоанновны, на фабриках был учрежден надзор за условиями труда, который осуществляли комиссары и обер-комиссары.

В 1744 году был издан закон, регулировавший работу на фабриках и заводах и ограничивающий время ночной работы.

В 1835 году появилось Положение «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми», а в 1845 году – Положение «О воспрещении фабрикантам назначать трудовые работы малолетним работникам младше 12 лет». Эти два положения можно назвать первыми нормативными актами, началом будущего трудового законодательства России.

В это же время была сделана первая попытка проанализировать случаи производственного травматизма. В 1843 году в журнале Министерства внутренних дел Российской империи вышла статья «Смертность от неосторожности, исчисленная по всей России за 1842 г.», в которой были описаны причины гибели людей и взаимосвязь причин гибели с деятельностью пострадавших.

В 1859 году в Петербурге была создана комиссия, регулирующая производственные процессы на фабриках и заводах. Тогда же было принято решение об издании свода правил предупреждения увечий на фабриках и заводах для безопасности труда.

В 1882 г. появился закон, запрещающий допускать к работе детей младше 12 лет. Также был введен 8-часовой рабочий день для подростков 12-15 лет и запрет на ночную работу для подростков младше 15 лет. В законе имелось указание об организации надзора за его исполнением: был создан специальный институт фабричной инспекции.

Первоначальной целью создания фабричной инспекции был надзор за соблюдениями требований охраны труда по отношению к малолетним работникам. В дальнейшем число функций фабричной инспекции увеличивалось. В обязанности фабричного инспектора входило утверждение договоров найма, форм расчетных книжек, разработка правил внутреннего распорядка, утверждение табелей и расценок заработной платы, цен в продуктовых лавках и многое другое. Фабричный инспектор имел право привлечь к суду виновного в каких-либо нарушениях. Инспектор занимался сбором и анализом статистических данных о распределении рабочего времени, участии женщин и детей в промышленности, условиях труда, заработной плате. В 1892 году к обязанностям фабричных инспекторов был добавлен надзор за паровыми котлами, периодическое их испытание на надежность, проверка и испытание подъемных механизмов.

Большое значение имели личные качества фабричных инспекторов. Министр финансов С.Ю. Витте при издании закона 1886 года в своем обращении к фабричным инспекторам писал: «При нравственном авторитете разумный совет фабричного инспектора, его толковые указания сделают больше, нежели применение кары за нарушение законов».

В 1885 году ввели запрет на ночную работу для подростков до 17 лет и для женщин. На текстильных предприятиях запрещается допускать к любой работе детей и подростков.

В 1886 появляются новые законодательные акты, вводятся определенные правовые взаимоотношения между предпринимателями и рабочими, регламентируется право наложения штрафов. По правилам, штрафом облагались неправильные приемы работ, и беспричинные прогулы. На каждом предприятии назначался ответственный перед органами надзора – судом и фабричным инспектором – за нарушение требований охраны труда. Увеличивается штат фабричной инспекции. В 1897 году появляется закон «Правила о продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», который вводит ограничение рабочего дня для всех рабочих.

В 1899 году было создано «главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие» при министерстве торговли и промышленности – высший орган управления охраной труда в то время. Издавались специальные санитарные правила для ртутных рудников, работ со свинцом и хромпиком, а также общие санитарные технические постановления.

После Октябрьской революции в 1917 году был создан народный комиссариат труда, а при нем – отдел охраны труда. В июле 1918 года народный комиссариат труда объединился с отделом социального страхования. После слияния комиссариатов в единый «наркомтрудсобес» был организован самостоятельный отдел социальной охраны труда («центроохрантруд») с соответствующими подотделами на местах, для которого 23 января 1921 года было принято специальное положение.

В следующие годы комиссариатом труда был разработан список вредных производств и профессий, изданы общие и специальные постановления о содержании и устройстве предприятий, установлены первые общесоюзные санитарные нормы, нормы искусственного освещения промышленных предприятий, созданы специальные виды инспекций (техническая и санитарная). Было законодательно запрещено применение свинцовых белил в большинстве малярных работ, ртути и ее соединений в производстве фетровых изделий, мышьяка в типографском деле и т.д. Во всех вредных и опасных производствах введена выдача специальной одежды.

Так началось становление охраны труда в России. Развитие охраны труда продолжается и сейчас, охрана труда объединяется с различными отраслями науки, появляются новые стандарты и технологии, проблемы охраны труда приобретают государственный масштаб. Так в октябре 2010 году на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России президент России Д.А.Медведев подчеркнул, что современной российской экономике нужна стройная и реально действующая система технического регулирования, поэтому необходимо активизировать работу в сфере технического регулирования и определить профильное ведомство, которое будет заниматься вопросами стандартов безопасности производства и охраны труда.

Основные функции и полномочия трудовой инспекции

Трудовая инспекция – это государственный орган, призванный осуществлять надзор за выполнением норм трудового законодательства. Рассмотрим более подробно, чем занимается трудовая инспекция, какими методами осуществляет работу, и какими нормативными актами руководствуется.

Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции

Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:

  • частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
  • Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
  • Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
  • Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
  • Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
  • Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года.

Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ. Полномочия главного федерального инспектора регламентируются ст. 353 ТК , также как и деятельность всей системы инспекций.

Стандартные методы, используемые в работе

Основными методами деятельности инспекции по труду являются плановые и внеплановые проверки различных организаций. Плановый надзор – это инспекции, проводимые 1 раз в 2 года. Исключения составляют только что образованные компании, они не подлежат проверке первые 3 года деятельности. Внеплановые ревизии проводятся на основании заявлений граждан.

Поэтому трудовые инспекторы, как правило, назначают комплексные проверки и запрашивают всю документацию, которая так или иначе связана с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников.

После проведение проверки любого типа инспекторами составляется акт. Данный документ должен содержать:

  • наименование проверяемой организации;
  • выявленные нарушения трудового законодательства (или указание на их отсутствие);
  • меры, которые необходимо предпринять для устранения допущенных отступлений от установленных норм;
  • сведения о мерах наказания при имеющихся нарушениях (предупреждение, штраф);
  • сведения об инспекторах, проводивших проверку;
  • даты начала и окончания инспекции.

Полномочия трудовой инспекции и ее основные задачи

Проверка соблюдения нормативов трудового законодательства начинается с предъявления руководству проверяемой компании стандартного документа. Данный документ содержит описание цели конкретной ревизии, полное наименование проверяемой компании, данные инспектора и сроки проведения.

  • осуществлять надзор за соблюдением норм трудового законодательства;
  • устраивать ревизионные проверки в любое время;
  • изучать мнение работников компании при помощи проведения устного опроса;
  • инспектировать документы по сотрудникам и компании в целом, делать их копии. Документы, которые могут проверять инспекторы:
    • учредительный пакет документов,
    • коллективный договор,
    • штатное расписание,
    • табели (журналы) учета рабочего времени,
    • зарплатные ведомости,
    • трудовые договоры с сотрудниками и их трудовые книжки,
    • документы по охране труда;
  • осуществлять надзор за расследованием причин произошедших несчастных случаев на производстве или же выяснять обстоятельства происшествий самостоятельно;
  • анализировать причины травм на производстве и разрабатывать меры их профилактики;
  • вести контроль за начислением и выплатой пособий по социальному страхованию при несчастных случаях на производстве или в связи с нетрудоспособностью за счет денежных средств работодателя;
  • проводить правовое информирование работников об их трудовых правах;
  • проверять жалобы граждан на несоблюдение трудовых прав работодателем, выявлять допущенные нарушения и принимать меры по их устранению;
  • инициировать государственную экспертизу условий труда с целью предоставления работникам компенсаций за вредные условия производства;
  • в случае необходимости, проверяющие вправе приостанавливать деятельность организации в целом или некоторых ее подразделений;
  • отстранять от трудовой деятельности сотрудников, нарушивших трудовое законодательство;
  • отстранять от работы граждан, не имеющих знаний по соблюдению норм безопасности на производстве;
  • выписывать руководству компании административные штрафы;
  • при необходимости – отправлять необходимую информацию в органы власти, прокуратуру, судебные инстанции.

Подробно про проверки госинспекции труда

Основные задачи инспекции по труду

Граждане Российской Федерации при осуществлении трудовой деятельности имеют следующие права, гарантированные Конституцией:

  • право на безопасные условия труда;
  • право на получение материального вознаграждения за свою трудовую деятельность;
  • право на денежную компенсацию при несчастных случаях на производстве.

Трудовая инспекция – это государственный орган. Поэтому его основная функция – это защита прав и свобод работающих граждан в соответствии с Трудовым законодательством РФ .

Проверяет ли трудовая инспекция обустройство вахтовых поселков на соответствие СниПам и СанПравиНормам?

Наталья Гущина Автор

Добрый день. Трудовая инспекция некомпетентна в этих вопросах.
В обязательном порядке инспектор проверяет:
трудовые договоры в письменной форме и их наличие;
правила внутреннего трудового распорядка;
локальные нормативные акты и штатное расписание;
трудовые книжки и правильность внесения записей;
наличие подписей сотрудников на приказах о приеме на работу, назначении на другую должность и т.д.;
книгу учета трудовых книжек и вкладыши;
работу в выходные дни и сверхурочно (соответствующие приказы, согласия работников, согласования с профсоюзом);
работу льготных категорий граждан (инвалидов, несовершеннолетних и т.д.);
соблюдение правил охраны труда;
наличие положения о персональных данных сотрудников;
работу с иностранными гражданами.

Обязана ли трудовая инспекция проводить проверки предприятий по поводу «белой» и»чёрной» зарплаты ? Если обязана то на основании чего?

Наталья Гущина Автор

Трудовая инспекция проверяет соответствие заработной платы согласно штатного расписания и фактически начисленной работнику согласно ТК РФ, Статьи 57.

Руководитель в устной форме предупредил, что будет сокращение должности, которую я занимаю , но при этом уведомление о сокращении не дает. Законно ли он поступает?

Наталья Гущина Автор

Руководитель обязан предоставить вам уведомление о сокращении, в ином случае, это является незаконным. Также, это должно произойти не менее, чем за 2 месяца. Отсутствие уведомления, также может привести к следующим факторам: возмещение среднего заработка за период вынужденного прогула, компенсация за неиспользованные дни отпуска.

Я педагог, взяла длительный отпуск. Имею ли я право пройти мед. осмотр специалистов вместе с коллективом?

Наталья Гущина Автор

Добрый день. На законодательном уровне этот вопрос не регламентирован. Однако, день прохождения медосмотра являются рабочим днем. Работодатель может отозвать вас из отпуска, но только с вашего согласия.

Поэтому, вы можете, либо пройти медицинский осмотр во время отпуска и при этом требовать у работодателя продления отпуска, либо пройти медицинский осмотр сразу после отпуска, но будьте готовы, что, в соответствии со ст. 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить вас от работы до момента прохождения вами медицинского осмотра.

Добрый день, предложили выучиться на инспектора по охране труда, но мне пока не ясно, инспектор по труду работает исключительно от государственного предприятия?

Наталья Гущина Автор

Должность инспектора по труду существует только в Федеральной инспекции труда.

Здравствуйте! Пришел ответ из инспекции, что Работодателю выдано предписание, обязывающее выплатить мне окончательный расчет. В какие сроки он (Работодатель) должен его выплатить?

Наталья Гущина Автор

Работодатель обязан выполнить предписание инспектора в срок, указанный в самом предписании.
Невыполнение предписания, выданному работодателю, влечет наложение административного штрафа.

Может ли инспекция по труду рассматривать нарушения по стимулирующим надбавкам?

Наталья Гущина Автор

Если вы видите, работодатель нарушает какие-либо трудовые права, то вы имеете полное право обратиться в трудовую инспекцию. Если в трудовом договоре четко не написано про стимулирующие надбавки (в каком случае работодатель обязан платить, а в каком нет), то и повода обращаться в инспекцию также нет.

Здравствуйте. Работали в кафе, кафе закрыли, но организация не объявила себя банкротом. Заработная плата выплачена частично. Все сотрудники работали не оформлены, т.к нас просто не оформляли. Как выяснилось, после закрытия точки никаких документов, подтверждающих нашу работу нет. Что теперь делать?

Наталья Гущина Автор

Найдите свидетелей, готовых подтвердить вашу трудовую причастность к деятельности предприятия. Если такие люди найдутся, шансы на судебное решение в вашу пользу заметно увеличиваются.

Извините сейчас позвонить не могу. У работника уменьшили заработную плату (сократили до 0,5 ставки) без предварительного уведомление и даже без ознакомления с приказом. Относиться ли такое нарушение к компетенции трудовой инспекции? На обращение в трудовую инспекцию получили ответ — «обращайтесь в суд поможем составить обращение»

Наталья Гущина Автор

Работодатель может сделать понижение зарплаты, если реструктурирует и/или реорганизовывает предприятия в связи с изменением организационных или технологических условий труда. Если трудовая инспекция не смогла вам помощь, то обращайтесь в следующую инстанцию — в суд.

Может ли работодатель забрать у меня ставку, если полагается иметь 2 ставки?

Наталья Гущина Автор

Такого понятия, как «ставка», трудовое законодательств о не определяет. Исходя из смысла, который обычно вкладывается в этот термин, работа по какой-либо должности в течение нормальной продолжительнос ти рабочего времени считается работой на полную ставку. Поэтому предоставление дополнительной работы по совместительств у дело добровольное. и «уменьшение ставки» не является сокращением численности и (или) штата сотрудников.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, имеет ли право руководитель образовательного учреждения уволить работника по собственному желанию не проведя с ним беседу, т.е. подписав заявление через секретаря?

Наталья Гущина Автор

Уволить сотрудника без проведения беседы возможно, но заявление должен подписывать непосредственно сам руководитель, а не секретарь.

Имеет ли право инспектор трудовой инспекции приглашать в инспекцию заявителя жалобы и просить его писать дополнительное объяснение по поданной жалобе надиктовывая новые пункты не указанные в первичной жалобе , в частности по аттестации рабочих мест ?

Наталья Гущина Автор

Добрый день. Возможно, при проверку инспектор заметил некоторые нарушения, касательно аттестации рабочих мест. Но заставлять Вас дописывать эти нарушения в объяснения по жалобе он не имеет права. Вы можете отказаться от их написания.

Здравствуйте. Могу ли я перенести свой очередной отпуск на более ранний период?

Наталья Гущина Автор

Добрый день. Если отпуск был «заложен» в график отпусков, то перенос возможен, но по согласованию с работодателем и профсоюзной организацией.

Здравствуйте, у меня такой вопрос, я нахожусь на 6 месяце беременности, через месяц мне уходить в декрет, но у меня на работе обнаружили недостачу, я не отказываюсь ее выплачивать, но начальник дала мне срок 3 дня, если не верну, то меня уволят по статье и оставят без декрета, правомерно ли это?

Наталья Гущина Автор

Хищения могут быть подтверждены только решением суда или постановлением уполномоченного органа. Если это только шантаж со стороны руководства для того, чтобы уволить вас «по собственному», то решайте сами, насколько вам дорога работа и репутация.

Здравствуйте! Скажите,пожалуйста, может ли работодатель пригласить работника, уволенного три месяца назад для проведения инвентаризации телеграммой?

Наталья Гущина Автор

Вы не обязаны участвовать в инвентаризации после увольнения.

Проверяет ли инспекция законность и обоснованность снятия горячего стажа и вредности с работника после проведения аттестации рабочего места?

Наталья Гущина Автор

Конечно проверяет! Для чего необходимо проводить аттестацию?
Во-первых, по результатам проведенной аттестации наниматель определяет условия труда на конкретном рабочем месте, разрабатывает план мероприятий по их улучшению.

Во-вторых, только по результатам аттестации можно сказать, имеет ли право работник на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

В-третьих, аттестация устанавливает обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников.

Может ли трудинспектор проверять факты не заявленные заявителем?

Наталья Гущина Автор

В ходе проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций (ст. 357 ТК РФ).

Законодательство не ограничивает период, который может быть охвачен проверкой, проводимой трудовой инспекцией.

Здравствуйте
Может ли трудовая инспекция наказать заведующую детским садом за подделанную грамоту?

Наталья Гущина Автор

Статья 327 УК РФ. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков предусматривает ответственность , в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

С жалобой стоит обратиться не в трудовую инспекцию, а в прокуратуру.

Может ли быть оплата труда по плану и реестру?

Наталья Гущина Автор

Заработная плата обычно выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательств ом или трудовым договором. Она выплачивается работнику либо в месте выполнения работы либо перечисляется на счет в банке (ст. 136 ТК РФ).

Документы для выдачи зарплаты в наличной форме:
1. Платежная ведомость на выдачу заработной платы (форма Т-53). Данный документ предназначается для отражения зарплаты, выплаченной сотрудникам в наличной денежной форме. Оформляется документ в 1 экземпляре, в нем проставляются подписи руководителя компании и главного бухгалтера. Далее он передается в кассу.
2. По расходному кассовому ордеру.

В настоящее время большинство организаций перечисляют зарплату сотрудникам на карточки. При перечислении денег на банковскую карту в банк представляют документы:

1. Реестр на перечисление денежных средств сотрудникам.
2. Платежные документы

Составить документы можно как в бумажном, так и в электронном виде.

В реестре на оплату должна быть указана следующая информация:
— список сотрудников, которым перечисляются денежные средства;
— информация о банках, в которых у сотрудников открыты счета;
— дата, номер платежных документов, их общее количество;
— суммы по каждому сотруднику.

Некоторые банки могут затребовать указывать в реестре дополнительную информацию.
После перечисления денег на счета сотрудников один экземпляр реестра банк возвращает организации с отметкой об исполнении.

Реестр и соответствующая выписка по счету свидетельствуют о том, что зарплата зачислена на карты сотрудников. Итоговая сумма реестра должна совпадать с итоговой суммой платежного поручения.

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция – это система государственных органов для осуществления государственного надзора и контроля за выполнением и соблюдением работодателями требований трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль осуществляется путем проведения проверок в отношении юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

– контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

– надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

– надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

– надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

– рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

– проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

– оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Основания для проведения проверки

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

– при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;

– при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:

– задержка выплаты или невыплата заработной платы;

– неверный расчет компенсаций при увольнении;

– невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;

– отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;

– некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;

– несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.

– при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;

– по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

Формы и виды контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

– окончания проведения последней плановой проверки;

– начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми поверками.

Основаниями для их назначения являются:

– истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

– поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;

– обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

– запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

– распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.

В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:

– документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);

– нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:

-положение об оплате труда и премировании;

-правила внутреннего трудового распорядка;

– инструкции по охране труда;

– другие нормативные акты.

Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

– документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

– документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.

Выездная проверка

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации проверяемого работодателя, или в случае, когда невозможно оценить, как выполняются нанимателем требования трудового законодательства.

При выездной проверке устанавливается, какие меры предпринимаются работодателем для выполнения требований трудового законодательства.

Также проверяются соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых оборудования, транспортных средств, территории, зданий, помещений и др.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.

Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов.

Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов.

При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки – 20 рабочих дней.

Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.

В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

При этом продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме “Зарплата и кадры”.

Государственная трудовая инспекция — функции и полномочия

Как государственная трудовая инспекция помогает добиться справедливости? Как обратиться в этот орган с жалобой, каким правилам необходимо следовать при написании документа? Обсудим подробно ниже.

Чем занимается трудовая инспекция

Нарушение прав работников, отказ в предоставлении выплат и отпусков, гарантированных законом – не редкость в нашей стране. Задача такого органа исполнительной власти, как федеральная инспекция труда (ИТ), состоит в осуществлении контроля и надзора за подобными ситуациями, не выходя за рамки трудового законодательства.

ИТ находится в подчинении Роструда – уполномоченного федерального органа. При этом на местах контроль осуществляется государственной инспекцией территориального значения.

Трудовая инспекция РФ располагает следующими полномочиями:

  • Проведение проверки и регистрация ее результатов в акте;
  • Выдача письменного предписания с установлением сроков устранения нарушений;
  • Составление протокола об административном правонарушении в случае неисполнения;
  • Подготовка документации для привлечения к ответственности виновных.

В каких случаях и как составить жалобу в трудовую инспекцию

Обращение можно подавать при любом нарушении прав работающих граждан РФ, включая неразрешенные споры, в которых имели место вопросы выдачи зарплаты и пособий, гарантированных законом. Также можно написать жалобу онлайн, не найдя консенсуса с работодателем относительно режима труда и отдыха, отпусков, продолжительности работы и перерывов, а также по другим спорам.

Согласно нормам действующего законодательства, образца жалобы в трудовую инспекцию не существует, поэтому жалобу пишут в свободной форме.

При составлении документа рекомендованы правила ведения деловой переписки:

  1. Передаваемая информация должна быть краткой, точной и достоверной. Перепроверьте все данные, отражая объективное положение вещей, а не личное отношение гражданина к ситуации. Сжатый и лаконичный текст должен включать факты, которые сформируют адекватную оценку случившегося.
  2. Соблюдайте правила русского языка. Разумеется, в случае допущения ошибки обращение рассмотрят, тем не менее, такая переписка невозможна без грамотного и структурированного изложения текста;
  3. Указывайте имя и контактные данные. Анонимные жалобы не рассматривают, а контактная информация необходима для дальнейшей связи и отправления ответа.

Обращение в трудовую инспекцию — образец

Государственная инспекция труда

г. Москва, ул. Ватутина, д.15

от Волощук Андрея Игоревича

г. Москва, ул. Жукова, д.22, кв.16

контактный телефон: 25-14-17

С 2009 года по сегодняшний день я, Волощук Андрей Игоревич, работаю строителем в ООО «Быстро Дом», которое находится по адресу: город Москва, улица Металлургов, дом 17. С мая 2012 года по настоящее время мне отказывают предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск, аргументируя это отсутствием человека для замены. Я несколько раз писал заявление на отпуск, однако сотрудник отдела кадров отказывался его принимать.

Когда я получил очередной отказ 12 июля 2015 года, подал жалобу генеральному директору общества Гусаковскому Николаю Григорьевичу. Референт в приемной директора заявление принял, однако не дал согласие зафиксировать этот факт на моей копии. Ответ на обращение я так и не получил.

Я решил поговорить с директором предприятия лично и записался на встречу 14 августа 2015 года. Во время беседы Гусаковский Н.Г. напрямую указал, что отпуск мне не предоставят, а при желании спорить я могу увольняться.

В связи с вышеизложенным

взять под контроль данный факт и наказать виновных лиц;

реализовать мое право на оплачиваемый отпуск.

19 августа 2015 года Волощук А. И.

Как подать жалобу на работодателя в трудовую инспекцию

Написать обращение можно тремя способами:

  • собственноручно;
  • с помощью Почты России;
  • через официальный сайт ГИТ.

Рассмотрим каждый способ детально.

Первый случай понятен. Изложив суть жалобы на бумаге (помните, что обращения составляют в двух экземплярах), доставьте ее в инспекцию (на своей копии проставьте дату подачи, а также подпись и Ф.И.О. принявшего лица) и ждите ответ. Кроме почтового адреса укажите также номер телефона для связи с вами в случае необходимости уточнений или дополнительных вопросов.

Отправка претензии Почтой России схожа с личной доставкой жалобы. Пишете обращение, идете на почту и отправляете один экземпляр заказным письмом с уведомлением, а второй оставляете у себя. Вернувшийся документ – доказательство получения отправленного письма, на котором есть подпись принявшего его лица. Кроме этого, сохранив квитанцию об отправке, вы подтвердите этот факт до возвращения уведомления.

Oбращение в ИТ образец

Проще всего пожаловаться на нечестного работодателя через сеть Интернет. Для этого зайдите на официальный сайт Онлайнинспекция.рф. Выберите вкладку «Онлайн приемная» и тему претензии (из выпадающего списка, который содержит самые распространенные проблемы). Если не сможете найти тему обращения, кликните на вкладку с «Иными вопросами». Перейдя по ссылке, выберите функцию «Отправить заявление».

Для подачи претензии придется пройти анкетирование и указать контактную информацию. После внесения персональных данных понадобятся сведения о предприятии-работодателе – ИНН, ОГРН, имя и должность руководителя и ваша.

Лишь после этой процедуры можно будет перейти непосредственно к изложению сути проблемы. Для подтверждения ситуации к письму прикрепите файлы (отсканированные копии трудового договора, заявления, приказы).

При направлении жалобы любым способом не ждите молниеносного ответа. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» предполагает срок до 30 календарных дней с момента поступления в инстанцию.

Что проверяет трудовая инспекция по жалобе

ИТ имеет право запросить документацию, которая регламентирует отношения между сотрудником и работодателем.

На предприятии обязательно должны вестись такие локальные нормативные документы, как штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков, положение о защите персональных данных работников (и обязательство об их неразглашении), положение об оплате труда. Их просмотрит инспекция. Проверят и факты, что работник выполняет должностные обязанности, предварительно подписав трудовой договор, а приказы относительно личного состава фиксируют все движения кадров.

Первым и самым главным пунктом акцентирования внимания проверяющего станет факт наличия трудовых договоров и соблюдения правил ведения и хранения книжек учета стажа, утвержденных законом. Также проверят табель учета рабочего времени для поиска расхождений в нем и выплатах работнику. К примеру, за ночные смены или сверхурочные работы. Не пропустит мимо инспектор ИТ информацию о труде отдельных категорий граждан (инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины), на которых распространяется правило об ограничении времени работы.

Ссылка на основную публикацию