История из жизни об административном нарушении за неубранную придомовую территорию

Что грозит за нарушение правил пользования придомовой территорией?

Придомовая территория – это земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, в том числе коллективные автостоянки, детские и спортивные площадки. Границы земельного участка определяются на основании данных государственного кадастрового учета (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ; пп. “е”, “ж” п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Виды нарушений и ответственность
За нарушение правил пользования придомовой территорией в г. Москве может быть предусмотрена, в частности, следующая административная ответственность (ст. 4.18, ч. 1, 3 ст. 8.8 КоАП г. Москвы).
1. За повреждение зеленых насаждений – штраф в размере от 3500 до 4000 руб.
2. За повреждение зеленых насаждений, совершенное в том числе с применением транспортных средств и других видов техники, – штраф в размере от 4000 до 4500 руб.
3. За мойку транспортных средств вне специально отведенных мест, стоянку на проезжей части дворовых территорий, препятствующую механизированной уборке и вывозу мусора, загрязнение территории, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, а также размещение разукомплектованных транспортных средств независимо от места их расположения, кроме специально отведенных для этого мест, – предупреждение или штраф в размере от 1000 до 3000 руб.
4. За размещение транспортных средств на детских площадках – предупреждение или штраф в размере от 3000 до 5000 руб.
Кроме того, нарушение запрета курения табака на детских площадках влечет административный штраф на граждан в размере от 2000 до 3000 руб. (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ; п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ).

Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях
Дела об административных правонарушениях, указанных в п. п. 1, 2, рассматривает Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (п. 6 ст. 16.3 КоАП г. Москвы; п. 4.2.23 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП).
Дела об административных правонарушениях, указанных в п. п. 3, 4, рассматривают Административные комиссии управ районов г. Москвы (п. 19 ст. 16.3 КоАП г. Москвы; разд. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 06.05.2003 N 322-ПП).

Возбуждение административного производства
О совершении административного правонарушения составляется протокол.
Составить протокол вправе должностные лица (ч. 1 – 3 ст. 16.5 КоАП г. Москвы):
– Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы;
– органов внутренних дел – по правонарушениям, указанным в п. п. 3, 4, если гражданин оспаривает факт правонарушения и (или) назначенное ему наказание либо отказывается от уплаты штрафа на месте совершения правонарушения.
При выявлении некоторых административных правонарушений, в частности связанных с размещением транспортных средств на детских площадках, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия нарушителя, если правонарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме камерами (ч. 1 ст. 16.6 КоАП г. Москвы; ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Рассмотрение дела об административном правонарушении
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства этого лица.
Дела об административных правонарушениях, зафиксированных работающими в автоматическом режиме камерами, рассматриваются по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением таких средств (ч. 1, 5 ст. 29.5 КоАП РФ; ст. 16.4 КоАП г. Москвы).
Срок рассмотрения дела об административном правонарушении – 15 дней со дня получения органом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении или материалов, полученных с применением камер, работающих в автоматическом режиме (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).
Постановление по делу об административном правонарушении можно обжаловать в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Что грозит за нарушение правил пользования придомовой территорией?

Придомовая территория — это земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, в том числе коллективные автостоянки, детские и спортивные площадки. Границы земельного участка определяются на основании данных государственного кадастрового учета (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ; пп. «е», «ж» п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Виды нарушений и ответственность

За нарушение правил пользования придомовой территорией в г. Москве может быть предусмотрена, в частности, следующая административная ответственность (ст. 4.18, ч. 1, 3 ст. 8.8 КоАП г. Москвы).

1. За повреждение зеленых насаждений — штраф в размере от 3500 до 4000 руб.

2. За повреждение зеленых насаждений, совершенное в том числе с применением транспортных средств и других видов техники, — штраф в размере от 4000 до 4500 руб.

3. За мойку транспортных средств вне специально отведенных мест, стоянку на проезжей части дворовых территорий, препятствующую механизированной уборке и вывозу мусора, загрязнение территории, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, а также размещение разукомплектованных транспортных средств независимо от места их расположения, кроме специально отведенных для этого мест, — предупреждение или штраф в размере от 1000 до 3000 руб.

4. За размещение транспортных средств на детских площадках — предупреждение или штраф в размере от 3000 до 5000 руб.

Кроме того, нарушение запрета курения табака на детских площадках влечет административный штраф на граждан в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ; п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ).

Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях, указанных в п. п. 1, 2, рассматривает Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (п. 6 ст. 16.3 КоАП г. Москвы; п. 4.2.23 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП).

Дела об административных правонарушениях, указанных в п. п. 3, 4, рассматривают Административные комиссии управ районов г. Москвы (п. 19 ст. 16.3 КоАП г. Москвы; разд. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 06.05.2003 N 322-ПП).

Возбуждение административного производства

О совершении административного правонарушения составляется протокол.

Составить протокол вправе должностные лица (ч. 1 — 3 ст. 16.5 КоАП г. Москвы):

  • Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы;
  • органов внутренних дел — по правонарушениям, указанным в п. п. 3, 4, если гражданин оспаривает факт правонарушения и (или) назначенное ему наказание либо отказывается от уплаты штрафа на месте совершения правонарушения.

При выявлении некоторых административных правонарушений, в частности связанных с размещением транспортных средств на детских площадках, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия нарушителя, если правонарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме камерами (ч. 1 ст. 16.6 КоАП г. Москвы; ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства этого лица.

Дела об административных правонарушениях, зафиксированных работающими в автоматическом режиме камерами, рассматриваются по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением таких средств (ч. 1, 5 ст. 29.5 КоАП РФ; ст. 16.4 КоАП г. Москвы).

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении — 15 дней со дня получения органом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении или материалов, полученных с применением камер, работающих в автоматическом режиме (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении можно обжаловать в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

УК не смогла “отбиться” от штрафа за гололед на прилегающей к МКД территории

Ozii45 / Depositphotos.com

Суды всех инстанций признали законным штраф, наложенный на Управляющую компанию за не очищенный от наледи и снега внутриквартальный проезд, прилегающий к придомовой территории Многоквартирного дома; правда, для этого прилегающая территория была объявлена судом придомовой (Определение Верховного Суда РФ от 16 октября 2019 г. № 309-ЭС19-17520).

Штраф был наложен за нарушение правил благоустройства – внутридворовой проезд с асфальтовым покрытием не очищается в полном объеме от снега и наледи до асфальтового покрытия на всю ширину проезда, не обрабатывается противогололедными материалами в местах образования наледи, чем нарушаются установленные сроки проведения уборки территорий населенных пунктов. При этом вмененное УК нарушение описывалось тем разделом местных Правил благоустройства, который регулирует содержание придомовых территорий.

Отметим, что придомовая территория – как ее определяют местные Правила благоустройства, – полностью совпадает с определением из п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса, а именно: земельный участок в установленных границах, в том числе согласно проекту межевания территории, на котором расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома объекты.

Таким образом, под придомовой территорией Правила понимают часть общего имущества МКД.

УК пыталась доказать, что спорный “неочищенный” внутриквартальный проезд не относится к общему имуществу, однако не преуспела в этом:

  • спорный внутридворовой проезд, по мнению суда апелляционной инстанции, относится к придомовой территории, ибо служит для подъезда к земельному участку, а возможность сквозного движения транспорта и пешеходов по придомовым дорогам и территории само по себе не влечет отнесение их к дорогам общего пользования и не исключает обязанность УК по их содержанию;
  • данная территория относится к придомовой также в силу положений п. 3.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

При этом не исследовалось каких-либо письменных доказательств о принадлежности спорной территории (например, кадастровый план земельного участка).

Доводы УК о том, что проезд относится к муниципальным дорогам, содержать которые должен муниципалитет, также были отвергнуты:

  • исходя из совокупного толкования, данного в п. 1 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ определению автодороги, и приведенной в ст. 5 этого закона классификации автодорог, внутридворовые проезды не могут быть отнесены ни к одному из видов автомобильных дорог и, по сути, автомобильными дорогами не являются;
  • учитывая изложенное, отнесение их к объектам внешнего благоустройства, перечень которых закреплен в Правилах благоустройства, является обоснованным и правомерным.

Ну а далее суд развивал мысль о том, что придомовую территорию, согласно Правилам благоустройства, обязана содержать УК (при этом избегая ссылок на ЖК РФ, который также обязывает УК содержать придомовую территорию как часть общего имущества МКД; правда, была использована ссылка на п. 24 Минимального перечня работ и услуг по управлению МКД). Против УК были использованы также ее собственные акты о том, что силами данной УК производится уборка снега, в том числе с проезжей части, а также объявления УК для жителей дома с просьбой убрать автомобили с проезжей части дороги и парковочных мест, так как будет проводиться уборка снега на придомовой территории.

В итоге штраф оставлен в силе.

Отметим, что ч. 9 ст. 55.25 Гражданского кодекса разрешает муниципалитетам “перекладывать” на “частников” часть обязанностей, – в том числе в виде финансового участия, – по содержанию муниципальной территории, прилегающей к частным зданиям и частным земельным участкам. Но – в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования. А те Правила, на которые ссылался суд, позволяют привлекать “частников” к содержанию прилегающей муниципальной территории только в том случае, если об этом было достигнуто специальное соглашение.

Напомним, что недавно Верховный Суд РФ уже детально сталкивался со смежной проблемой – о правомерности включения в тариф на содержание МКД также тех сумм, которые покрывали бы расходы УК на содержание прилегающих территорий, не входящих в состав общего имущества МКД. Верховный Суд РФ высказался отрицательно: собственники МКД должны участвовать, в том числе финансово, в содержании чужих прилегающих территорий, но платить за это в составе расходов на содержание общего имущества нельзя (подробнее об этом см. здесь).

Штрафы до 200 тысяч: кировские дворы проверили на качество уборки снега

Плохая уборка дворовых территорий продолжает доставлять неудобства жителям города. Жалобами на снежную “кашу” во дворах кировчане делятся в соцсетях.

Сегодня застряла на Екатерины Кочкиной у магазина “Продуктовая лавка”. Сама себя выкопать не смогла. Двор не чистят совершенно! Спасибо мужчине, который проходил и помог вытолкать машину!

Похожая ситуация сложилась и у дома №62а по улице Дерендяева.

В нашем дворе по адресу Дерендяева, 62А дворника не видели никогда, убираем своим силами, тут нам сделали подарок на Крещение очистили крышу, а убрать снег за собой почему-то забыли! В нашем доме живут молодые мамы с детьми и пожилые люди, как им выйти на прогулку с коляской или в магазин за продуктами?

Фото ЗК | ЗЛОЙ КИРОВЧАНИН

Не так давно во дворе дома №160а по Московской из-за неубранного снега застряла машина скорой помощи. Медикам пришлось самостоятельно выталкивать автомобиль.

Фото Татьяны Л.

А подъем по лестнице во дворах домов по улице Хлыновской и вовсе может привести к травмам.

Фото Елены Сухих

В сети кировчане активно обсуждают работу коммунальных служб:

Зимой снег не чистят, машины буксуют, ходить невозможно. Весь микрорайон ходит здесь к остановке, к магазину, к аптеке. Ни управляющая компания, ни администрация города не реагируют. Жители микрорайона жалуются каждый год, результата нет!

Днём увидел, как буксует во дворе машина. Помог, вытащили, женщина вроде за рулём была, ну неважно. Вечером приехал, сам же в этом дворе застрял!

Лопату с собой вожу, на то, что почистят, уже не рассчитываю!

Уважаемая администрация и УК “ПромЖилСервис”, примите уже меры по устранению происходящего безобразия! По лестницам во дворе невозможно нормально спуститься, если только на санках или “ватрушке”, но ведь это не горка для катания!

В администрации города рассказали, что рейды сотрудников административно-технической инспекции по дворовым территориям проводятся регулярно. 21 января специалисты АТИ совместно с начальником территориального управления проверили дворы Ленинского района.

К настоящему моменту группа контроля побывала уже на 550 придомовых территориях. Зафиксировано 101 нарушение правил благоустройства. Сегодня мы проверили, как управляющие компании устранили замечания. Стоит отметить, что из 101 нарушения устранены 96, – отметила начальник территориального управления Оксана Шишкина.

Также в администриции сообщили, что с начала года были выявлены нарушения по 56 управляющим компаниям, составлено 189 предостережний и 4 протокола об административном правонарушении.

При выявлении нарушений правил благоустройства в адрес УК направляется предостережение о необходимости в течение суток устранить проблему. Если нарушение фиксируется повторно, управляющей компании грозит штраф от 50 до 200 тысяч рублей.

Для того чтобы контролировать работу УК, кировчанам рекомендовали создавать инициативные группы. Управляющие компании должны ежедневно следить за состоянием дворов и проводить расчистку дорог и тротуаров.

Кстати: если ваша УК игнорирует обращения и не чистит двор, обратитесь с претензией в Государственную жилищную инспекцию по телефону: (8332) 27-27-44, адрес: 610020, Киров, улица Дерендяева, 23.

Не заделывают ямы по дороге во двор (придомовая территория)

Борюсь с ямами на дорогах. Возник сложный случай и надеюсь на помощь знающих людей.

Написал не одно обращение, по поводу ям по дороге во дворы (по информации содержателя дорог – это придомовая территория), и в итоге получил ответ, что Управляющая компания успешно обжаловала административный материал в суде оперируя ст. 36 Жилищного кодекса (ремонтом должны заниматься собственники).

Планирую писать заявление в Прокуратуру, в связи с чем прошу совета, можно ли чем-то ещё оперировать кроме ГОСТ Р 50597-93?

Ямы находятся рядом с дорогой:

Фото этого места, как они выглядели в июне 2016 (собственно ничего не изменилось):

Найдены возможные дубликаты

О бля, чувак с властями борется, а народ зацепился за опечатку. Какие же вы мелочные, люди.

Для начала нужно свериться с кадастровой картой — действительно ли дорога находится на кадастровом участке. отведенным для вашего дома, или все является муниципальной территорией.

Т.е. есть смысл не доверять официальным ответам от содержателя дорог? Если так, то прошу помочь сформулировать требование для данной проверки для отправки его в заявлении в прокуратуру.

Ну тут вы или доверяете официальному ответу (и дело закрыто).
Или пытаетесь лично убедиться что органы МВД и местного самоуправления правы/не правы.

Ок, не доверяю. Что писать в заявлении?

Для начала надо сходить на кадастровую карту, и визуально оценить — относится ли искомый участок к придомовой территории вашего дома, или нет. Если ситуация явно неоднозначная — обращаться в росреестр, брать справку о том, что вот прям эти координаты не относятся к кадастровому участку вашего дома, и, приложив копию данной справки, строчить письма в инстанции.

Если Вы думаете, что я ей не пользовался, то Вы ошибаетесь. Так же пользовался СердитымГражданином, но в обоих случаях столкнулся с багами и потерей обращений или ответов к ним и соответственно потерей времени на восстановление информации. Сейчас веду все ямы в exсel и контролирую все сроки сам. Так гораздо надёжнее и нагляднее для меня.

По сути-то эти системы просто позволяют отправлять обращения немного проще чем через gibdd.ru/letter и какого-то дополнительного эффекта не дают.

Получилось заставить яму отремонтировать? У нас во дворе скорые начали застревать, а Росяма и Дороги-ОНФ ничем помочь не могут.

ТС если бы я мог, я бы тебя обнял. Так держать! Потмоу что 90% запостят пост с фоточками ям и ноют сидят, вдруг кто-нибудь вместо них всё разрулит.

Цитата из ч.1 ГОСТ Р 50597-93:

– с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

Данный документ говорит об обратном https://openrussia.s3.amazonaws.com/media/legacy/posts/u-img/f99300cd38/o/02/82/028245a709f0.jpg

Есть ли ссылки на нормативные документы?

Основной НПА это Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007. Что относится к местным автомобильным дорогам определяется местным НПА. Там будет полный список, что и где.

Относительно содержания иных территорий надо руководствоваться Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 и местным законом о правилах благоустройства территорий города. Это вместе определяет, что собственник участка отвечает за его содержание. В части необходимости ремонта следует руководствоваться ФЗ о безопасности дорожного движения. Судя по расположению эту территорию с большей вероятностью должна ремонтировать администрация города, но надо смотреть точную принадлежность.

Уборка прилегающих территорий

В парикмахерскую предпринимателя пришел работник милиции и составил протокол об административном нарушении за то, что прилегающая к помещению территория не убрана от мусора (опавших с деревьев сухих листьев). Сказал, что будет штраф в размере 1 700 грн. Правомерно ли это?

(Вопрос поступил на сайт газеты)

Право составлять административные протоколы за нарушение правил благоустройства территорий работникам милиции предоставил Закон Украины от 21.01.2010 г. № 1825-VI “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с отходами”, которым в новой редакции изложена ст. 152 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП).

Разъяснение по этому поводу приведено в письме МВД Украины от 22.07.2010 г. № 10/5-4904.

Письмо
Министерства внутренних дел Украины
от 22.07.2010 г. № 10/5-4904

Об обязанности убирать прилегающую территорию

В Департаменте общественной безопасности рассмотрено обращение о выполнении органами внутренних дел Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с отходами”.

Указанным Законом, вступившим в силу 16 февраля 2010 года, на органы внутренних дел возложено осуществление контроля за содержанием в надлежащей чистоте улиц, придомовых территорий и дворов в городах и других населенных пунктах, а также составление административных протоколов по ст. 152 (Нарушение государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов, правил благоустройства территорий населенных пунктов) КУоАП.

Согласно пункту 44 части 1 статьи 26 Закона Украины “О местном самоуправлении в Украине” исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решаются вопросы установления в соответствии с законодательством правил благоустройства территории населенного пункта (далее – Правила), обеспечения в нем чистоты и порядка, торговли на рынках, соблюдения тишины в общественных местах, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

То есть утверждение Правил относится к компетенции сельских, поселковых и городских советов. В связи с этим Правила разных населенных пунктов имеют индивидуальный характер, но обязательно отражают требования статьи 34 Закона Украины “О благоустройстве населенных пунктов”.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 13 данного Закона к объектам благоустройства населенных пунктов относятся территории предприятий, учреждений, организаций, а также территории, закрепленные за ними на условиях договора.

Если прилегающая к офису предприятия территория на расстоянии 20 м не убрана от мусора или снега и это расстояние четко предусмотрено условиями договора или Правилами, то согласно пункту 1 части 1 статьи 255 Кодекса Украины об административных правонарушениях за нарушение правил благоустройства территории городов и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении должностного лица предприятия, учреждения, организации, с соблюдением норм статей 254, 256 КУоАП.

Документами, являющимися основанием для определения органами внутренних дел территории предприятия, за которую оно несет ответственность согласно статье 152 КУоАП, является договор аренды или свидетельство на право собственности на соответствующий земельный участок.

В 2008 и 2009 годах работниками милиции административные протоколы по ст. 152 КУоАП не составлялись, однако с момента вступления в силу указанного Закона органами внутренних дел по этой статье составлено 16,6 тыс. административных протоколов.

Начальник Департамента
В. Петровский

Отметим, что права работников милиции на составление админпротоколов не столь уж однозначны. Составить такой протокол милиционер может только в случае, если в данном населенном пункте местным советом утверждены правила благоустройства территорий, которыми на предпринимателя возложена обязанность по уборке прилегающей территории.

Согласно действующему законодательству сельские, поселковые и городские советы имеют право разрабатывать и утверждать свои пра-вила благоустройства территорий. КУоАП также указывает на то, что правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 152 КУоАП, устанавливают сельские, поселковые и городские советы в соответствии с законодательством (ст. 5 КУоАП).

Поэтому в каждом населенном пункте правила свои. Общие требования к содержанию таких правил изложены в ст. 34 Закона Украины от 06.09.2005 г. № 2807-IV “О благоустройстве населенных пунктов” (далее – Закон о благоустройстве). В частности, правилами определяются:

– порядок содержания территорий объектов благоустройства;

– требования к обустройству территорий предприятий, учреждений и организаций;

– требования к санитарной очистке территорий и др.

Даже если местные советы такие правила утвердили, это еще не означает, что любого предпринимателя можно оштрафовать за опавшие с деревьев листья или неубранный снег. Вначале нужно определиться, закреплена ли указанная территория за данным субъектом хозяйствования.

В соответствии со ст. 24 Закона о благоустройстве предприятия обеспечивают благоустройство земельных участков, предоставленных им на правах собственности или пользования. Поэтому работник милиции имеет право составить протокол только за неубранные листья на территории, которая документально закреплена за конкретным предпринимателем. Как указано в приведенном письме МВД, документальным основанием для определения размера территории является договор аренды или свидетельство на право собственности на соответствующий земельный участок.

Но такие документы есть не у всех предпринимателей. Например, их нет у предпринимателей-арендаторов нежилых помещений в жилых многоэтажных домах.

Госкомпредпринимательства в письме от 09.02.2010 г. № 1505 разъясняет, что оформление прав на часть земельного участка под многоквартирным жилым домом собственником или пользователем части площади такого дома действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому если помещение (офис, парикмахерская, магазин и т. п.) расположено в жилой многоэтажке, то предприниматель не может документально оформить права на землю под ним.

Такого же мнения придерживается и Госкомзем. Так, в письме Госкомзема от 26.05.2010 г. № 10046/17/4-10 сообщается, что “предоставить в аренду или в собственность земельный участок для обслуживания встроенного или пристроенного помещения в многоэтажном доме невозможно, поскольку невозможно создать объект земельных отношений – земельный участок, не нарушая единого комплекса недвижимого имущества, – выделить помещение дома как отдельное здание и предоставить ему отдельный адрес, который необходим для определения места расположения земельного участка как составляющая понятия “земельный участок””. Земельные участки под многоквартирными домами и придомовая территория государственной и коммунальной собственности предоставляются в постоянное пользование предприятиям, осуществляющим управление этими домами. Следовательно, именно такие предприятия и обязаны следить за чистотой территорий.

На основании ст. 24 Закона о благоустройстве в целях надлежащего содержания объекта благоустройства балансодержатель может привлекать на условиях договора другие предприятия и организации. Поэтому условия содержания прилегающих к многоэтажкам территорий могут быть изложены в договоре аренды нежилого помещения. Если же требований по уборке прилегающей территории (с указанием ее площади) в договоре нет, то предприниматель-арендатор обязан следить только за состоянием арендованного помещения.

Отметим также, что документов на прилегающую территорию точно нет у собственников встроенных нежилых помещений в многоэтажках.

У предпринимателей-собственников и арендаторов отдельно стоящих магазинов, производственных помещений и офисов документы на землю должны быть.

Итак, претензии работника милиции правомерны только в случае, если на предпринимателя возложена обязанность по уборке территории.

Согласно ст. 152 КУоАП за нарушение правил благоустройства на предпринимателей налагается штраф в размере от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т. е. от 850 до 1 700 грн.

Статья 255 КУоАП предоставляет право составлять админпротоколы за такие нарушения работникам органов внутренних дел. Дела о таких правонарушениях рассматривают административные комиссии при исполкомах сельских, поселковых и городских советов (ст. 218 КУоАП).

Ольга Афанасьева, независимый консультант

Ссылка на основную публикацию