Где училась Татьяна Голикова: учеба в школе, высшее образование

Голикова Татьяна Алексеевна: биография, доходы, личная жизнь

Татьяна Голикова – экономист, занимающая в настоящее время пост вице-премьера по социальной политике. Сменила перед этой должностью достаточно постов: министра здравоохранения, социального развития, первый заместитель министра финансов, председатель Счетной палаты РФ. Возраст Татьяны Голиковой 53 года.

Татьяна Голикова родилась в 1966 году, 9 февраля, в Мытищах. Практические была отдана на попечение бабушки, так как родители много работали, одновременно получали образование. Татьяна вместе с сестрой жила у бабушки. Нельзя сказать, что ее детство прошло в роскошных условиях. Они жили в бараке, только потом его снесли, дав семье приличное по тому времени жилье. Несмотря на то, что старушка была в почтенном возрасте, дети ее слушались, так как в доме царила железная дисциплина. Несмотря на то, что в детстве было трудновато, будущий политик с теплотой вспоминает это время, проведенное с друзьями и подругами.

Родители будущего политика ничем особенным не отличались от миллионов советских людей. Мать – Любовь Михайловна, работала продавщицей. Отец – разнорабочим на заводе.

Образование Татьяны Голиковой

Голикова Татьяна Алексеевна пошла в школу в Лесном Городке. Училась хорошо и получила серебряную медаль. Бал активисткой в школе. Окончила Институт народного Хозяйства имени Плеханова с отличием. Получила диплом по специализации «Экономика Труда».

В Санкт-Петербургском государственном инженерно-техническом университете Татьяна Голикова защитит диссертацию. Позднее она получит степень доктора экономических наук.

Профессиональная карьера

Татьяна начала работать в НИИ Госкомтруда в отделе заработной платы. Три года она потратила на эту должность. Потом перешла в Министерство Финансов на пост экономиста. Через год это Министерство стало называться Минфином России. До 2007 г. Татьяна поднималась вверх по карьерной лестнице и доросла до поста руководителя бюджетного департамента. В 1995 году принимала участие в разработке госбюджета. В 1999 году стала замом министра финансов.

Отзывы о Голиковой как о специалисте самые положительные. В биографии Татьяны Голиковой указано, что коллеги указывали на ее феноменальную память. Во время работы в Министерстве Финансов она сумела защитить докторскую диссертацию.

Интересный факт! Полнейшей неожиданностью для многих стало ее назначение министром здравоохранения и социальной политики. На этом посту Голикова сменила Зурабова, которого отправили в отставку. Во время военного конфликта между Грузией и Южной Осетией, который случился в 2008 году, политик отправилась во Владикавказ. Считается, что именно она передала туда самое современное медицинское оборудование и лекарственные препараты.

В 2009 году Голикова принимала участие в разработке мер по профилактике свиного гриппа. На своем посту она старалась модернизировать устаревшую систему здравоохранения. Например, в ее планах было обязать организации, компании отчислять больше взносов в ФМС. Но большинство экспертов сошлись во мнении, что на посту министра здравоохранения Голикова не справилась. ЕЕ оппонентами стали лучшие врачи России, в частности, Рошаль. Он не скрывал и везде подчеркивал тот факт, что Голикова, в первую очередь, финансист, но никак не медик.

Тем не менее, на посту Голикова осуществила пенсионную реформу, в частности, она объединила две части пенсионного обеспечения между собой (базовая и страховая), заменила единый налог взносами. Был ратифицирован новый закон, который касался урегулирования ценовой политики на продаваемые в России лекарства, а также выдвинула дополнительные требования к фармацевтической промышленности. Политик внесла инициативу о формировании национальной службы крови, а также сформирована, разработана, освоена программа, которая предусматривает профилактику недугов, опасных для жизни человека.

В 2013 году Татьяна Голикова возглавила счетную палату. До этого некоторое время она занимала должность помощника Президента РФ. На этом посту она занималась вопросами поднятия уровня развития страны в социальной и экономических сферах, но курировала регионы Абхазии и Северной Осетии. Кроме этого, она руководила комиссиями, которые занимались делами ветеранов и инвалидов.

Руководителем Счетной палаты женщина стала под протекцией В.Путина. Он рекомендовал парламенту поддержать ее кандидатуру.

Интересный факт! На этой должности Татьяна Голикова, как истинный профессионал, проявила свои лучшие качества. Например, она старалась изменить систему труда государственных служащих. Она полагала, что только результативность работы чиновников должна отражаться на цифре их заработной платы.

Татьяна Голикова в своих отчетах не раз упоминала о том, что система государственного управления неэффективна. Она не боялась говорить, что есть на самом деле. За это ее многие уважали. Например, глава комитета, занимающийся налогами и бюджетом, Андрей Макаров сказал, что он рад, что есть такие люди, которые говорят без прикрас, как на самом деле.

В мае 2018 года Татьяна Голикова была назначена на должность вице-премьера по социальным вопросам.

Зарплата Татьяны Голиковой на новом месте работы не разглашается.

Оценки деятельности

Министр Татьяна Голикова проявляла себя всегда как профессионал, какую бы должность она не занимала. Коллеги отзывались о ней только с положительной стороны, отмечая ее несомненную тягу к труду, активность и справедливость.

Интересный факт! Парламент освободил Голикову от поста руководителя Счетной Палаты из-за того, что ей была предложена должность вице-премьера. Причем, освобождение от предыдущего поста произошло в досрочном порядке. Депутат Сергей Боярский, присутствующий на последнем слове председателя Счетной Палаты, увидел, что когда Голикова расплакалась. Ей было жаль покидать свой пост. Депутат написал в соц сетях, что приятно видеть в человеке, который занимает столь высокий и ответственный государственный пост, простые эмоции.

Личная жизнь

Первый брак продлился 5 лет. По словам женщины, с первым мужем у них не было взаимопонимания. Второй муж – Виктор Христенко, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии. Совместных детей у них нет. Он также состоит во втором браке. С первой женой он прожил достаточно долго: 20 лет. У Христенко трое детей от первого брака. Христенко и Голикова обвенчались в 2003 году.

Христенко Виктор Борисович

Собственность и доходы

В декларации за 2016 год она указала сумму дохода в 14, 5 млн. рублей. Женщина является собственником участка земли в 7,5 тыс.кв.м., квартиры 142 кв.м., двух домов и еще одной квартиры. У ее супруга более солидные доходы: квартиры, участок земли в 20 тыс.кв.км.

Доходы Татьяны Голиковой и ее семьи более чем приличные. О чем неоднократно говорит пресса. Но об этом позже.

Общественная деятельность и благотворительность

Известно, что супруги — Голикова и Христенко являются верующими людьми. Но не только это. К тому же они еще и обеспеченные. Это позволило им создать благотворительный Фонд. Его деятельность связана с возрождением Старицкого Свято-Успенского монастыря. Доходы Татьяны Голиковой позволяют содержать фонд, помогать монастырю. Вместе с ней соучредителями благотворительной организации выступает несколько бизнесменов.

Интересный факт! О доходах, полученных политиком и ее мужем, в 2014 году писал А. Навальный. Опальный политик рассматривал род деятельности каждого в паре, а также стоимость имущества мужа и жены. При анализе он пришел к выводу, что чиновники, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не могут иметь столько домов. То есть, их доход сложился явно не из-за зарплаты чиновников.

Награды

Медали: «За заслуги перед Отечеством II и I степени (2001, 2004 г.г.), Орден почета, который ей выдали за вклад в подготовку и проведение мероприятий, посвященных 60-Летию Победы в ВОВ, Орден Дружбы (осень 2006 года).

Награды от Церкви за развитие фонда, чья деятельность связана с возрождением Старицкого Свято-Успенского монастыря. В 2017 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил орденами В. Христенко и Т. Голикову, а также Дмитрия Зеленина. Последний занимает пост губернатора Твери. Награды этой троице были вручены за восстановление Старицкого монастыря.

Интересный факт! СМИ не единожды отмечали любовь Голиковой к дорогим и изысканным платьям и украшениям. Некоторые обозреватели отмечали, что наряды политика не всегда укладывались в рамки деловой этики. Например, Татьяна может появиться на встречах делового характера в костюмах розового цвета, либо в вызывающих блузках. Этот факт становится предметом обсуждений. Но непонятно, чего здесь больше, зависти или радости за экстравагантность ведущих политиков России женского пола.

Классный чин

По классному чину Голикова действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (2003).

Татьяна Голикова, биография, новости, фото

Имя: Татьяна Голикова (Tatiana Golikova)

Отчество: Алексеевна

День рождения: 9 февраля 1966 (53 года)

Место рождения: Мытищи

Рост: 168 см

Вес: 58 кг

Восточный гороскоп: Лошадь

Фото: Татьяна Голикова

Биография Татьяны Голиковой

Детство и семья Татьяны Голиковой

Начало карьеры Татьяны Голиковой

Первым местом работы Голиковой после института был НИИ Госкомтруда. Там она работала в отделе заработной платы на протяжении трёх лет. Следующим местом работы стало Министерство Финансов в должности экономиста. Через год это ведомство преобразовали в Минфин России.

Все следующие годы, вплоть до 2007-го, Голикова поднималась по карьерной лестнице именно в этом ведомстве, начиная с должности ведущего экономиста, заканчивая должностью заместителя руководителя бюджетного департамента. В 1995 году она занималась разработкой бюджета страны. В 1998-ом Голикова возглавила бюджетный департамент, а в 1999-ом стала заместителем министра финансов.

Коллеги отзывались о Голиковой, как о специалисте высокого класса в вопросах финансов, как о человеке с феноменальной памятью.

За годы работы в Минфине, Голикова участвовала в разработке большого количества важных законов.

В 2005 году, продолжая работать в Минфине, Татьяна Алексеевна защитила докторскую диссертацию, тема которой касалась межбюджетных отношений.

В сентябре 2007-го произошло назначение Голиковой, ставшее для многих полной неожиданностью, министром здравоохранения и социальной политики. А Зурабов, занимавший эту должность до неё, был отправлен в отставку.

Во время военного конфликта, фигурантами которого были Грузия и Южная Осетия в 2008 году Татьяна Алексеевна отправилась во Владикавказ с целью посещения лечебных учреждений. Благодаря её протекции, во Владикавказ было отправлено медицинское оборудование и около тонны препаратов и медикаментов.

В 2009 году Голикова была в числе тех, кто разрабатывал методы профилактики и лечения свиного гриппа.

На этом ответственном посту деятельность Татьяны Алексеевны была направлена на модернизацию здравоохранения. В частности, в её планах было увеличение отчислений организаций на обязательное медицинское страхование. Предполагалось, что эти средства будут направлены на обеспечение потребностей бесплатной медицины. В ближайших планах министра было обеспечение рабочими местами всех военных медиков, потерявших работу из-за реорганизации министерства обороны.

Татьяна Голикова сегодня

В 2012 году Татьяна Алексеевна в новое правительство уже не вошла. Ведомство, которое она контролировала, разделили на два отдельных. Их возглавили бывшие заместители Голиковой – Топилин и Скворцова, а бывший министр стала помощником президента. Ей было поручено курировать вопросы Южной Осетии и Абхазии.

Осенью 2013-го Татьяна Алексеевна стала председателем Счётной палаты.

Личная жизнь Татьяны Голиковой

В первом браке Голикова была пять лет. Но так как у них с мужем, со слов Татьяны Алексеевны, были разные взгляды и понятия о жизни, они решили развестись. Её второй муж – Виктор Христенко. Для него это тоже второй брак. С первой женой он прожил двадцать лет, у них трое детей. Христенко и Голикова зарегистрировали брак и обвенчались в 2003 году. Своих детей у Татьяны Алексеевны нет, но с детьми мужа она в хороших отношениях. Периодически они все вместе отдыхают и просто общаются.

Любимым домашним делом является готовка. Голикова любит готовить в выходные дни, когда есть время, и делает это с удовольствием. В гостеприимном доме часто бывают гости.

Почти всю свою жизнь Татьяна Алексеевна периодически постится. С недавних пор и муж соблюдает пост вместе с ней. Кроме этого, Голикова питается по системе раздельного питания уже много лет.

На вопрос в чём рецепт её красоты, Голикова ответила, что весь секрет в том, что она любит и любима.

По общей договорённости, супруги стараются не говорить дома о работе и делах. В то свободное время, которое у них бывает, они предпочитают отдыхать дома, встречаться с близкими и друзьями и гулять. Прогулок, как говорит Голикова, ей очень не хватает, но на них почти не остаётся времени.

На вопрос, что бы Татьяна Алексеевна пожелала себе, она ответила, что очень хочет иметь возможность проводить больше времени с семьёй и общаться с друзьями. Ей нравятся семейные поездки и путешествия, главное – быть рядом с близкими людьми.

В декларации о доходах за 2016 год Голикова указала доход 14,5 млн руб. Женщина владеет земельным участком (7,5 тыс кв. м), квартирой (142 кв. м.) и местом на парковке. У ее супруга более солидные доходы: 46,8 млн. руб, участок (20 тыс кв. м), два дома, квартира. Также в список имущества чиновника внесен газопровод с площадью сечения в 8,3 км.

Где училась Татьяна Голикова: учеба в школе, высшее образование

Школьное образование не всегда готовит наших ребят к реальной жизни, считает вице-премьер Татьяна Голикова. Этот пробел предстоит заполнить в ближайшие шесть лет. К 2024 году Россия должна войти в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. Не менее амбициозные задачи стоят перед высшей школой и наукой.

Все по науке

Татьяна Алексеевна, есть экспертное мнение, что государство уже не может полностью финансировать всю науку – и фундаментальную, и прикладную, а бизнес еще не хочет взять на себя часть этих затрат. Что-то планируется сделать, чтобы бизнес захотел? Налоговые преференции, например, дать?

Читайте также:  Выгодна ли новая бонусная программа Магнит «Кастрюли Цвиллинг»?

Татьяна Голикова: Во-первых, в бюджете есть средства и на фундаментальные, и на прикладные разработки. Так что государство финансирует всю науку. Во-вторых, проект «Наука» впервые озвучен как национальный проект. А два года назад президент подписал указ об утверждении Стратегии научно-технологического развития. В ней определены ключевые приоритеты по развитию науки в нашей стране.

Скоро мы примем еще один стратегический и финансовый документ – Государственную программу научно-технологического развития Российской Федерации, где будут прописаны мероприятия, обеспечивающие реализацию утвержденной стратегии и национального проекта, а также их финансовое обеспечение. Сегодня наука рассредоточена по разным ведомствам. И впервые в этом новом документе, который получит свою жизнь в начале следующего года, мы увидим весь объем финансовых ресурсов на науку гражданского назначения.

Что касается бизнеса, то это сложный вопрос. Безусловно, предприниматели тоже осуществляют научные разработки. И точно так же отчитываются в официальной статистике, сколько они тратят на эти цели. Но важно ведь другое. Важно, чтобы те траты, которые они осуществляют, вписывались в те приоритеты, которые определены стратегией научно-технологического развития. Когда сейчас мы формируем структуру нацпроекта «Наука», то выбираем мероприятия четко под приоритеты. Это же должен делать и бизнес.

Указом президента поставлена достаточно амбициозная задача: за шесть лет нарастить внутренние затраты на исследования и разработки практически в два раза. То есть к концу 2024 года достигнуть цифры 1,8 триллиона рублей (сегодня один триллион). Это очень существенный рост. И он должен обеспечить приоритеты, обозначенные в стратегии. А без вовлечения бизнеса реализовывать эту задачу практически невозможно.

Какой вклад должна будет внести в это общее дело высшая школа? Поставлять научные кадры?

Татьяна Голикова: Не только. Научно-образовательные центры, которые планируется создавать в рамках национального проекта «Наука», это синергия всех составляющих – науки, научных учреждений, высшей школы и бизнеса. Их будет пятнадцать. Каждая из сторон должна осуществлять свой вклад, чтобы это заканчивалось не просто фундаментальными исследованиями, но и имело свое продолжение в производстве с соответствующим влиянием на экономические показатели.

И развитие высшей школы здесь занимает существенное место. Мы традиционно привыкли к тому, что это просто высшие учебные заведения, которые обучают нашу молодежь, дают ей соответствующие компетенции. Но сегодня на высшее образование необходимо смотреть иначе. Вузы сегодня должны быть центрами компетенций, центрами поддержки и развития фундаментальной науки, центрами взаимодействия и притяжения бизнеса. И такие примеры у нас есть – это, в частности, проект 5/100.

Национальный проект «Наука» поможет нашей стране войти в пятерку ведущих экономик мира.

И все это, как следует из стратегии и нацпроекта «Наука», должно способствовать вхождению нашей страны в пятерку ведущих экономик. Способна ли наша наука в ее нынешнем состоянии решать такие масштабные и амбициозные задачи или нужны кардинальные изменения?

Татьяна Голикова: Приоритеты обозначены. Теперь главное, чтобы они были обеспечены не только финансово, но и соответствующим интеллектуальным ресурсом. Ведь мы делаем ставку на прорывные направления, которые могут дать нам серьезные результаты. Это, например, биотехнология, генетика и ряд других, по которым есть наработки и которые могут впоследствии дать возможность России заявить себя как лидера этих направлений.

Получится ли это за предстоящие шесть лет? Мы на это очень рассчитываем. Во всяком случае, пытаемся структурировать набор мер так, чтобы все, что выписано на сегодняшний день в указе президента, было реализовано.

И что это за меры?

Татьяна Голикова: Наверное, нам нужно очень серьезно посмотреть на структуру затрат и структуру научных работ, которые осуществляются. Я не случайно сказала, что есть наука в минобрнауки и Российской академии наук, а есть наука другая, которую они не видят, не курируют и не экспертируют.

И зачастую, могу вам сказать это и по своей работе в министерстве финансов, Счетной палате, мы видим повтор научных работ, которые осуществляются с той или иной степенью интерпретации, но разными министерствами и разными научными учреждениями, которые находятся в разной ведомственной подчиненности.

Но сегодня мы уже законодательно оформили, что Российская академия наук должна быть неким методологическим и экспертным центром, который бы оценивал перспективность формируемых ежегодно научных планов. Понятно, что себя любимых и своих знакомых «резать» очень трудно, они все очень достойные люди. Но ни в коей мере не претендуя на их достойность, надо все-таки оценивать, исходя из тех вызовов, которые перед нами стоят. И здесь совместная работа академии и правительства очень важна.

Собственно, мы сейчас пытаемся выстроить такое взаимодействие. Могу вам сказать, не у всех это вызывает радость. Многие ведомства занимают позицию, что не нужно вмешиваться в их деятельность, они лучше знают, что правильно и что следует развивать. Такой подход будем стремиться преодолевать.

Сколько нужно ЕГЭ

Россия должна к 2024 году войти в десятку стран по качеству общего образования. Это непростая задача . Где наши сильные и слабые стороны и на чем нужно сосредоточиться? Особенно вызывает обеспокоенность качество подготовки педагогов. Недавно появилась информация, что половина учителей математики не справились с тестовыми заданиями по своему предмету, разве это нормально?

Татьяна Голикова: У меня есть вопросы к этой информации. Я ее сейчас дополнительно изучаю. Хочу сказать, что цель исследования на этом этапе – разработка и апробация инструментария для получения достоверной информации об уровне владения предметными и методическими компетенциями учителями. Эта работа будет продолжена в рамках реализации нацпроекта «Образование». Таким образом, внедрение системы оценки компетенции возможно осуществить только после введения новой модели аттестации учителей.

Что касается попадания в десятку, то, когда мы формировали нацпроект «Образование», обсуждали, по каким показателям оценивать качество общего образования. И в итоге решили брать средневзвешенный результат России по группе рейтингов. Россия принимает участие в различных международных исследованиях общего образования. Наиболее известный и авторитетный из них – рейтинг ОЭСР под названием PISA (Programme for International Student Assessment). Это международное исследование качества общего образования, которое отвечает на вопрос, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста знаниями и умениями, нужными им для полноценного функционирования в современном обществе и решения широкого диапазона задач. Исследования PISA проходят раз в три года, Россия принимала участие во всех предыдущих циклах исследования, начиная с 2000 года. В 2015 году из 72 стран-участников Россия заняла 32-е место по естественно-научной грамотности, 23-е место по математической грамотности, 26-е место по читательской грамотности.

Итоги исследования этого года еще не опубликованы, но мы ожидаем улучшения показателей. Анализ результатов последних циклов исследований позволил определить сильные и слабые места нашей системы образования. К сильным местам можно отнести высокий уровень академических знаний школьников, способность решать типовые учебные задачи на основе полученных знаний. А начальная школа в России занимает лидирующие места в мире – это сильный фундамент системы образования.

А слабые места какие?

Татьяна Голикова: Слабое место – недостаточно эффективное применение полученных знаний для решения нетиповых учебных задач и проблемных ситуаций. Школьное образование не всегда готовит наших ребят к реальной жизни.

Уточню, общее образование – это в первую очередь полномочия регионов и местных властей, и решение проблемы функциональной грамотности школьников – это задача для всех уровней управления образованием.

Еще есть проблема подготовки учителей для общего образования. В нацпроект «Образование» входит десять федеральных проектов, три из которых напрямую связаны с развитием школьного образования («Современная школа», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда»). На реализацию проекта «Учитель будущего» планируется направить 15 миллиардов рублей. Речь идет о переподготовке молодых перспективных учителей. Одновременно будет реализовываться проект «Современная школа», который должен будет изменить систему организации образования в нашей стране. Эти два проекта взаимоувязаны между собой.

Сейчас у нас не везде обеспечена доступность школьного образования. Но важно построить не только «доступные» школы, но и отвечающие современным требованиям, заглядывающие в будущее. Регионы сейчас формируют свои предложения по строительству и реконструкции школ с учетом этих условий.

Вступительные экзамены, которые вводят вузы, должны стать более прозрачными.

С 2022 года, как планируется, могут стать сделать обязательными ЕГЭ по английскому языку и истории. Как вы относитесь к увеличению нагрузки на школьников?

Татьяна Голикова: Отвечая на этот вопрос, хочу вспомнить, как мы учились. По окончании восьмого класса я сдавала четыре экзамена, а после 10-го класса – девять экзаменов с интервалом в два-три дня. А потом еще – вступительные экзамены в институт. Мне кажется, когда человек молод, его стремление к знаниям должно быть высоким.

Иностранный язык – это часть современной жизни, его надо знать, чтобы стирались границы общения в социуме. А когда ты не знаешь историю своей страны, это квалифицирует тебя как человека плохо образованного.

А в самой системе ЕГЭ и зачисления по его итогам в вузы вас все устраивает? Нет желания что-то изменить?

Татьяна Голикова: За последние годы модель проведения ЕГЭ доказала свою состоятельность: достигнут высокий уровень объективности и прозрачности экзамена, что позволяет его участникам получить результаты, соответствующие их фактическим знаниям.

К достоинствам ЕГЭ относится проведение экзаменов на всей территории страны по единым правилам, предоставление обучающимся равных возможностей для поступления в любые, в том числе самые престижные, вузы, а также подача документов в несколько учебных заведений и выбор оптимального количества экзаменов. Кроме того, абитуриент может предоставить сведения о своих индивидуальных достижениях. Это итоговое сочинение, результаты олимпиад.

В итоге увеличивается средний балл ЕГЭ ребят, поступающих в вузы на бюджетные места. Это говорит о повышении качества приема, что способствует улучшению состава студентов.

То есть менять ничего не надо?

Татьяна Голикова: Я бы так сказала: кое с чем все-таки надо разобраться.

Например, анализ учебных результатов участников итогового сочинения, школьных олимпиад, школьников, награжденных медалью «За особые успехи в учении» в ряде случаев ставит под сомнение их объективность. Мы считаем, что надо подумать над изменением критериев отбора претендентов на получение медали «За особые успехи в учении». Школьные оценки должны быть подтверждены высокими результатами ЕГЭ. Это изменит подход при выставлении итоговых отметок в школе и награждении медалью. Также требуют отдельного внимания вступительные экзамены, которые самостоятельно устанавливают вузы. Они должны стать более прозрачными.

На лекцию – в интернет

Одно время много говорили о том, что заочное образование надо прикрыть, мол, это формальное, неглубокое обучение. А вы как считаете?

Татьяна Голикова: Действительно, такая проблема существовала и до сих пор существует. С 2012 года на 30 процентов сократилась сеть вузов и на 60 процентов – филиалов вузов, причем за счет именно тех, где были серьезные претензии к качеству образования. Но нельзя утверждать, что все заочное образование – формальное, тем более в связи с появлением дистанционного обучения сегодня постепенно стирается грань между очным и заочным образованием.

При этом некоторые ведущие университеты, например Информационных технологий, механики и оптики (Санкт-Петербург) и Высшая школа экономики, сознательно отказались от реализации программ в заочной форме, поскольку для них важны репутация и качество.

Часть образовательно-профессиональных сообществ по некоторым направлениям подготовки при формировании образовательных стандартов исключили возможность получения высшего образования в заочной форме, особенно при получении высшего образования впервые. Например, это касается медицинского образования – подготовка врачей возможна только в очной форме. С 2017 года от заочной формы обучения при получении первого высшего образования отказалось сообщество юристов. Таких примеров много. При этом необходимо соблюдать одинаковые критерии оценки качества подготовки в очной и заочной формах.

Возможно, этот вопрос отпадет сам собой с развитием дистанционного образования?

Татьяна Голикова: Вот только не надо приравнивать дистанционное обучение к заочному. Это образовательная технология, которая применяется во всех формах обучения. Просто в заочном образовании дистанционное обучение используется наиболее широко.

Цифровизация образования – это глобальный тренд, мы не можем его игнорировать. По прогнозам, численность обучающихся в мире на онлайн-курсах в 2025 году превысит 400 миллионов человек.

Сегодня это самая массовая и доступная форма получения образования. И если мы ставим цель вывести наши лучшие университеты в глобальные лидеры, нам необходимо встроиться в глобальную повестку онлайн-образования.

Нарастить присутствие на международном рынке онлайн-образования – один из основных вызовов для нашей системы высшего образования. Для этого нам нужен качественный онлайн-контент, создание которого мы предусмотрели в федеральном проекте «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)».

В итоге все вузы уйдут в онлайн?

Татьяна Голикова: Давайте обойдемся без крайностей. Оптимальный вариант – реализация модели «смешанного обучения», основанной на сочетании технологии «классно-урочной системы» и электронного обучения.

Смешанное обучение стимулирует формирование активной позиции студента, повышение его мотивации, самостоятельности, рефлексии. При этом трансформируется и роль педагога: происходит переход от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию. Технологии онлайн-обучения позволяют заменить значительную часть аудиторной нагрузки, повысив качество за счет использования онлайн-контента от ведущих преподавателей и экспертов страны. И не случайно сегодня ведущие российские университеты готовы реализовывать в онлайн-формате не более 20–30 процентов образовательной программы. В этом они опираются на мировой опыт. Но тут речь идет только об очных образовательных программах.

События года

Страхование

Финансы

Энергетика

Бизнес

Здравоохранение

Недвижимость

Нефть и газ

Образование

Промышленность

Технологии

Звонок на перемены

Все по науке

Татьяна Алексеевна, есть экспертное мнение, что государство уже не может полностью финансировать всю науку – и фундаментальную, и прикладную, а бизнес еще не хочет взять на себя часть этих затрат. Что-то планируется сделать, чтобы бизнес захотел? Налоговые преференции, например, дать?

Читайте также:  Где учился Кадыров: учеба в школе, высшее образование

Татьяна Голикова: Во-первых, в бюджете есть средства и на фундаментальные, и на прикладные разработки. Так что государство финансирует всю науку. Во-вторых, проект “Наука” впервые озвучен как национальный проект. А два года назад президент подписал указ об утверждении Стратегии научно-технологического развития. В ней определены ключевые приоритеты по развитию науки в нашей стране.

Скоро мы примем еще один стратегический и финансовый документ – Государственную программу научно-технологического развития Российской Федерации, где будут прописаны мероприятия, обеспечивающие реализацию утвержденной стратегии и национального проекта, а также их финансовое обеспечение. Сегодня наука рассредоточена по разным ведомствам. И впервые в этом новом документе, который получит свою жизнь в начале следующего года, мы увидим весь объем финансовых ресурсов на науку гражданского назначения.

Что касается бизнеса, то это сложный вопрос. Безусловно, предприниматели тоже осуществляют научные разработки. И точно так же отчитываются в официальной статистике, сколько они тратят на эти цели. Но важно ведь другое. Важно, чтобы те траты, которые они осуществляют, вписывались в те приоритеты, которые определены стратегией научно-технологического развития. Когда сейчас мы формируем структуру нацпроекта “Наука”, то выбираем мероприятия четко под приоритеты. Это же должен делать и бизнес.

Указом президента поставлена достаточно амбициозная задача: за шесть лет нарастить внутренние затраты на исследования и разработки практически в два раза. То есть к концу 2024 года достигнуть цифры 1,8 триллиона рублей (сегодня один триллион). Это очень существенный рост. И он должен обеспечить приоритеты, обозначенные в стратегии. А без вовлечения бизнеса реализовывать эту задачу практически невозможно.

Какой вклад должна будет внести в это общее дело высшая школа? Поставлять научные кадры?

Татьяна Голикова: Не только. Научно-образовательные центры, которые планируется создавать в рамках национального проекта “Наука”, это синергия всех составляющих – науки, научных учреждений, высшей школы и бизнеса. Их будет пятнадцать. Каждая из сторон должна осуществлять свой вклад, чтобы это заканчивалось не просто фундаментальными исследованиями, но и имело свое продолжение в производстве с соответствующим влиянием на экономические показатели.
И развитие высшей школы здесь занимает существенное место. Мы традиционно привыкли к тому, что это просто высшие учебные заведения, которые обучают нашу молодежь, дают ей соответствующие компетенции. Но сегодня на высшее образование необходимо смотреть иначе. Вузы сегодня должны быть центрами компетенций, центрами поддержки и развития фундаментальной науки, центрами взаимодействия и притяжения бизнеса. И такие примеры у нас есть – это, в частности, проект 5/100.

И все это, как следует из стратегии и нацпроекта “Наука”, должно способствовать вхождению нашей страны в пятерку ведущих экономик. Способна ли наша наука в ее нынешнем состоянии решать такие масштабные и амбициозные задачи или нужны кардинальные изменения?

Татьяна Голикова: Приоритеты обозначены. Теперь главное, чтобы они были обеспечены не только финансово, но и соответствующим интеллектуальным ресурсом. Ведь мы делаем ставку на прорывные направления, которые могут дать нам серьезные результаты. Это, например, биотехнология, генетика и ряд других, по которым есть наработки и которые могут впоследствии дать возможность России заявить себя как лидера этих направлений.

Получится ли это за предстоящие шесть лет? Мы на это очень рассчитываем. Во всяком случае, пытаемся структурировать набор мер так, чтобы все, что выписано на сегодняшний день в указе президента, было реализовано.

И что это за меры?

Татьяна Голикова: Наверное, нам нужно очень серьезно посмотреть на структуру затрат и структуру научных работ, которые осуществляются. Я не случайно сказала, что есть наука в минобрнауки и Российской академии наук, а есть наука другая, которую они не видят, не курируют и не экспертируют.

И зачастую, могу вам сказать это и по своей работе в министерстве финансов, Счетной палате, мы видим повтор научных работ, которые осуществляются с той или иной степенью интерпретации, но разными министерствами и разными научными учреждениями, которые находятся в разной ведомственной подчиненности.

Но сегодня мы уже законодательно оформили, что Российская академия наук должна быть неким методологическим и экспертным центром, который бы оценивал перспективность формируемых ежегодно научных планов. Понятно, что себя любимых и своих знакомых “резать” очень трудно, они все очень достойные люди. Но ни в коей мере не претендуя на их достойность, надо все-таки оценивать, исходя из тех вызовов, которые перед нами стоят. И здесь совместная работа академии и правительства очень важна.

Собственно, мы сейчас пытаемся выстроить такое взаимодействие. Могу вам сказать, не у всех это вызывает радость. Многие ведомства занимают позицию, что не нужно вмешиваться в их деятельность, они лучше знают, что правильно и что следует развивать. Такой подход будем стремиться преодолевать.

Сколько нужно ЕГЭ

Россия должна к 2024 году войти в десятку стран по качеству общего образования. Это непростая задача . Где наши сильные и слабые стороны и на чем нужно сосредоточиться? Особенно вызывает обеспокоенность качество подготовки педагогов. Недавно появилась информация, что половина учителей математики не справились с тестовыми заданиями по своему предмету, разве это нормально?

Татьяна Голикова: У меня есть вопросы к этой информации. Я ее сейчас дополнительно изучаю. Хочу сказать, что цель исследования на этом этапе – разработка и апробация инструментария для получения достоверной информации об уровне владения предметными и методическими компетенциями учителями. Эта работа будет продолжена в рамках реализации нацпроекта “Образование”. Таким образом, внедрение системы оценки компетенции возможно осуществить только после введения новой модели аттестации учителей.

Что касается попадания в десятку, то, когда мы формировали нацпроект “Образование”, обсуждали, по каким показателям оценивать качество общего образования. И в итоге решили брать средневзвешенный результат России по группе рейтингов. Россия принимает участие в различных международных исследованиях общего образования. Наиболее известный и авторитетный из них – рейтинг ОЭСР под названием PISA (Programme for International Student Assessment). Это международное исследование качества общего образования, которое отвечает на вопрос, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста знаниями и умениями, нужными им для полноценного функционирования в современном обществе и решения широкого диапазона задач. Исследования PISA проходят раз в три года, Россия принимала участие во всех предыдущих циклах исследования, начиная с 2000 года. В 2015 году из 72 стран-участников Россия заняла 32-е место по естественно-научной грамотности, 23-е место по математической грамотности, 26-е место по читательской грамотности.

Итоги исследования этого года еще не опубликованы, но мы ожидаем улучшения показателей. Анализ результатов последних циклов исследований позволил определить сильные и слабые места нашей системы образования. К сильным местам можно отнести высокий уровень академических знаний школьников, способность решать типовые учебные задачи на основе полученных знаний. А начальная школа в России занимает лидирующие места в мире – это сильный фундамент системы образования.

А слабые места какие?

Татьяна Голикова: Слабое место – недостаточно эффективное применение полученных знаний для решения нетиповых учебных задач и проблемных ситуаций. Школьное образование не всегда готовит наших ребят к реальной жизни.

Уточню, общее образование – это в первую очередь полномочия регионов и местных властей, и решение проблемы функциональной грамотности школьников – это задача для всех уровней управления образованием.

Еще есть проблема подготовки учителей для общего образования. В нацпроект “Образование” входит десять федеральных проектов, три из которых напрямую связаны с развитием школьного образования (“Современная школа”, “Учитель будущего”, “Цифровая образовательная среда”). На реализацию проекта “Учитель будущего” планируется направить 15 миллиардов рублей. Речь идет о переподготовке молодых перспективных учителей. Одновременно будет реализовываться проект “Современная школа”, который должен будет изменить систему организации образования в нашей стране. Эти два проекта взаимоувязаны между собой.

Сейчас у нас не везде обеспечена доступность школьного образования. Но важно построить не только “доступные” школы, но и отвечающие современным требованиям, заглядывающие в будущее. Регионы сейчас формируют свои предложения по строительству и реконструкции школ с учетом этих условий.

С 2022 года, как планируется, могут стать сделать обязательными ЕГЭ по английскому языку и истории. Как вы относитесь к увеличению нагрузки на школьников?

Татьяна Голикова: Отвечая на этот вопрос, хочу вспомнить, как мы учились. По окончании восьмого класса я сдавала четыре экзамена, а после 10-го класса – девять экзаменов с интервалом в два-три дня. А потом еще – вступительные экзамены в институт. Мне кажется, когда человек молод, его стремление к знаниям должно быть высоким.

Иностранный язык – это часть современной жизни, его надо знать, чтобы стирались границы общения в социуме. А когда ты не знаешь историю своей страны, это квалифицирует тебя как человека плохо образованного.

А в самой системе ЕГЭ и зачисления по его итогам в вузы вас все устраивает? Нет желания что-то изменить?

Татьяна Голикова: За последние годы модель проведения ЕГЭ доказала свою состоятельность: достигнут высокий уровень объективности и прозрачности экзамена, что позволяет его участникам получить результаты, соответствующие их фактическим знаниям.

К достоинствам ЕГЭ относится проведение экзаменов на всей территории страны по единым правилам, предоставление обучающимся равных возможностей для поступления в любые, в том числе самые престижные, вузы, а также подача документов в несколько учебных заведений и выбор оптимального количества экзаменов. Кроме того, абитуриент может предоставить сведения о своих индивидуальных достижениях. Это итоговое сочинение, результаты олимпиад.

В итоге увеличивается средний балл ЕГЭ ребят, поступающих в вузы на бюджетные места. Это говорит о повышении качества приема, что способствует улучшению состава студентов.

То есть менять ничего не надо?

Татьяна Голикова: Я бы так сказала: кое с чем все-таки надо разобраться.

Например, анализ учебных результатов участников итогового сочинения, школьных олимпиад, школьников, награжденных медалью “За особые успехи в учении” в ряде случаев ставит под сомнение их объективность. Мы считаем, что надо подумать над изменением критериев отбора претендентов на получение медали “За особые успехи в учении”. Школьные оценки должны быть подтверждены высокими результатами ЕГЭ. Это изменит подход при выставлении итоговых отметок в школе и награждении медалью. Также требуют отдельного внимания вступительные экзамены, которые самостоятельно устанавливают вузы. Они должны стать более прозрачными.

На лекцию – в интернет

Одно время много говорили о том, что заочное образование надо прикрыть, мол, это формальное, неглубокое обучение. А вы как считаете?

Татьяна Голикова: Действительно, такая проблема существовала и до сих пор существует. С 2012 года на 30 процентов сократилась сеть вузов и на 60 процентов – филиалов вузов, причем за счет именно тех, где были серьезные претензии к качеству образования. Но нельзя утверждать, что все заочное образование – формальное, тем более в связи с появлением дистанционного обучения сегодня постепенно стирается грань между очным и заочным образованием.

При этом некоторые ведущие университеты, например Информационных технологий, механики и оптики (Санкт-Петербург) и Высшая школа экономики, сознательно отказались от реализации программ в заочной форме, поскольку для них важны репутация и качество.

Часть образовательно-профессиональных сообществ по некоторым направлениям подготовки при формировании образовательных стандартов исключили возможность получения высшего образования в заочной форме, особенно при получении высшего образования впервые. Например, это касается медицинского образования – подготовка врачей возможна только в очной форме. С 2017 года от заочной формы обучения при получении первого высшего образования отказалось сообщество юристов. Таких примеров много. При этом необходимо соблюдать одинаковые критерии оценки качества подготовки в очной и заочной формах.

Возможно, этот вопрос отпадет сам собой с развитием дистанционного образования?

Татьяна Голикова: Вот только не надо приравнивать дистанционное обучение к заочному. Это образовательная технология, которая применяется во всех формах обучения. Просто в заочном образовании дистанционное обучение используется наиболее широко.

Цифровизация образования – это глобальный тренд, мы не можем его игнорировать. По прогнозам, численность обучающихся в мире на онлайн-курсах в 2025 году превысит 400 миллионов человек. Сегодня это самая массовая и доступная форма получения образования. И если мы ставим цель вывести наши лучшие университеты в глобальные лидеры, нам необходимо встроиться в глобальную повестку онлайн-образования.

Нарастить присутствие на международном рынке онлайн-образования – один из основных вызовов для нашей системы высшего образования. Для этого нам нужен качественный онлайн-контент, создание которого мы предусмотрели в федеральном проекте “Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)”.

В итоге все вузы уйдут в онлайн?

Татьяна Голикова: Давайте обойдемся без крайностей. Оптимальный вариант – реализация модели “смешанного обучения”, основанной на сочетании технологии “классно-урочной системы” и электронного обучения.

Смешанное обучение стимулирует формирование активной позиции студента, повышение его мотивации, самостоятельности, рефлексии. При этом трансформируется и роль педагога: происходит переход от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию. Технологии онлайн-обучения позволяют заменить значительную часть аудиторной нагрузки, повысив качество за счет использования онлайн-контента от ведущих преподавателей и экспертов страны. И не случайно сегодня ведущие российские университеты готовы реализовывать в онлайн-формате не более 20-30 процентов образовательной программы. В этом они опираются на мировой опыт. Но тут речь идет только об очных образовательных программах.

Читайте также:  Сколько потеряли мои сбережения под матрасом с 2010 г.

Татьяна Голикова: как изменилось высшее образование за 10 лет?

Вице-премьер побеседовала со студентами одного из ведущих вузов страны

25 января заместитель Председателя Правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяна Голикова и руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов посетили НИТУ «МИСиС» и приняли участие в торжественном открытии Дня российского студенчества. Вице-премьер выступила с приветственным словом, посетила научные лаборатории университета, а также в формате Круглого стола побеседовала со студентами и молодыми учёными.

Председатель студенческого совета НИТУ «МИСиС» Глеб Узунов открыл мероприятие поздравлением всех присутствующих с Днём студенчества в России. Участникам Круглого стола было интересно узнать у вице-премьера, каков прогресс реализации национальных проектов в области образования: вопросы касались Проекта «5-100», онлайн-образования, популяризации науки, аспирантских программ обучения и экспорта российского образования. Ребята также поинтересовались, как должен выглядеть университет и студент будущего.

Татьяна Голикова рассказала, какие преимущества предоставляет вузам Проект «5-100». Состязательность участников рейтингов и беспристрастность Международного Совета, регулярно оценивающего университеты, заставляет вузы лучше готовиться и становиться уникальными в своей области.

«Место в рейтинге предопределяет будущее университета»

По словам вице-премьера, учебные заведения в рамках Проекта уже очень серьёзно продвинулись. Их успех позволит увеличить уровень финансирования Проекта «5-100», а также число участников минимум до 30-ти.

Следующий вопрос на повестке дня — заменит ли онлайн-образование традиционное?

Татьяна Голикова считает, что онлайн-образование уже сейчас занимает свою нишу, на которую выделяются большие финансовые и управленческие ресурсы. Но полностью заменить традиционное обучение дистанционным не получится.

Вообще цифровизация сферы образования предоставляет новые возможности для россиян. Например, создание электронного портфолио для школьников и студентов на специализированных интернет-ресурсах, куда можно включить данные и о soft skills (неспециализированные навыки: например, умение работать в команде, управление временем, лидерство и др.).

В будущем таких технологических возможностей станет куда больше, поэтому студентов и молодых учёных заинтересовало, как вице-премьер представляет себе университет и студентов будущего.

Вузам уже сейчас предоставлена некоторая автономность в выборе и осуществлении образовательных программ, и они не могут не реагировать на вызовы рынка труда, как внутреннего, так и международного. Самыми востребованными профессиями будущего, по версии властей, станут информационные технологии, а также биотехнологии и биоматериалы. Вторая особенность будущей системы образования — пристальное внимание развитию у молодых людей soft skills. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал, что ведомство совместно с РАН уже сейчас создают прототип экзамена оценки «мягких навыков».

Помимо сугубо образовательных вопросов, студенты поинтересовались у чиновников планами в отношении развития науки. Сейчас вузы активно занимаются вопросами популяризации: например, в НИТУ «МИСиС» практикуют формат «научных боёв» (Science Slam) для вовлечения студентов в научную деятельность. За свои успехи вуз даже получил право самостоятельно присуждать научные степени, что позволяется далеко не каждому учебному заведению.

Следующий вопрос коснулся разграничения образования и науки в современном университете. Какой должна быть российская аспирантура? В ректорском и научном сообществах сейчас идут жаркие дискуссии на эту тему: некоторые считают аспирантуру одним из этапов образования (как сейчас и принято), другие настаивают на том, что это в полной мере научная деятельность. Ведущие вузы стараются соблюдать баланс между научной и учебной деятельностью уже в бакалавриате. Так, например, основатели студии «Карфидов Лаб» Дмитрий Васильев и Алексей Карфидов обратились к науке ещё на 2-м курсе. Сразу после окончания университета им удалось оформить прибыльное малое инновационное предприятие.

Сближение науки и образования предполагает и новые варианты выхода студентов на защиту. В ближайшие пару лет выпускники всех российских вузов смогут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный бизнес-проект. В НИТУ «МИСиС» в 2017 и 2018 годах выпускники магистратуры цифрового производства FabLab представили в качестве дипломных работ свои стартапы. Некоторые из них имеют хороший потенциал для выпуска в промышленных масштабах.

Татьяна Голикова

Татьяна Голикова – российский экономист, реализующий свои таланты как государственный и политический деятель. Сегодня она занимает пост вице-премьера по социальной политике. Ранее была министром здравоохранения и социального развития, первым заместителем министра финансов, председателем Счётной палаты Российской Федерации.

Татьяна Голикова родилась в городе Мытищи Московской области. Она происходит из рабочей семьи: мама Любовь Михайловна была товароведом в магазине, а отец Алексей Геннадиевич трудился на заводе. Первые несколько лет жизни девочка жила в родном городке с бабушкой и двоюродной сестрой. Дети были вынуждены много трудиться на огороде и по дому, так как бабушка часто болела и с трудом передвигалась. Тем не менее, пожилая женщина сумела привить внучкам железную дисциплину.

Татьяна Голикова — биография

В школу Татьяна Голикова пошла в посёлке Лесном Городке, где на тот момент жила ее семья. Училась она хорошо, была активисткой комсомольской организации и комсоргом школы. Вместе с аттестатом зрелости Татьяне вручили серебряную медаль, и она отправилась поступать в Московский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова, который с отличием окончила в 1987 году, получив на общеэкономическом факультете диплом по специальности «Экономика труда».

Через много лет на базе Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета Татьяна Голикова защитит кандидатскую диссертацию, а позднее и диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. Темы обеих работ имели непосредственное отношение к профессиональной деятельности женщины.

После окончания института народного хозяйства молодая специалистка получила распределение в отдел Научно-исследовательского института труда, где начинала работу младшим научным сотрудником.

Голикова Татьяна Алексеевна

В 1990 году Татьяна Голикова перешла на работу в Министерство финансов РСФСР. Ее отдел разрабатывал бюджет страны. Голикова целиком отдалась работе, на которой задерживалась до ночи. Она часто подменяла начальника отдела, быстро развивалась как специалист и сумела добиться серьезного карьерного роста.

В 1995 году Татьяна Алексеевна возглавила отдел консолидированного бюджета департамента Минфина России, а через три года становится руководителем Департамента бюджетной политики. Постепенно таланты Татьяны Голиковой приводят ее на пост заместителя министра финансов России. Это назначение лоббировал лично премьер-министр Михаил Касьянов, и Татьяна была правой рукой Алексея Кудрина вплоть до 2007 года.

Главной функцией Голиковой в Министерстве финансов России являлась разработка проекта федерального бюджета. Кроме того, она курировала вопросы финансирования различных отраслей: наука, государственный аппарат, социальная сфера и безопасность. Также занималась межбюджетными отношениями, которым посвятит свою диссертацию. Кстати, Татьяна Алексеевна поддерживала принятие закона о замене натуральных льгот денежными компенсациями, который вызвал общественный резонанс и даже повлек за собой ряд массовых акций протеста.

Примечательно, что большинство коллег Татьяны Голиковой положительно отзывались о ее фантастической работоспособности, за что она получила прозвище «Трудоголикова». Ходили слухи, что замминистра все цифры федерального бюджета помнит наизусть. Действительно, женщина обладает удивительной зрительной памятью, что помогало ей при составлении и отслеживании бюджетного процесса. Не говоря уже о том, что такой талант вызывает восхищение и уважение сотрудников.

Так как продвинуться выше по карьерной лестнице в Министерстве финансов в ближайшее время не представлялось возможным, Татьяна Голикова согласилась возглавить Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в правительстве Виктора Зубкова. Ее предшественником был Михаил Зурабов. Кстати, предложение о назначении новый министр получила лично от президента Владимира Путина.

Татьяна Голикова и реформы

За время работы на посту Татьяна Голикова провела пенсионную реформу, объединив базовую и страховую часть пенсии и заменив единый социальный налог страховыми взносами. Кроме того, был принят закон о новой системе урегулирования цен на лекарственные средства, выдвигающий дополнительные требования к фармацевтической промышленности. Также по инициативе Татьяны Голиковой была основана национальная служба крови, освоена программа по профилактике опасных для жизни заболеваний и принято решение о создании пунктов первой помощи вдоль главных автомагистралей и трасс.

Однако и немало критики звучало в ее адрес. Главным ее оппонентом стал педиатр Леонид Рошаль. На форуме медицинских работников он резко раскритиковал ряд инициатив Министерства. По сути, он обвинил ведомство Голиковой в некомпетентности и неспособности управлять и развивать сферу здравоохранения. Все это было сказано в присутствии Владимира Путина, на тот момент премьер-министра страны. Позже в интервью Рошаль отметил, что Голикова в первую очередь финансист, но как министр здравоохранения она – непрофессионал.

Тем не менее, Татьяне Голиковой удалось справиться с задачей проконтролировать расходование средств, выделенных на реформирование отрасли здравоохранения. Как раз при ней было сделано переоснащение государственных клиник.

Когда президентом России вновь стал Владимир Путин, он издал указ о разделении Министерства здравоохранения и социального развития на две отдельные составляющие. Возглавили новые структуры первые заместители Татьяны Голиковой: Максим Топилин стал руководить Министерством труда и социальной защиты, а Вероника Скворцова встала у руля Министерства здравоохранения.

Сама же Татьяна Алексеевна была назначена на должность помощника Президента Российской Федерации и занялась вопросами поднятия уровня социально-экономического развития Абхазии и Южной Осетии. Также она руководила комиссиями по делам ветеранов и по делам инвалидов. А 20 сентября 2013 года Государственная Дума по рекомендации Владимира Путина поддержала кандидатуру Татьяны Голиковой большинством голосов и назначила ее председателем Счётной палаты Российской Федерации.

На этом посту Татьяна Алексеевна проявила себя с самой положительной стороны. Например, она была сторонником изменения системы оплаты труда госслужащих. Голикова считала, что зарплаты чиновников необходимо привязать к показателям результативности их работы.Ее отчеты «убивали» своими цифрами. Когда она представила доклад о расходах 2016 года и продемонстрировала картину растущей неэффективности госуправления, некоторые были просто шокированы предоставленными ею данными. Сама же Голикова подчеркнула, что чаще проблема связана не с недостатком финансов, а с неумением организовать их использование.

Глава Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что он рад, что есть такие люди, которые говорят то, что есть на самом деле.

Татьяна Голикова — личная жизнь

Татьяна Голикова была замужем дважды. С первым супругом она прожила пять лет, но не любит вспоминать о тех временах, поэтому общественности о первом муже Голиковой ничего не известно. По словам Татьяны Алексеевны, они расстались, так как имели разные взгляды на жизнь.

В 2003 году Татьяна Голикова вышла замуж повторно. Ее новым избранником стал заместитель председателя Правительства России Виктор Христенко, с которым женщина была знакома много лет, а встречалась на протяжении года. К слову, супруги не только расписались в ЗАГСе, но и обвенчались в православной церкви.

Сегодня Христенко возглавляет Коллегию Евразийской экономической комиссии, но муж и жена договорились не поднимать дома разговоры о работе и политике, чтобы не превращать семейную жизнь в продолжение деловой встречи. Собственных детей у Татьяны Алексеевны нет, но она в прекрасных отношениях с тремя детьми Виктора Христенко, которые родились в его первом студенческом браке.

Виктор Христенко и Татьяна Голикова

Татьяна Голикова и Виктор Христенко живут в собственном особняке в элитном посёлке «Остров фантазий». Этот поселок расположен в Татаровской пойме на территории природно-исторического парка «Москворецкий». Татьяна Алексеевна любит готовить, лучше всего у нее получаются супы. Сама она придерживается раздельного питания и регулярно постится. Кстати, Татьяна Алексеевна – человек религиозный. Она сама регулярно ходит на церковную службу, продвигает православную культуру в массы. Для этого Голикова и ее муж основали благотворительный Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря и участвовали в восстановлении этого сооружения, за что получили специальные церковные награды.

Виктор Христенко и Татьяна Голикова

СМИ не раз отмечали любовь Голиковой к дорогим, а иногда крайне экстравагантным нарядам и украшениям. Некоторые обозреватели отмечали их несоответствие деловой этике. Например, Татьяна Алексеевна периодически появляется на деловых встречах в костюмах розовых, малиновых цветов или полупрозрачных блузках. Разумеется, это постоянно становится объектом обсуждения. Ее считают главной «посланницей» Chanel в российской политике. Знатоки моды утверждают, что женщина регулярно появляется в нарядах и аксессуарах этого популярного модного дома.

Татьяна Голикова сейчас

В мае 2018 года Госдума досрочно освободила Татьяну Алексеевну Голикову от должности председателя Счетной палаты. Накануне Дмитрий Медведев предложил назначить ее вице-премьером по социальным вопросам. 18 мая Татьяна Алексеевна была утверждена на этот пост. После голосования женщине предоставили слово, она поблагодарила коллег за проделанную работу. Завершая свою речь, Голикова расплакалась.

Она сменила Ольгу Голодец, которая в новом правительстве станет заместителем председателя правительства и займется развитием культуры и спорта. А вот главой Счетной палаты стал Алексей Кудрин.

По данным ВЦИОМ, именно Голикова у граждан России стала рейтинговым лидером среди членов нового правительства. Татьяна Алексеевна пользуется большим авторитетом у россиян. Они отметили, что политик отлично справлялась со своими обязанностями в Счетной палате. Антилидером в данном рейтинге политиков стал Виталий Мутко.

Согласно майскому указу Владимира Путина, новому правительству предстоит решить немало важнейших для страны вопросов: добиться роста численности населения России и увеличения продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году, в 2 раза снизить уровень бедности и обеспечить рост пенсий по отношению к инфляции. И это далеко не все поставленные задачи перед министерствами.

Голикова сообщила, что к 1 октября Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования обязаны представить предложения по достижению этих целей.

Ссылка на основную публикацию