«Люди в черном»: бюджет и кассовые сборы всех фильмов с 1997 по 2007 гг.

Много шуток из ничего: в прокате «Люди в черном: Интернэшнл»

В прокат выходит фильм «Люди в черном: Интернэшнл». Не история агентов K и J, а спин-офф, даже скорее перезагрузка франшизы, с другими актерами (из условных ветеранов – только Эмма Томпсон), с другим режиссером. Выходит спустя семь лет после предыдущей части, третьей по счету. Особо выдающихся сборов ему не прогнозируют. Но дело даже не в этом.

Все три предыдущих фильма франшизы о госслужащих, которые следят за жизнью оказавшихся на Земле инопланетян, пресекают их контакты в землянами и разруливают возможные трудности, выходили с большим разрывом – в 1997, в 2002 и в 2012гг. Формально в их основе одноименные комиксы Лоуэлла Каннингема. Практически же оттуда взяты персонажи и сама идея существования ведомства разводящих, но мрачного настроения, свойственного романам Каннингема, в кадре не наблюдалось.

Первые «Люди в черном», вышедшие через год после «Дня независимости» Роланда Эммериха, были еще и легкой сатирой на такого рода кино с его пафосом в отношении инопланетной угрозы. Были, разумеется, и сравнения с «Охотниками за привидениями». После первой части с её разнообразной инопланетной нечистью последовала вторая, в которой самым забавным был расширенный образ агента Фрэнка, разговорчивой собаки, грубовато комментирующей все, что творят агенты MIB. Третья обилием новых инопланетных чудес не блистала, но была лучше второй, её обаянию поддались даже те, ко традиционно скептически относился к этой франшизе, в частности известный американский критик Стефани Захарек, написавшая, что «у «Людей в черном 3» есть своя прелесть, отчасти связанная с несколькими первоклассными актрисами на втором плане (Эмма Томпсон и Элис Ив)… Но самым замечательным из всех является Джош Бролин в роли молодого агента K. Так легко поверить, что Бролин может превратиться в Джонса, если дать ему пару десятилетий. Его черты даже приобретают этот полувзволнованный-полураздраженный вид, который агент K Джонса всегда так хорошо носил».

В индустриальном смысле это блокбастеры, чьи сборы последовательно падали дома и почти последовательно росли за рубежом. Первая часть собрала в Северной Америке в стартовый уикенд 51 млн. долларов, а всего – 250,7 млн. (плюс 338,7 млн. в остальном мире), заняв в североамериканских итоговых годовых списках вторую строчку, на минуточку – после «Титаника». Вторая, соответственно, – 52,1 млн. и 190,4 млн. (плюс 251,4 млн.), спустившись на восьмое место в году. Третья – 54,6 млн. и 179 млн. (плюс 445 млн.), оказавшись по итогам года на 14 месте. Бюджеты все время росли: 90 млн., 140 млн., 225 млн.

Жанрово они – смесь комедии и фантастики. Вариант в общем и целом беспроигрышный. В том смысле, что, давайте признаем: многие встречающиеся нам в жизни люди или незнакомые лично знаменитости такие странные, будто с других планет. Смотреть кино про это – непередаваемое удовольствие еще и от понимания того, что твои подозрения разделяют многие. Огромная часть той чистой радости, которую способна доставить франшиза – хитро выдуманные образы инопланетян и факты сотрудничества с ведомством по инопланетным делам какой-нибудь реальной звезды типа Энди Уорхолла. Далее идут прописанный в сценарии юмор и мастерство исполнителей главных ролей Смита и Джонса. А также Бролина, который в третьей части сыграл даже не агента K, а именно что молодого Джонса (обреченному на дубляж российскому зрителю это удовольствие изрядно урезали). И конечно же режиссера Барри Зонненфельда, по выражению кого-то из американских рецензентов, способного превратить в бред любую сцену.

Наконец, в социально-политическом смысле все это тоже было не просто так. Первые «Люди в черном» вышли до 11 сентября 2001, до нашей нынешней эры, в те времена, когда «Конец истории» Фрэнсиса Фукуямы все еще казался бесспорным текстом. Америка в той системе координат выглядела в отношении своих возможных даже не геополитических противников, а просто оппонентов, примерно так, как агенты MIB в их отношениях с инопланетянами. Эти иные – они не монстры, они в худшем случае нарушители общественного порядка, относиться к ним можно чуть отстраненно, иронично, они нуждаются в опеке, а контроль за ними, даже за теми, кто прибыл на нашу планету с недобрыми намерениями, вполне могут осуществлять специально подобранные профессионалы.

Во второй части, вышедшей уже в новом веке и в новое время, авторы акцентировали внимание на любовной истории агента J. А заодно немного задумались о женщине: в первых кадрах насильник увидел в парке девушку в белье и атаковал ее, но, оказавшаяся инопланетянкой, красотка его съела, и жалко его не было. Далее зрителю сообщали, что инопланетянами являются и модели (Естественно! Не могут же нормальные земные женщины обладать такими идеальными параметрами). Но в общем и целом это было кино, пытавшееся на старых дрожжах собрать кассу. Третья часть была совсем иной. Она сыграла на том, что всегда продается хорошо – на ностальгии. Зрителя отправили вслед за героями в прошлое, где, конечно, еще был расизм, но зато там все наши сегодняшние герои были молодыми и прекрасными, и именно там человек, наконец, полетел на Луну. Ностальгические переживания – самое уязвимое место человека, такое кино растопило и души критиков. Если у первого фильма на агрегаторе Rottentomatoes было 92% «свежести», а у второго 39% -й «гнилой» рейтинг, то третий снова был «свежим» на 68%.

А в базе всех трех фильмов всегда было одно непременное – любовь к звездам, о которой почти не говорят, потому что времени нет, но которая всегда с агентами. Романтичное агента K «Небо красивое, только нам некогда на него смотреть», грубоватое агента J «Интересно же всякую хрень увидеть», но суть одна. Они всегда имели небо ввиду, всегда были теми, кто они есть, хоть и не всегда об этом помнили.

«Люди в черном: Интернэшнл» начинаются очень многообещающе. В кадре появляется Эйфелева башня, агенты H (Крис Хемсворт) и T (Лиам Нисон) после некоторой возни во французской столице занимают стратегические позиции у лифта на смотровую площадку башни, и H с большим чувством произносит: «Как же я ненавижу Париж»! Как потом выяснится, это очень важная сцена, фильма.

Напарниками же в истории будут H и агент M (Тесса Томпсон), фактически H&M. M – в миру Молли, симпатичная темнокожая карьеристка. В детстве она стала свидетелем того, как агенты MIB стерли память ее родителям, а также познакомилась с очень юным инопланетянином. С тех пор розыск загадочной черной конторы и устройство туда на работу стало целью ее жизни. У нее все сложится, она сделает комплимент по поводу внешности О (Эмма Томпсон) и получит вожделенную должность и костюм. В напарники ей определят как раз H, самого известного и самого распущенного агента MIB, давно вылетевшего бы, если бы T, не выросший до главы отделения в Лондоне, его не прикрывал. H&M спасут мир от инопланетной угрозы, а также обнаружат нечто непосредственно в британском отделении конторы.

Главное, что стоит знать о новых «Людях в черном» – это очень смешное кино, в котором вполне кстати оказались все актеры. Шуток и гэгов много. И вообще много всего, что можно попытаться запихнуть в модный блокбастер. Выбравшись за пределы Нью-Йорка, агенты MIB работают теперь в Париже, Лондоне и Марракеше, и все сразу становится немножко похоже на приключения Джейсона Борна. Шпионский триллер о кроте в спецслужбах? Пожалуйста. Сатиру на феминизм желаете? Она тоже есть. Или может быть это даже реально кино с феминистским налетом (в конце концов, главная героиня – темнокожая женщина в мужском мире) – такое тоже не исключается. Если уж речь о черных костюмах, то это лучшие костюмы, какие можно себе представить – от Пола Смита. И при этом Крис Хемсворт внезапно появится еще и в розово-голубом наряде, который, к слову, ему очень идет.

А вот инопланетян маловато. Из тех, что есть, наиболее выдающимися выглядят человек-борода (это надо видеть) и шахматы. Двое отрицательных героев, двое врагов идеи гуманизма и мира во всем мире – самые интересные персонажи фильма (их сыграли известные танцоры, близнецы Лоран и Ларри Буржуа), но их тема так толком и не раскрыта, их линия довольно невнятная, а слова им вообще написать забыли. Впрочем, нет, пара реплик все же имеется. Но вот чего в перезапуске точно нет – так это любви к звездам, попыток оторваться от суровой действительности и взглянуть в небо. За буйным весельем не просвечивает никакого чувства сопричастности к происходящему во вселенной, которое отличало трилогию Зонненфельда и торчало там из всех щелей, невзирая на юмор и сатиру. Когда-то в детстве Молли вроде бы хотела узнать все о мироздании, но ей (и зрителям заодно) подсовывают историю о том, как делать карьеру в мужском мире и чем придется пожертвовать. Вместо мечтательных взглядов вверх – история подковерных интриг и раздрая внутри спецслужб. «Вся наша работа завязана на вранье», – не единожды повторяет H. Спасибо, но вообще-то это всем давно известно.

Разговоры о необходимости новой серии франшизы начались практически сразу после выхода третьей части. В итоге за сценарий взялась команда «Железного человека» – Мэттью Холлауэй и Арт Маркум. Продюсеры все те же – Лори МакДональд, Уолтер Паркс, исполнительный продюсер Стивен Спилберг, режиссером стал Ф. Гэри Грей. Sony тогда же объявила, что хочет показать новых персонажей в новом, современном фантастическом мире. Все это было довольно неожиданно, так как ранее планировалось, что следующим фильмом франшизы будет пересечение с другой историей от Sony, с «Мачо и ботаном», а в кадре появятся одетые в черное Ченнинг Татум и Джона Хилл.

Но самым интересным было то, как заменить Уилла Смита, чье появление в кадре и в наше время пусть не гарантирует проекту успех, но все же прибавляет ему очков. Вот, например, сейчас на мировых экранах диснеевский «Аладдин» от Гая Ричи, который, правда, здорово просел к третьей неделе проката (на 43%). Но участие Смита очевидно положительно на нем сказалось (в соцсетях в связи с фильмом чаще всего обсуждают именно этого актера, синего, в роли джина). Задумывая перезапуск, Sony сразу предполагала разнообразить исполнительский ансамбль, в частности планировала на одну из главных ролей цветную женщину. В итоге студия взяла двух важных для себя актеров и надеется получить профит от поклонников марвеловской киновселенной – Хемсворт и Томпсон вместе появлялись в «Тор: Рагнарек». А потом и в «Мстители: Финал», втором самом кассовом фильме всех времен. Видимо, из этой же надежды возник в новых приключениях агентов в черном очень смешной, но необязательный эпизод «Агент H и молоток».

Вопрос в том, как все эти изменения примет публика. Прогнозы по сборам не рекордные – где-то между 30 и 50 млн. долларов в стартовый уикенд дома и общая внутренняя касса порядка 107 млн. (не сравнить с данными трех предыдущих частей). Другой вопрос, что популярность франшизы неуклонно росла на внешних рынках, на них, вероятно, расчет и сейчас. Только в Китае «Люди в черном 3» заработали когда-то 77 млн., а сегодня Китай – еще более важная для Голливуда часть глобальной кассы. Так что, может, «Интернэшнл» не так хорош, как лучшие фильмы франшизы и вообще не так хорош, как хотелось бы, но это не помешает ему заработать на мировом рынке.

«Люди в черном: Интернэшнл» в российском прокате с 12 июня 2019г., дистрибьютор WDSSPR.

Самые кассовые фильмы всех времен: от «Унесенных ветром» до «Мстителей: Финал»

На показах этих фильмов всегда был аншлаг.

Списки самых кассовых фильмов (тех, которые собрали больше всего денег в прокате) — один из самых лучших способов узнать, какие ленты привлекли в кинотеатры больше всего зрителей.

Однако здесь есть одно большое «но» — беспристрастные цифры, которые в них указаны, не учитывают инфляцию и тот факт, что цены на билеты продолжают расти. Поэтому среди самых кассовых фильмов всех времен в первой десятке — исключительно картины этого тысячелетия.

Тебе интересно — какие именно? Ниже мы приводим сразу несколько списков самых больших кассовых сборов фильмов в мире, нашей стране, этого года и не только — посмотри, может, какой-то из них ты по какой-то причине еще не видел.

Топ-10 самых кассовых фильмов

Топ-100 самых кассовых фильмов в истории, согласно списку самых кассовых фильмов, который приводит Википедия (цифры по сборам ресурс взял с портала Box office Mojo), замыкает анимационная картина 2010 года «Шрэк навсегда», собравшая в прокате $752 600 867.

Почти 40 фильмов из этого списка преодолели отметку в миллиард долларов, и больше всех денег в кинотеатрах смогла собрать Marvel — суммарный доход от показа всех фильмов студии на большом экране составил колоссальные 22 миллиарда долларов.

Так что супергерои однозначно рулят в прокате. Следом за ними по популярности и общим сборам франшизы идут волшебники из миров, созданных Джоан Роулинг, хоббиты и прочие орки из экранизаций книг Джона Толкина, морские авантюристы из «Пиратов Карибского моря» и любители высоких скоростей из серии «Форсаж».

Вот так выглядит первая десятка самых кассовых фильмов в истории:

1. «Мстители: Финал» (2019) — $2 790 849 263.

2. «Аватар» (2009) — $2 789 679 794.

3. «Титаник» (1997) — $2 187 463 944.

4. «Звездные войны: Пробуждение силы» (2015) — $2 068 223 624.

5. «Мстители: Война бесконечности» (2018) — $2 048 359 754.

6. «Мир Юрского периода» (2015) — $1 671 713 208.

7. «Мстители» (2012) — $1 518 812 988.

8. «Форсаж 7» (2015) — $1 516 045 911.

9. «Мстители: Эра Альтрона» (2015) — $1 405 403 694.

10. «Черная Пантера» (2018) — $1 346 913 161.

Cамые кассовые фильмы США

Список, представленный выше, отображает суммы, которые фильмы собрали в мировом прокате, но, как ты можешь догадаться, основную долю от сборов картины получают у себя на родине. И так как все ленты из первой десятки made in USA, то предлагаем взглянуть на данные по прокату в этой стране.

Спойлер: здесь много совпадений со списком самых кассовых фильмов в мире, но есть и несколько отличий — например, сразу две, а не одна часть франшизы «Звездные войны» и анимационный фильм «Суперсемейка 2».

1. «Звездные войны: Пробуждение силы» (2015) — $936 662 225.

2. «Мстители: Финал» (2019) — $854 216 193.

3. «Аватар» (2009) — $760 507 625.

4. «Чёрная Пантера» (2018) — $700 059 566.

5. «Мстители: Война бесконечности» (2018) — $678 815 482.

6. «Титаник» (1997) — $658 672 302.

7. «Мир Юрского периода» (2015) — $652 270 625.

8. «Мстители» (2012) — $623 357 910.

9. «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) — $620 181 382.

10. «Суперсемейка 2» (2018) — $608 581 744.

Cамые кассовые фильмы России: топ-10

Итак, про США поговорили, а как обстоят дела у нас? Если честно, список самых кассовых фильмов в РФ, опубликованный на кинопоиске, нас немного удивил. В первой десятке — три картины отечественного производства, одна из частей франшизы «Пираты Карибского моря», самый кассовый фильм в мире на 10-м месте, и «Аватар» в лидерах.

Ах, да — еще в десятке целых четыре анимационных фильма, что создает легкое ощущение того, что поход в кино в России по-прежнему является во многом семейной традицией.

1. «Аватар» (2009) — $119 903 638.

2. «Пираты Карибского моря: На странных берегах» (2011) — $63 670 033.

3. «Движение вверх» (2017) — $53 876 764.

4. «Сталинград» (2013) — $51 760 472.

5. «Шрэк навсегда» (2010) — $51 563 536.

6. «Кот в сапогах» (2011) — $50 585 502.

7. «Ледниковый период 4: Континентальный дрейф» (2012) — $49 949 934.

8. «Ирония судьбы. Продолжение» (2007) — $49 918 700.

9. «Мадагаскар 3» (2012) — $48 921 000.

10. «Мстители: Финал» (2019) — $47 450 130.

Cамые кассовые фильмы 2019 года: список лидеров проката с января по июль

Выше мы уже упоминали международный портал Box office Mojo, который с 1999 года отслеживает кассовые сборы фильмов и составляет список лидеров по неделям. На момент составления этого материала прошло уже 29 недель с начала 2019 года (да, мы сами в шоке, что время летит так быстро), и за это время в прокате отметились следующие фильмы.

Примечание: список дан в хронологическом порядке — с первой недели января 2019 года.

2. «1+1: Голливудская история».

3. «Стекло» (четыре недели лидирования).

5. «Алита: Боевой ангел» (две недели лидирования).

6. «Как приручить дракона» (две недели лидирования).

7. «Капитан Марвел» (две недели лидирования).

10. «Шазам!» (две недели лидирования).

11. «Проклятие плачущей».

12. «Мстители: Финал» (три недели лидирования).

14. «Аладдин» (две недели в топе).

16. «Тайная жизнь домашних животных 2».

17. «Люди в черном: Интернэшнл».

18. «История игрушек 4» (две недели лидирования).

19. «Человек-паук: Вдали от дома» (две недели лидирования).

Самые кассовые фильмы за всю историю кинематографа с учетом инфляции

Как мы уже сказали вначале, списки самых кассовых фильмов не учитывают инфляцию и стоимость билета, но Википедия приводит топ, составленный Книгой рекордов Гиннесса, в котором была предпринята попытка предоставить более объективный список.

И хотя приведенные в нем цифры оценки при пересчете с уровнем инфляции нельзя назвать точными, но мы увидим в нем картины разных времен — и самым кассовым за всю историю тогда станет фильм «Унесенные ветром» 1939 года с колоссальной цифрой сборов в 3,7 миллиарда долларов. Еще девять участников данного списка выглядят вот так:

2. «Аватар» (2009) — $3 251 000 000.

3. «Титаник» (1997) — $3 078 000 000.

4. «Звездные войны. Эпизод IV — Новая надежда» (1977) — $3 041 000 000.

5. «Мстители: Финал» (2019) — $2 790 000 000.

6. «Звуки музыки» (1965) — $2 547 000 000.

7. «Инопланетянин» (1982) — $2 487 000 000.

8. «Десять заповедей» (1956) — $2 354 000 000.

9. «Доктор Живаго» (1965) — $2 232 000 000.

10. «Челюсти» (1975) — $2 182 000 000.

Самые кассовые фильмы с недетским рейтингом — такие есть?

Если вдруг тебе интересно увидеть список самых кассовых фильмов только для взрослых, то спешим тебя огорчить: такого нет. По той простой причине, что их как-то не принято показывать в обычных кинотеатрах (согласись, было бы странновато).

Сейчас популярность фильмов «с клубничкой» в основном определяется количеством просмотров онлайн, плюс индустрия кино для взрослых вручает самым выдающимся лентам и актерам свой аналог «Оскара», а список бестселлеров последний раз приводился. аж в 2009 году.

В 2006 году Adult Video Network сообщила о прибыли от продажи и проката в размере 12,9 миллиардов долларов. А ровно 10 лет назад Adult DVD Empire — крупнейший онлайн-ретейлер ХХХ-фильмов составил список самых продаваемых на DVD фильмов для взрослых всех времен. Выглядел он вот так (цифры показывают количество проданных копий):

10. «Briana Loves Jenna» (2002) — 11,000+

9. «Bad Wives» (1997) — 11,500+

8. «Virtual Sex with Jenna» (1999) — 12,000+

7. «Dream Quest» (2000) — 14,000+

6. «All Star» (2000) — 15,000+

5. «Island Fever 3» (2004) — 17,000+

4. «Island Fever» (2001) — 20,000+

3. «Pirates» (2005) — 21,000+

2. «Award Winning Sex Scenes» (2003) — 28,500+

1. «Flashpoint» (1999) — 32,000+

Так что если тебе вдруг захочется познакомиться с «классикой» — теперь ты знаешь, какую именно искать. Не благодари.

30 самых дорогих фильмов в истории

У голливудских блокбастеров с годами растут не только объем спецэффектов и мышцы главных героев, но и бюджет. Некоторые из них, признаться честно, уже не менее интересны, чем сюжет (особенно если сравнивать с итоговыми сборами). Стоила ли игра свеч? Ответ – в этом материале.

Дабы борьба была справедливой, бюджет старых фильмов приведен с учетом инфляции (оригинальные суммы несколько ниже, но не менее ценны по тем временам).

Точный бюджет этого блокбастера неизвестен. В различных источниках это суммы от 150 миллионов. Одно ясно на 100% – он входит в топ-150 самых дорогих фильмов в истории. А с легкой руки редакторов вроде нас, выбирающих самое большое число из всех вариантов, еще и в топ-30!

Бюджет: $218,9 млн.

Без учета инфляции: $175 млн.

Кассовые сборы: $497,4 млн.

Несмотря на серьезную и даже страшную тему, воплощение ее зрители назвали «комичным и неправдоподобным». Непонятно, расстроило ли это режиссера Роланда Эммериха или чувство удовлетворения от приличных кассовых сборов взяло верх?

Бюджет: $220,4 млн.

Без учета инфляции: $200 млн.

Кассовые сборы: $769,7 млн.

28. «ТЕРМИНАТОР: ДА ПРИДЕТ СПАСИТЕЛЬ» (2009)

Фильм, снятый без участия Железного Арни, получился одним из самых дорогих в истории. Видимо, на то, чтобы отрисовать Терминатора потребовалось не меньше средств, чем на живого актера (для справки, за третью часть – «Восстание машин» – он получил 30 миллионов).

Бюджет: $220,4 млн.

Без учета инфляции: $200 млн.

Кассовые сборы: $371.5 млн.

27. «ТРАНСФОРМЕРЫ: МЕСТЬ ПАДШИХ» (2009)

Чтобы сэкономить побольше денег на спецэффекты, Майкл Бэй заключил контракты с армией США и компанией General Motors. Они предоставили ему необходимые автомобили и боевую технику бесплатно.

Бюджет: $220,4 млн.

Без учета инфляции: $200 млн.

Кассовые сборы: $836,3 млн.

26. «ДЖЕЙМС БОНД. АГЕНТ 007: КВАНТ МИЛОСЕРДИЯ» (2008)

Нынешний агент 007 Дэниэл Крейг оказался самым дорогим Бондом в истории. Причем «Квант милосердия», за который он получил чуть больше 11 миллионов долларов, – это еще не предел. За «Координаты «Скайфолл» ему заплатили уже 25 миллионов.

Бюджет: $225,7 млн.

Без учета инфляции: $200 млн.

Кассовые сборы: $581,6 млн.

После выхода первой части франшизы, выпуск второй долго оставался под вопросом, несмотря на подписанные с большинством главных исполнителей контракты. Все дело в том, что студия Marvel не очень-то любит разбазаривать бюджет, но очень любит видеть на экране суперзвезд. За «Мстителей» один Роберт Дауни-младший, по слухам, получил около 50 миллионов долларов. За вторую часть гонорар его оказался несколько скромнее (мы бы и не заметили!) – видимо, сторонам удалось найти золотую середину, потому что сейчас уже поговаривают о грядущем выходе «Железного человека – 4», от которого стареющий (но все еще прекрасный) супергерой долго открещивался.

Бюджет: $227,6 млн.

Без учета инфляции: $220 млн.

Кассовые сборы: $1,5 млрд.

Интересно, что при таком бюджете Зак Снайдер все-таки отказался снимать фильм в технологии 3D. Его не устроили технические ограничения формата. Зато нас утроил новый костюм Супермена – без красных трусов, но с красивыми змеиными узорами холодных цветов.

Бюджет: $228,8 млн.

Без учета инфляции: $225 млн.

Кассовые сборы: $668 млн.

Чем запомнился этот фильм фанатам? Баснословным гонораром Уилла Смита – 100 миллионов долларов!! А вот создатели картины наверняка до сих пор вспоминают самую большую кассу всей трилогии.

Бюджет: $232,8 млн.

Без учета инфляции: $225 млн.

Кассовые сборы: $624 млн.

Очередное «переиздание» истории о студенте-супергерое, укушенном пауком, с Эндрю Гарфилдом и Эммой Стоун в главных ролях, может, и засветилось в этом топе, но (уж простите за спойлер) все равно не переплюнуло вторую часть «Паука», вышедшую еще в 2004.

Без учета инфляции: $230 млн.

Кассовые сборы: $752,2 млн.

Первый из трех подряд с треском провалившихся фильмов в послужном списке Уилла Смита. Что, впрочем, не помешало ему впоследствии зарабатывать на «Людях в черном» большие суммы, чем мы можем себе представить.

Без учета инфляции: $170 млн.

Кассовые сборы: $222,1 млн.

Поговаривают, что на самом деле окончательный бюджет картины превысил 300 миллионов долларов! Информация об этом просочилась в СМИ после знаменитой хакерской атаки на архивы Sony Pictures. Президент MGM Джонатан Гликман предлагал сократить расходы, снимая сцены на итальянской вилле в Великобритании, отказавшись от драматичного финала под дождем и уменьшив количество вагонов поезда в соответствующих кадрах. Видимо, не послушались!

Без учета инфляции: $245 млн.

Кассовые сборы: $880 млн.

В американском прокате фильм провалился. Спасли международные сборы. Режиссер Брайан Сингер объясняет это тем, что они сделали ошибку, создав фильм, ориентированный конкретно на женскую аудиторию, которая по всей видимости в блокбастерах о супергероях не так заинтересована. Однако мы думаем, все дело в бойкоте поклонников «Людей Икс», ведь вместо того, чтобы снимать третью часть, Сингер принялся за «Супермена». Мы бы тоже обиделись!

Бюджет: $246,4 млн.

Без учета инфляции: $209 млн.

Кассовые сборы: $391 млн.

18. «ЛЮДИ ИКС: ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА» (2006)

Интересно, что в некоторых местах указан куда более скромный бюджет фильма – $168 млн, что в общем-то мало похоже на правду, ведь общеизвестно, что та самая часть, которую не снимал Сингер, стала самой высокобюджетной в трилогии. Кстати, окупилась она уже на этапе американского проката. А в России в тот год стала одним из самых кассовых фильмов в прокате.

Бюджет: $247,6 млн.

Без учета инфляции: $210 млн.

Кассовые сборы: $459,4 млн.

Фильм стал третьим по кассовым сборам в 2004 году (о том, что обогнал его мультик «Шрек-2», пожалуй, не стоит говорить).

Без учета инфляции: $200 млн.

Кассовые сборы: $783,8 млн.

Интересно, что предыдущий «Кинг-Конг», снятый в 1933 году, обошелся создателям всего в 670 тысяч долларов! Да, за эти деньги Уилла Смита точно не наймешь! Кстати, и Питера Джексона в режиссеры тоже не посадишь – он за этот фильм получил 20 миллионов.

Бюджет: $253,9 млн.

Без учета инфляции: $225 млн.

Кассовые сборы: $419,7 млн.

Этот неловкий момент, когда главные герои (все – сплошь звезды самого первого ранга) получают разные гонорары. После выхода этой части франшизы Роберт Дауни-младший, например, обогатился на 40 миллионов долларов, «Черная вдова» Скарлетт Йоханссон – на 20 миллионов долларов (кстати, самый большой гонорар среди женщин! Анджелина Джоли за «Туриста» получила на миллион меньше). Меньше всех повезло Марку Руффало – аргументировав свое решение тем, что он реже всех появляется в кадре (ведь зеленый Халк – отрисованный персонаж), ему выдали всего 2,8 миллиона.

Без учета инфляции: $250 млн.

Кассовые сборы: $1,4 млрд.

14. «ХРОНИКИ НАРНИИ: ПРИНЦ КАСПИАН» (2008)

Из изначальных 225 миллионов 100 были потрачены только на спецэффекты. Однако обогнать по сборам предыдущую часть, выпущенную в 2005, ему все равно не удалось.

Бюджет: $253,9 млн.

Без учета инфляции: $225 млн.

Кассовые сборы: $419,7 млн.

13. «ТЕРМИНАТОР-3: ВОССТАНИЕ МАШИН» (2003)

Изначально создатели третьей части фильмов про сердобольного робота планировали уложиться в 160-170 миллионов. Глядя на другие фильмы из списка, хочется рассмеяться им в лицо. Финальный же бюджет, по слухам, доходит до 240 миллионов. Официальная цифра, судя по всему, представляет собой среднее арифметическое. Так или иначе, это самый дорогой фильм во франшизе. Кстати, часть средств из собственного кармана выделил Арнольд Шварценеггер, которому было важно, чтобы съемки не перенесли из Лос-Анджелеса в Ванкувер.

Бюджет: $257,6 млн.

Без учета инфляции: $200 млн.

Кассовые сборы: $433,4 млн.

Об убытках, принесенных высокобюджетным фантастическим боевиком кинокомпании Disney, даже был разослан официальный пресс-релиз. После затрат на производство в размере 275 миллионов (цифра не подтверждена, но намекается) и еще 100 миллионов, потраченных на рекламу и продвижение, собранных в прокате средств не хватило на то, чтобы окупить «Джона Картера». Более того, компания понесла рекордные убытки в 180 миллионов!

Без учета инфляции: $250 млн.

Кассовые сборы: $284,1 млн.

11. «ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ» (2012)

Третий фильм из цикла историй про Бэтмена не пошел по стопам многих трилогий, интерес к которым угасает с каждой последующей частью. После того как вторая картина – «Темный рыцарь» – стала самой кассовой в 2008, собрав в мировом прокате аж миллиард долларов, всем было понятно, что третью ждет не меньший успех. Так оно и вышло.

Без учета инфляции: $250 млн.

Кассовые сборы: $1,08 млрд.

10. «ХОББИТ: НЕОЖИДАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (2012)

Кто бы мог подумать, что эпичная трилогия, неожиданно выросшая из тонюсенькой детской книжки, обойдется создателям в два раза дороже, чем «Властелин колец»! На все три части у режиссеров ушло около 561 миллиона. Просто земля и небо в сравнении со скромными 280 у «Властелина». Кстати, в итоговую цифру еще не входят два месяца пересъемок, постпродакшн 2-й и 3-й частей и маркетинг всей трилогии! Каково? Главной причиной значительного удорожания процесса стало решение Питера Джексона снимать кино в 3D.

Без учета инфляции: $250 млн.

Кассовые сборы: $1,02 млрд.

Не удивимся, если вы ждали этот фильм на первом месте. Итоговый бюджет картины (вместе с рекламой и продвижением проекта) достигал полумиллиарда долларов! Хотя это, должны сказать, были еще цветочки – «Аватар-2» обойдется Кэмерону в полноценный миллиард. То ли еще будет, ведь у актеров уже подписаны контракты и на третью часть.

Без учета инфляции: $237 млн.

Кассовые сборы: $2,8 млрд (Карл!).

8. «ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: СУНДУК МЕРТВЕЦА» (2006)

Более 135 миллионов долларов за первый уик-энд – это лучший старт в истории кино на тот момент! Прилично выросший в сравнении с «Черной жемчужиной» бюджет объяснялся колоссальным количеством спецэффектов – за 2,5 часа таких планов на экране оказалось более 600.

Бюджет: $262,2 млн.

Без учета инфляции: $225 млн.

Кассовые сборы: $1,6 млрд.

На момент выхода считался самым дорогим в истории, а уже после выхода получил и новый статус – одного из самых провальных, потому что собрал куда меньше, чем ожидалось. Ситуацию фильму сильно подпортили пираты, которые обнародовали картину еще до премьеры (с альтернативной, как потом оказалось, концовкой).

Без учета инфляции: $175 млн.

Кассовые сборы: $264,2 млн.

6. «ГАРРИ ПОТТЕР И ПРИНЦ-ПОЛУКРОВКА» (2009)

Фильм получил самые высокие сборы в Америке со времен первой части франшизы. При этом бюджет был увеличен ровно в двое («Философский камень» сняли за 125 миллионов).

Бюджет: $275,5 млн.

Без учета инфляции: $250 млн.

Кассовые сборы: $934,4 млн.

5. «РАПУНЦЕЛЬ: ЗАПУТАННАЯ ИСТОРИЯ» (2010)

Затраты на производство этого мультика в свое время удивили всех. Шутка ли – один из самых дорогих анимированных фильмов! Высокая стоимость объясняется сложной технологией комбинирования классического рисунка от руки с современными компьютерными технологиями. Таким образом создатели пытались воспроизвести настроение классического диснеевского мультика в сегодняшних реалиях.

Бюджет: $281,3 млн.

Без учета инфляции: $260 млн.

Кассовые сборы: $590,7 млн.

4. «ЧЕЛОВЕК-ПАУК – 3: ВРАГ В ОТРАЖЕНИИ» (2007)

Самый успешный в плане сборов фильм из трилогии с Тоби Магуайром. Однако несмотря на заявленную изначально четвертую часть, Sony решили перезапустить всю франшизу, взяв на главную роль Эндрю Гарфилда (не котика).

Без учета инфляции: $258 млн.

Кассовые сборы: $890,9 млн.

Рекордный к этому году бюджет для одной картины! Кстати, гораздо больше, чем ушло на строительство самого корабля. С учетом инфляции на 1997 год оно обошлось бы в 120-150 миллионов долларов.

Без учета инфляции: $200 млн.

Кассовые сборы: $2,2 млрд.

Изначально бюджет «Клеопатры» составлял всего 3 миллиона долларов. Все дело в том, что снимался он в сложную для Голливуда эпоху, когда на смену историческим, масштабным постановкам приходило новое кино – динамичное и легкое. Так что в успех никто особо не верил. Равно как и в смехотворную цифру. А как иначе, когда главную роль исполняет сама Лиз Тейлор, гонорар которой к концу съемок достиг уже 7 миллионов! По нынешним деньгам это, кстати, почти 50 миллионов! Так что рекорд Йоханссон-то на самом деле весьма условен.

Без учета инфляции: $44 млн.

Кассовые сборы: $57,8 млн.

1. «ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: НА КРАЮ СВЕТА» (2007)

Четвертая часть пиратской саги принесла исполнителю главной роли Джонни Деппу рекордные (для него и для всех мужчин-актеров на тот момент) 56 миллионов долларов. В пользу выбора продюсеров говорят не только кассовые сборы, но и тот факт, что капитан Джек Воробей навсегда останется одной из канонических фигур голливудских блокбастеров.

Самые дорогие фильмы 2019 года

Двадцать фильмов этого года, в которые производители вбухали больше всего денег. Не все из них оправдали возложенные на них ожидания в прокате, но самая высокобюджетная картина 2019 года «Мстители: Финал» сейчас — самая дорогая в истории кино и при этом явно порадовала студии Marvel и Disney своими кассовыми результатами.

Рейтинг составлен по данным ресурсов Box Office Mojo и IMDb.

Бюджет — $ 356 000 000 (кассовые сборы — $ 2 797 800 564)

Бюджет — $ 260 000 000 (кассовые сборы — $ 1 656 556 149)

Star Wars: Episode IX — The Rise of Skywalker

Бюджет — $ 200 000 000

Бюджет — $ 200 000 000 (кассовые сборы — $ 1 073 394 593)

Бюджет — $ 200 000 000 (кассовые сборы — $ 252 442 974)

Fast & Furious Presents: Hobbs & Shaw

Бюджет — $ 200 000 000 (кассовые сборы — $ 758 910 100)

Maleficent: Mistress of Evil

Бюджет — $ 185 000 000 (кассовые сборы — $ 487 924 381)

Terminator: Dark Fate

Бюджет — $ 185 000 000 (кассовые сборы — $ 260 562 544)

Бюджет — $ 183 000 000 (кассовые сборы — $ 1 050 693 953)

Бюджет — $ 175 000 000 (кассовые сборы — $ 1 128 274 794)

Alita: Battle Angel

Бюджет — $ 170 000 000 (кассовые сборы — $ 404 852 543)

Godzilla: King of the Monsters

Бюджет — $ 170 000 000 (кассовые сборы — $ 385 900 138)

Бюджет — $ 170 000 000 (кассовые сборы — $ 353 284 621)

Spider-Man: Far from Home

Бюджет — $ 160 000 000 (кассовые сборы — $ 1 131 927 996)

Бюджет — $ 150 000 000 (кассовые сборы — $ 1 037 790 508, еще в прокате)

Бюджет — $ 138 000 000 (кассовые сборы — $ 173 469 516)

Mary Poppins Returns

Бюджет — $ 130 000 000 (кассовые сборы — $ 349 537 494)

How to Train Your Dragon: The Hidden World

Бюджет — $ 129 000 000 (кассовые сборы — $ 519 896 648)

Men in Black International

Бюджет — $ 110 000 000 (кассовые сборы — $ 253 890 701)

Бюджет — $ 100 000 000 (кассовые сборы — $ 364 571 656)

Самые дорогие фильмы в истории

Создание качественного кино очень трудоемкий и дорогостоящий процесс. Ведь кроме собственно съемок, проходит процесс монтажа, озвучивание, сложные спецэффекты, оплата костюмов и декораций, транспортные расходы. Да и сами мировые звезды иногда запрашивают просто космические суммы гонораров своего участие в фильме.

Вот и рассмотрим финансовую сторону киноиндустрии, и представим самые дорогие фильмы в истории кинематографа.

Титаник

В 1997 году на экраны вышел фильм-катастрофа, основанный на реальных событиях гибели крупного океанского лайнера.

На тот момент он потряс специалистов своим бюджетом в 200 миллионов долларов. Но фильм собрал отличную кассу и полностью окупил расходы.

Еще один фильм-катастрофа, но уже с фантастическим сюжетом потребовал на все 200 миллионов американской валюты, и вышел в прокат в 2009 году.

Фильм привлек своим необычным названием, как заверяли создатели число, часто упоминаемое в календаре майя.

Кинг Конг

Этот фильм снимали несколько раз. И вот версия 2005 года потребовала для создания фильма о большой обезьяне 207 миллионов долларов.

Для сравнения на съемки «Кинг Конга» в 1933 года обошлись в $670 тысяч.

Морской бой

В 209 миллионов долларов обошлись съемки фильма о вторжении инопланетян на Землю.

«Морской бой», несмотря на потраченные средства и уникальные спецэффекты, не вызвал большого зрительского интереса.

Люди Икс: Последняя битва

Бюджет сюжета о супергероях составил 210 миллионов долларов. Это была третья часть в популярной трилогии «Люди Икс».

А вот сценарий был написан на основе известных и популярных в мире комиксов.

Оз: великий и ужасный

Довольно вольная экранизация детской книжки стоила Голливуду и продюсерам 215 млн долларов.

В конце 30-х годов ХХ столетия на съемки потратили $1,7 миллионов, и в отличие от поздней экранизации получил две премии Оскар.

Трансформеры 5: Последний рыцарь

Пятая часть научно-фантастического боевика, снятая Майклом Бэем потребовала 217 миллионов долларов.

Создатели решили не останавливаться на достигнутом результате, и готовятся к съемкам новых серий, возможно и более затратных.

Мстители

Боевик с элементами комедии, снятый на основе комиксов обошелся в $220 миллионов. За первые три дня проката кассовые сборы равнялись затраченным средствам на производство «Мстителей».

А за первую неделю показа побил предыдущий рекорд по средствам, полученным от проката, принадлежащий «Темному рыцарю».

Люди в черном 3

От части к части создатели «Людей в черном» увеличивали бюджет, и третью часть сняли, затратив $225 миллионов.

Понятно, что этих денег вряд ли хватит, чтобы снарядить космическую экспедицию, но кино о контактах с инопланетянами получилось хорошее.

Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки

Фильмы про Пиратов Карибского моря — абсолютные рекордсмены нашего рейтинга. Здесь представлено 3 таких картины.

Если на этот фильм, выпущенный в 2011 году, было потрачено $230 млн, то предыдущие два фильма обошлись ещё дороже.

Интересно, каким же будет следующий фильм о пиратах?

Аватар

2009 год можно назвать уникальным в истории кинематографа, ведь именно в этом году вышел в прокат фильм великого режиссера Джеймса Кэмерона «Аватар».

Идею этого великолепного по красоте и сценарию фильма режиссер вынашивал более 15 лет. И под занавес первого десятилетия 21 века современные технологии позволили сделать поистине великолепную работу.

Несмотря на огромные затраты в $246 млн, картина окупилась более чем в десятикратном размере.

20000 лье под водой

Выход фильма в прокат планируется в первой половине 2018 года. На экранизацию бессмертного произведения Жюль Верна Голливуд потратил 250 миллионов долларов.

Примечательно, но это уже девятая экранизация романа. Понятно, что новая американская версия будет мало похожа на оригинал.

Хоббит 3: Битва пяти воинств

Американцы совместно с Новой Зеландией сняли фэнтези по книге Джона Толкина, и выделили на это $250 млн.

Кассовые сборы немножко не дотянули до $1 миллиарда, но получил довольно среднюю оценку критиков и специалистов.

Форсаж 8

Выходят все новые и новые части захватывающего приключенческого боевика, и зритель с нетерпением ждет их премьеры.

Продюсеры не скупятся на выделение средств на понравившуюся зрителю киноэпопею. Вот и на восьмую часть выделили 250 млн американских денег.

Гарри Поттер и принц-полукровка

О популярности Гарри Поттера в мире, наверное, и говорить не стоит, потому и экранизации проходят с большим успехом.

Предполагая большой коммерческий успех, создатели не жалеют выделять на создание кино о волшебниках большие суммы. Эта часть обошлась в 250 миллионов, а кассовый сбор превзошел все ожидания.

Бэтмен против Супермена: На заре справедливости

На противостояние двух супергероев затратили столько же денег, как и на восьмой Форсаж и Гарри Поттера.

Естественно, что основой такого противостояния стали два комикса, а в кино ввели еще и Чудо-женщину.

Пираты Карибского моря: На странных берегах (2011)

После фееричного проката предыдущего фильма о пиратах в 2007 году, на этой картине также решили не экономить. Фильм, конечно же, окупился, но так и не удостоился положительных отзывов от кинокритиков.

Человек-паук 3: Враг в отражении

Последняя часть в трилогии режиссера Сэма Рэйми оказался самым затратным, с бюджетом в 258 миллионов долларов.

Но кассовые сборы поразили не только создателей, но и многих специалистов. Кино получилось захватывающим, и зритель с удовольствием пошел в кинотеатры.

Рапунцель: Запутанная история

Снимать дорого можно и мультипликационные фильмы. На создание мультика о приключениях волшебной девочки было истрачено 260 миллионов долларов.

Полнометражный мультфильм быстро завоевал популярность среди детской и взрослой аудитории по всему миру.

Мир Юрского периода 2

Есть еще одна закономерность в мировом кинематографе. Последующие части всегда дороже первой. Так вышло и с «Мир Юрского периода».

На съемки второй части создатели и продюсеры потратили 260 миллионов долларов.

Возвращение супермена

В длинной серии фильмов про супергероя, часть о его возвращении стала самой дорогостоящей и обошлась в 270 миллионов долларов.

Интересно, что эта часть стала продолжением первых двух, игнорируя сюжетную линию третье и четвертой. Несмотря на затраты, эта часть о супермене не вызвала большого ажиотажа среди зрительской аудитории.

Утомленные солнцем 2: Цитадель

Российская киноиндустрия пока не может похвастаться большими бюджетами, но и при малых затратах снимаются великолепные фильмы.

А вот самым дорогим за историю России на сегодня является фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 3». На его съемки было потрачено 45 миллионов долларов. Отметим, что в десятку дорогих картин России входят четыре фильма Михалкова.

Валериан и города тысячи планет

А вот Люк Бессон снял самый дорогостоящий фильм в истории Франции.

На фантастическо-приключенческий боевик известный режиссер затратил почти $198 миллионов, но сборы, в отличие от других произведений мастера были меньше затрат.

Пираты Карибского моря 3: На краю света

На сегодняшний день это самый дорогой фильм в мире. На его создание потратили $300 миллионов, а вот собрал он в первый же год показа в три раза больше средств, чем потратили на его съемках.

«Пираты 3» получили два Оскара. За лучший грим и визуальные эффекты, так что деньги потратили не зря.

Война и мир

Но, как оказалось, не американские блокбастеры и фантастические боевики лидеры в рейтинге затраченных средств на производство кинокартин.

Самый дорогой фильм в истории это «Война и мир» советского режиссера Сергея Бондарчука.

Его снимали в 1967–1968 году и съемки балов и батальных сцен обошлись в 100 миллионов долларов. При пересчете на современный номинал это где-то порядка 700 миллионов долларов.

Но и фильм, согласитесь, получился великолепный!

Заключение

Как видим, американцы не скупятся на создание фильмов. И видя успех, начинают снимать целые эпопеи. Для примера индийская фабрика звезд Болливуд выпустила самый высокобюджетный фильм за 40 миллионов долларов.

Завершая обзор самых бюджетных фильмов, отметим, что самые многобюджетные кинокартины сняты, в основном, в жанре фантастики или катастрофы, или, популярнейшего ныне жанра фэнтези. Это и понятно, ведь на создание спецэффектов и декорации затрачивают большие средства.

25 отличных фильмов, которые провалились в прокате

28.07.2019

Поделиться

Зак Шарф для IndieWire, 19 июля 2019 года

Мартин Скорсезе, Пол Томас Андерсон, Квентин Тарантино, Джим Джармуш, Дени Вильнев и Дарен Аронофски — все они считаются одними из лучших современных режиссеров, но и им не удалось избежать провалов в прокате. Отличный фильм и именитый режиссер во главе — не гарант получения прибыли. Бокс-офис — безжалостное место, а провалы далеко не всегда случаются у плохих фильмов с плохими отзывами.

В текущем году среди кассовых неудач есть и супергеройский блокбастер («Темный Феникс»), и перезапуск популярной франшизы («Люди в черном»), и хит фестиваля Sundance «В прямом эфире». В некоторых случаях проваливаются — попросту говоря — плохие фильмы. В других — фильм может быть слишком сложным или странным, чтобы «попасть» в широкую аудиторию. Как бы то ни было, нижеследующие 25 фильмов точно стоят вашего времени, несмотря на их ужасные кассовые сборы (все финансовые данные взяты с сайта Box Office Mojo).

Аннигиляция / Annihilation (2018)

Студия Paramount так боялась, что не сможет «продать» «Аннигиляцию» Алекса Гарленда зрителям, что продала права на международную дистрибьюцию Netflix. Эта сделка хоть как-то минимизировала потери от невразумительных сборов в домашнем прокате: «Аннигиляция», сложный и впечатляющий научно-фантастический проект с Натали Портман в главной роли, собрала $32 млн. при бюджете в $40 млн. У критиков же фильм пользовался успехом: часто его называют одним из лучших сай-фаев десятилетия.

Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса / The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford (2007)

Фильм Эндрю Доминика считается одной из вершин карьеры выдающегося оператора Роджера Дикинса. В прокате же этот проект производства Warner Bros. провалился сокрушительно, заработав в США всего $4 млн. при бюджете в $30 млн. Мировая касса ревизионистского вестерна составила $15 млн. Несмотря на Брэда Питта в главной роли, фильм все равно был довольно рискованным для Warner Bros. из-за 160-минутной продолжительности. Тем не менее, Дикинс получил номинацию на «Оскар» — как и Кейси Аффлек (за лучшую мужскую роль второго плана).

Бегущий по лезвию 2049 / Blade Runner 2049 (2017)

Как и оригинальный фильм Ридли Скотта 1982 года, сиквел 2017 года от Дени Вильнева — «Бегущий по лезвию 2049» — с треском провалился в американском прокате. Релиз Warner Bros. даже не достиг отметки в $100 млн. в США, несмотря на производственный бюджет в районе $150 млн. Фильм сумел собрать $259 млн. во всем мире, но все равно оказался убыточным с учетом дополнительных маркетинговых расходов. Несмотря на это, «2049» считается одним из самых визуально потрясающих студийных фильмов десятилетия. IndieWire в восторженной рецензии похвалил его за «умопомрачительное научно-фантастическое повествование», а Роджер Дикинс наконец-то получил «Оскар» за операторскую работу.

Бутылочная ракета / Bottle Rocket (1996)

Уэс Андерсон начал свою карьеру с крупного кассового провала. «Бутылочная ракета», его режиссерский дебют 1996 года, обошелся Columbia Pictures в $5 млн., а в прокате не смог приблизиться даже к отметке в $1 млн.: в США сборы «Бутылочной ракеты» остановились на цифре $560 000. Несмотря на это, видение Андерсона приобрело поклонника в лице Мартина Скорсезе, и он смог заполучить бюджет в $10 млн. для своего следующего фильма — «Академии Рашмор», —который принес прибыль и стал для режиссера настоящим прорывом.

Дитя человеческое / Children of Men (2006)

Антиутопия Альфонсо Куарона «Дитя человеческое» повсеместно считается одним из лучших фильмов XXI века, получившим широкое признание критиков и три номинации на «Оскар»: за лучший адаптированный сценарий, лучшую операторскую работу и лучший монтаж. Несмотря на все эти награды, фильм заработал всего $70 млн. в мировом прокате и неутешительные $35 млн. в домашнем. С учетом того, что Universal Pictures вложила $76 млн. в производство, проект оказался для студии неудачным.

Облачный атлас / Cloud Atlas (2012)

Сестрам Вачовски не привыкать к кассовым провалам (см. «Спиди-гонщик» и «Восхождение Юпитер»), но «Облачный атлас», созданный в сотрудничестве с Томом Тыквером в 2012 году, заслуживает больше внимания хотя бы затем, чтобы показать студиям, что амбициозные проекты того стоят. Научно-фантастическая одиссея с Томом Хэнксом и Холли Берри не собрала и $30 млн. в США при производственном бюджете в $150 млн. «Облачный атлас» — далеко не идеальный фильм, но монтаж и саундтрек в нем — одни из лучших в новом столетии. Фильм точно не заслуживал такого оглушительного провала.

Судья Дредд 3D / Dredd 3D (2012)

Студия Lionsgate надеялась, что ребут «Судьи Дредда» с Карлом Урбаном в главной роли перезапустит франшизу, но зрители на фильм не пошли: всего $13 млн. сборов в США при бюджете в $50 млн. Как скажут многие критики, зрители пропустили один из самых ярких 3D-боевиков десятилетия.

Бойцовский клуб / Fight Club (1999)

«Бойцовский клуб» по праву считается знаковым фильмом в карьерах Дэвида Финчера и Брэда Питта, но в момент его выхода все было не так. Как известно, между Финчером и студией Fox были серьезные разногласия относительно того, как продвигать этот смелый психологический триллер. Идея режиссера состояла в том, чтобы сделать рекламную кампанию, что называется, «в лоб» и рассчитывать на сарафанное радио, но в Fox предпочли не рисковать и продавали фильм как обычный большой студийный проект с кинозвездами, сделав акцент на драки и показывая ролики во время соревнований по рестлингу. Такой маркетинг не сработал, и «Бойцовский клуб» стал печально известным провалом, в премьерный уикенд собрав только $11 млн. (и $37 млн. в США всего) — при бюджете в $65 млн.

Фонтан / The Fountain (2006)

Изначально «Фонтан» задумывался как $70-миллионный эпик с Брэдом Питтом и Кейт Бланшетт, но даже после уменьшения бюджета вдвое и с Хью Джекманом и Рейчел Вайс в главных ролях фильм не окупился в прокате. Амбициозная романтическая драма режиссера заработала в США только $10 млн., а еще половину этой суммы — в международном прокате. «Фонтан», общие сборы которого составили $16 млн., является самым значительным коммерческим провалом в карьере Аронофски. Фильм не то чтобы пользовался успехом у критиков, но с течением времени поклонников у него только прибавляется.

Грайндхаус / Grindhouse (2007)

Квентин Тарантино является одним из самых «надежных» режиссеров, когда речь идет о привлечении в кинотеатры взрослой аудитории, но даже он не застрахован от кассовых провалов. «Грайндхаус», созданный в сотрудничестве с Робертом Родригесом, стоил почти $67 млн., но в мире собрал всего $25 млн. С этим 190-минутным проектом у компании Dimension Films всегда были связаны большие риски, так как, по сути, он представлял собой два отдельных фильма (один из которых был снят Тарантино, другой — Родригесом), выпущенных совместно. Олдскульный налет релиза стал недостаточным поводом для привлечения зрителей, хотя сами фильмы («Планета страха» и «Доказательство смерти») получили хорошие отзывы критиков.

Хранитель времени / Hugo (2011)

«Хьюго», редкий заход Мартина Скорсезе на территорию семейного кино, был отмечен успехом у критиков и 11 номинациями на «Оскар», но медитативному детскому 3D-фильму Paramount непросто было окупить $170-миллионный бюджет. Сборы в $73 млн. в США и $185 млн. в мировом прокате могли бы впечатлить, если бы не бюджет, раздутый из-за желания Скорсезе рассказать относительно камерную историю с помощью трехмерных визуальных эффектов. Критики высоко оценили старания Скорсезе, но в финансовом отношении студии Paramount было похвастаться нечем.

Мастер / The Master (2012)

«Мастер» Пола Томаса Андерсона — одно из главных достижений текущего кинодесятилетия. Кроме того, трое актеров — Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман и Эми Адамс — получили номинации на «Оскар». Проект Weinstein Company отлично стартовал в ограниченном прокате, быстро нарастил количество сеансов по всей стране, но в широком прокате его затмили осенние студийные релизы. Историческая драма при бюджете в $32 млн. собрала в США всего $16 млн., а во всем мире — $28,3 млн.

Врожденный порок / Inherent Vice (2014)

За одним кассовым провалом Андерсона в 2012 году сразу же последовал другой — детективная комедия «Врожденный порок» 2014 года, снова с Хоакином Фениксом. Фильм полюбили критики, но не зрители: во всем мире он собрал чуть менее $15 млн. при производственном бюджете в $20 млн.

Стальной гигант / The Iron Giant (1999)

Любой список лучших анимационных фильмов почти наверняка включает в себя «Стального гиганта» Брэда Берда, но фильму потребовалось некоторое время, чтобы добиться широкого признания и стать классикой. В 1999 году же фильм имел статус печально известного провала. Студия Warner Bros. потратила $70 млн. на производство фильма, который едва достиг отметки в $20 млн. в американском прокате. С помощью «Стального гиганта» студия надеялась оказать конкуренцию набирающей мощь компании Pixar и DreamWorks Animation, амбициозному новичку на поле анимационных проектов. Критики приветствовали фильм, но зрителям понадобилось значительно больше времени, чтобы по достоинству его оценить.

Затерянный город Z / The Lost City of Z (2017)

Мифическая приключенческая драма Джеймса Грея «Затерянный город Z» была настоящей авантюрой для Amazon Studios, которая потратила около $30 млн. на создание фильма и выпустила его на большие экраны при поддержке компании Bleecker Street. Несмотря на прекрасную прессу и похвалы актерам Чарли Ханнэму, Роберту Паттинсону и Сиенне Миллер, «Затерянному городу» не удалось преодолеть отметку в $20 млн. в мировом прокате. В США же фильм заработал всего $8 млн. Будь это другой инди-фильм, цифры выглядели бы не столь жалко, но бюджет для подобного релиза был слишком большим.

мама! / mother! (2017)

Paramount потратила $30 млн. на производство «мамы!» — неоднозначной и аллегоричной драмы Даррена Аронофски с Дженнифер Лоуренс в роли женщины, в чей дом заявляются незваные гости. Фильм полон графического насилия, а дезориентирующая режиссура не добавила привлекательности для широкой аудитории, несмотря на жанровую принадлежность. Даже участие Лоуренс, лауреатки «Оскара», не смогло обеспечить кассу, которая не превысила $18 млн. в прокате США.

Малхолланд Драйв / Mulholland Drive (2001)

«Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, названный BBC Culture лучшим фильмом XXI века, не смог окупиться в прокате. Фильм собрал $7 млн. в США, а стоил $15 млн. Любая студия, которая выделяет Линчу более $10 млн. на реализацию очередной его гениальной задумки, заслуживает похвалы, даже если фильм и не привлек столько зрителей, сколько заслуживал. Тем не менее, «Малхолланд Драйв» регулярно фигурирует во всевозможных списках лучших фильмов всех времен.

Выживут только любовники / Only Lovers Left Alive (2014)

Даже вампирская тематика не смогла повысить сборы фильма Джима Джармуша с Тильдой Суинтон с Томом Хиддлстоном. Хотя критики фильм хвалили — многие называли «Любовников» в числе лучших в 2014 году, — кинотеатральная публика США почти проигнорировала его. При бюджете в $7 млн. он заработал менее $2 млн. в американском прокате. Кстати, этим летом Джармуш был более удачен: его новый жанровый проект «Мертвые не умирают» собрал уже более $6 млн.

Поп-звезда: не переставай, не останавливайся / Popstar: Never Stop Never Stopping (2016)

Студия Universal в лице «Поп-звезды» ожидала получить кассовую комедию: еще бы, музыкальное мокьюментари от The Lonely Island. Многие критики назвали фильм одной из самых недооцененных комедий десятилетия. Студия потратила $20 млн. на картину, в котором Энди Сэмберг играет роль начинающего музыканта. Зрители в основном проигнорировали комедию, которая не смогла преодолеть отметку в $10 млн. в бокс-офисе.

Скотт Пилигрим против всех / Scott Pilgrim vs the World (2010)

Адаптация культовой серии комиксов «Скотт Пилигрим» от Эдгара Райта стала большой финансовой неудачей для Universal Pictures. При производственном бюджете в $60 млн. комедия с Майклом Сера провалилась в прокате: $30 млн. в США и менее $50 млн. во всем мире. И хотя фильм в итоге стал фаворитом критиков и запустил карьеры Бри Ларсон и Мэри Элизабет Уинстед, ударной режиссуры Райта было недостаточно, чтобы сделать «Скотта Пилигрима» хитом проката.

Братья Систерс / The Sisters Brothers (2018)

Несмотря на шумиху после Венецианского кинофестиваля (где фильм наградили за режиссуру) и звездный актерский состав в лице Джейка Джилленхола, Хоакина Феникса и Джона Си Райли, «Братья Систерс» Жака Одияра стали большим провалом для компании Annapurna. Производство обошлось в $38 млн., а фильм собрал катастрофические $3 млн. в Северной Америке и $6 млн. за рубежом. Современные зрители продолжают игнорировать жанр вестерна.

Стив Джобс / Steve Jobs (2015)

Несмотря на отличные рецензии и номинации на «Оскар» у Майкла Фассбендера и Кейт Уинслет, «Стив Джобс» Дэнни Бойла не смог привлечь зрителей. Биографическая драма о соучредителе Apple, написанная Аароном Соркиным, собрала всего $17 млн. в США и $34 млн. во всем мире. Студия Universal вложила в фильм $30 млн. Но все же многие критики высоко оценили амбициозный сценарий Соркина, который рассказал историю жизни Джобса, сосредоточившись на закулисной драме трех знаковых презентаций компании Apple.

Пекло / Sunshine (2007)

Амбициозные научно-фантастические фильмы часто сложнее всего продать. С «Пеклом», ослепительным триллером о группе астронавтов, призванных вернуть к жизни угасающее солнце, Дэнни Бойл провалился с размахом. Релиз Fox Searchlight стоил $40 млн., а собрал в американском прокате чуть более $3 млн. В международном прокате дела обстояли лучше — $28 млн., но этого по-прежнему было недостаточно, чтобы студия получила хоть какую-то прибыль.

Побудь в моей шкуре / Under the Skin (2014)

Выпустить фильм, столь же сложный и экспериментальный, как «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера, — задача нелегкая, поэтому мы не будет ругать компанию A24 за этот провал. Стоившая всего $13 млн., эта драма со Скарлетт Йоханссон в главной роли собрала только $2,6 млн. в США и $7 млн. во всем мире. Многие надеялись, что фильму поможет отличная пресса, но он оказался слишком сложным для широкой публики.

Воин / Warrior (2011)

«Воин» Гэвина О’Коннора — одна из самых эмоциональных спортивных драм десятилетия, в основном благодаря потрясающей игре Тома Харди, Джоэла Эдгертона и Ника Нолта. Релиз Lionsgate, стоивший $25 млн., пользовался поддержкой прессы и даже заработал номинацию на «Оскар» (Нолти — мужская роль второго плана), но слишком ранняя дата релиза (сентябрь) сработала против фильма, и он заработал всего $13 млн.

Оригинал статьи — на IndieWire

Перевод Александры Веселовой специально для ИНОЕКИНО

Бойцовский клуб / Fight Club
США, Германия. 1999

Режиссер: Дэвид Финчер
В главных ролях: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонэм Картер, Мит Лоаф, Джаред Лето
Сценарий: Джим Улс по одноименному роману Чака Паланика
Хронометраж: 139 минута

Ссылка на основную публикацию