Чем занимается Конституционный Суд РФ: обязанности, права, история создания

Создание Конституционного Суда РФ

Исторические условия возникновения Конституционного Суда РФ

В начале 90-х годов на месте Союза ССР было образовано СНГ.

Начался “парад суверенитетов” и назрела необходимость в защите Конституции. Россия стала развиваться как независимое государство, которое самостоятельно продолжило проведение реформ, в том числе в области конституционного контроля. Это было закономерным процессом, который проходил в условиях острейшей политической борьбы на фоне глубокого кризиса Чудаков М.Ф. Конституционный процесс как элемент процесса развития государства и права отдельной страны//Конституционное и муниципальное право, 2009. № 6. – С. 2. . Шульженко Ю.Л. отмечает, что наиболее острой была проблема разрешения возникших противоречий между законодательной и исполнительной властями, напрямую связанная с процессом формирования института конституционного контроля Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России.М., 2005. – С. 102. .

Однозначно было ясно, что необходимо создать орган конституционного контроля (конституционный суд). По этому поводу 15 декабря 1990 года в Конституцию РСФСР были включены положения о создании Конституционного суда. 12 июля 1991 года был принят первый Закон РСФСР “О Конституционном суде РСФСР” Закон РСФСР от 12. 07.1991 г. “О Конституционном суде РСФСР”// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 30., а 30 октября 1991 года пятый Съезд народных депутатов РСФСР избрал первых 13 членов Конституционного Суда.

Данный Закон определял Конституционный суд как орган судебной власти, высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства (ст.1 ч.1.). Это был специализированный орган судебного конституционного контроля. Он был создан в целях охраны суверенитетов народов РСФСР, защиты конституционного строя РСФСР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией РСФСР, поддержание верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР на всей территории Российской Федерации (ст.2 ч.1). Закон определил численный состав Конституционного Суда в количестве 15 судей, которые избирались Съездом народных депутатов РСФСР путем тайного голосования, большинством голосов.

Конституционный Суд по закону 1991 года был создан как орган со всеми необходимыми полномочиями для защиты Конституции. Конституционные основы деятельности Суда постепенно расширялись. Были приняты Закон РФ: от 21.04.1992 г. “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР” Закон РФ от 21. 04.1992 г. “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР”// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 20. . Он расширил компетенцию Конституционного Суда за счет полномочий разрешать дела о конституционности политических партий и иных общественных объединений, споры о компетенции между государственными органами; Закон РФ от 9.12.1992 г. “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РФ – России”, по которому Верховный Совет на основании заключения Конституционного Суда мог отменять не только указы Президента, но и его распоряжения Закон РФ от 9. 12.1992 г. “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РФ – России”// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №2. .

Этот Конституционный Суд просуществовал до 7 октября 1993 года и принял ряд важных решений. Всего им было принято 30 актов, 24 из которых стали результатами рассмотрения конкретных дел. Он провел значительную работу в сфере конституционного контроля, особенно скрупулезно проверяя конституционность правоприменительной практики.

В сложившейся политической ситуации (противостояние законодательной и исполнительной властей) Конституционный Суд был вовлечен в политическую борьбу. С позиций права он постепенно перешёл в политическую сферу, все, более превращаясь “из органа правосудия в орган политики” Топорнин Б. Конституционный Суд РФ – эффективный фактор развития права // Российская юстиция. 2001. № 10. – С. 35..

В конечном итоге это привело к тому, что 7 октября 1993 года был принят Указ Президента РФ №1612 “О Конституционном Суде РФ”, который практически приостановил активную деятельность суда Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов. М.: Закон и Право. 2007. – С. 117. . А указом от 24.12.1993 года Закон “О Конституционном Суде” 1991 года был признан недействующим Указ Президента РФ от 24. 12.1993 г. № 2288 “О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации”// Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52 // “Российская газета”, N 8, 14.01.1994, N 11, 19.01.1994 // СПС Консультант Плюс.

Действовавшая тогда Конституция РСФСР не предусматривала права Президента на приостановление деятельности Конституционного Суда. Статья 121 п.6 напротив, говорила, что “полномочия Президента РФ не могут быть использованы для роспуска, либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти” Бойков А.Д. Третья власть в России. М. 2007. – С. 98. . Деятельность Конституционного Суда была прервана.

Принятая в декабре 1993 года новая Конституция РФ внесла изменения в систему организации и деятельности конституционного контроля. Началась разработка нового закона о Конституционном Суде, который был подписан Президентом 21 июля 1994 года.

Это был первый в истории России федеральный конституционный Закон, в котором был учтен опыт работы прежнего Конституционного Суда и устранены многие недостатки прежнего закона.

В настоящее время организация и деятельность Конституционного Суда регулируется Конституцией 1993 года, вышеназванным законом и рядом правовых актов парламента, внутренняя деятельность осуществляется в соответствии с Регламентом Конституционного Суда.

Сразу после принятия Закона Совет Федерации начал назначать недостающих судей. Этот процесс растянулся до февраля 1995 года, после чего, наконец, Конституционный Суд смог приступить к исполнению своих обязанностей.

История создания Конституционного Суда РФ

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Создание в России Конституционного Суда явилось не только важным, но и абсолютно необходимым новым шагом вперед в развитии ее конституционного строя. Царская Россия, почти не знавшая конституции, не имела и не могла иметь подобного органа. В СССР было две попытки его создания. В 1923 г. ограниченные функции конституционного надзора были возложены на Верховный Суд СССР. Но он не был независимым органом, а состоял “при Центральном Исполнительном Комитете Союза ССР”, не имел права осуществлять надзор за конституционностью актов высших органов власти, включая Правительство СССР, не выносил окончательных решений, а только вносил свои заключения и представления в органы государственной власти СССР и союзных республик по поводу нарушений и Конституции СССР, и законов. Защите прав граждан уделялось недостаточно внимания. В 1929 г. и этот весьма ограниченный судебный надзор за законностью был упразднен, ибо не укладывался в систему крепнувшей тоталитарной власти.

Идея создания полноправного и независимого судебного конституционного контроля неоднократно выдвигалась впоследствии, особенно в 60 – 80-е годы. Вторая попытка его создания была предпринята в 1988 г. Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21–23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно С.С. Алексеева и Б.М. Лазарева. Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету. 26 апреля 1990 года Верховный Совет избрал 19 членов ККН.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

ККН мог, установив несоответствие, рекомендовать издавшим или подготовившим соответствующие акты органам устранить его, а в случае отказа – переносить вопрос об исправлении или отмене таких актов в Верховный Совет, в Совет Министров или даже на Съезд народных депутатов, за которыми оставалось окончательное решение. Запрещалось какое-либо вмешательство в деятельность ККН. Вскоре ему было предоставлено право принимать окончательные решения по вопросам конституционных прав человека и гражданина.

За время своего существования – с мая 1990 года по декабрь 1991 года – ККН СССР принял 23 решения. Среди них были такие поистине смелые и по сей день актуальные решения, как признание неконституционности разрешительного порядка прописки и неконституционности порядка применения неопубликованных нормативных актов.

ККН мужественно повел себя во время попытки государственного переворота 19 августа 1991 года. Все члены ККН, находившиеся в тот момент в Москве (к сожалению, их было только пятеро) собрались на заседание. Для принятия решения ККН было необходимо как минимум 11 человек, и поэтому решено было, что каждый из них выступит лично и обратится в Верховный Совет СССР. Однако функционирующие в тот период СМИ сократили и исказили позицию членов ККН настолько, что сложилось впечатление, будто ККН почти либо одобряет действия ГКЧП, либо как минимум не возражает против них.

В тот же день родилось несправедливое, но крайне прилипчивое прозвище «Комитет конституционного позора», который потом пришлось долго опровергать членам и аппарату ККН.

Но все же ККН не был полноценным судебным органом и эффективность его деятельности была невысокой. В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов. Закон был утвержден только следующим, Пятым Съездом 12 июля 1991 года и несколько в иной редакции.

29–30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года – первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий – КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.

Принципиальных изменений по сравнению с ранее действующим регулированием деятельности Конституционного Суда всего два: отныне Конституционный Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только нормативные акты и только по запросам или жалобам.

Еще одно изменение, которое вряд ли можно считать принципиальным по сути, но которое существенно повлияло на технологию деятельности Суда – увеличение численности судей с 15 до 19.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде – федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля – опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

С тех пор внутреннюю жизнь КС поколебали лишь два события: начатый в 2000-х Владимиром Путиным второй этап судебно-правовой реформы, в ходе которого неоднократно менялись сроки их полномочий и регламент работы. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. А в марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали быть ограничены определенным сроком. Согласно новым положениям закона судьи исполняют свои полномочия со дня назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста.

Второе событие – переезд в Санкт-Петербург в 2008 году.

Большой блок изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» был принят в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства. В частности, Конституционный Суд получил возможность, при определенных условиях, разрешать дела без проведения слушаний. Это позволило Суду, сократив сроки рассмотрения ряда категорий дел, повысить оперативность и эффективность защиты нарушенных прав и свобод граждан Российской Федерации.

В 2014 году была расширена компетенция Конституционного Суда в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения коллизий между российским законодательством и международными правовыми актами в их интерпретации межгосударственными органами по защите прав и свобод человека. Изменения 2010 и 2014 годов также затронули правовое регулирование ряда процедурных вопросов деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в части реализации права граждан и их объединений на обращение в Суд.

В. С. Мелехин*

Дата добавления: 2014-12-24 ; Просмотров: 3044 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Чем занимается Конституционный Суд РФ: обязанности, права, история создания

Предвестником конституционного судопроизводства было создание Комитета конституционного надзора в СССР. Комитет был образован Съездом народных депутатов СССР и действовал на основании Закона, принятого 3 декабря 1989 года и введенного в действие с 1 января 1990 года Петрухин И.Л Судебная власть Ин-т гос.и пр. РАИ – М.: Проспект: ТК Велби , 2003 г. – С. 321..

Комитет существовал не как орган судебной власти, а как особая структура в системе законодательной власти. Он не имел права признавать антиконституционные законы недействующими и как экспертный, консультативный орган при парламенте должен был направлять свои заключения по поводу проектов нормативных актов, а также действующих законов, принимаемых Съездом народных депутатов СССР, и законов союзных республик на рассмотрение Съезда народных депутатов, который мог утвердить или отклонить заключения Комитета. Самостоятельной юрисдикцией Комитет обладал только в отношении подзаконных нормативных актов, нарушавших основные права и свободы человека, закрепленные в Конституции и в признанных СССР международных документах впервые в истории России был образован принципиально новый конституционно-правовой институт – Конституционный Суд, являющийся судебным органом конституционного контроляПетрухин И.Л Судебная власть Ин-т гос.и пр. РАИ – М.: Проспект: ТК Велби , 2003 г. – С. 322.. Это было поистине революционным политико-правовым актом на фоне зависимого положения судебной власти, во многом декоративно-пропагандистской роли советских Конституций.

Учреждение Конституционного Суда России стало конкретным проявлением стремления, во-первых, к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета Российской Федерации; во-вторых, к последовательной реализации идей правового государства, принципа разделения властей и создания сильной судебной власти; в-третьих, к превращению Конституции в непосредственно действующее право, которому должны неукоснительно следовать органы публичной власти, другие субъекты права и, на которое могли бы прямо опираться граждане, их объединения для защиты своих прав и свобод.

В то же время на первоначальном этапе своей деятельности Конституционный Суд должен был действовать на основе Конституции РСФСР 1978 г., в которую к началу 90-х г.г. было внесено около 300 поправок, приведших к соединению в ней как бы двух форм устройства государства: советской и общедемократической. Такое соединение противоположных конституционных установлений было выражением не социального компромисса или гражданского согласия, что обычно характеризует сущность демократических конституций, а незавершенной острой борьбы различных социально-политических сил за выбор пути дальнейшего развития России. В этих условиях становление конституционного правосудия было непростым делом. Тем не менее, Конституционный Суд в своей деятельности стремился исходить из демократических правовых начал, нашедших отражение в Конституции, и общеправовых принципов Баглай М.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. 5-е изд. – М., Норма, 2006 г. С. 649..

Новый этап в конституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России, принятой всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Она представляет собой правовой фундамент процесса реформирования российского общества, затрагивающего все его сферы – социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и духовную. В Конституции России 1993 г. нашли воплощение многие принципы демократического конституционного строя, конституционализма: народовластие; верховенство права и конституции; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; федерализм; разделение властей; самостоятельность местного самоуправления; признание и защита различных форм собственности; свобода экономической деятельности; судебный конституционный контроль Комментарий к Конституции Российской Федерации. М. Издательство БЕК, 1994. – С.78..

Конституционный Суд в нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Заметим, что сама Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г., ФКЗ «О Конституционном Суде в РФ» был принят 21 июля 1994 г., т.е. практически спустя полгода после Конституции РФ, а ФКЗ «О судебной системе в РФ», к примеру, был принят в 1996 г. 31 декабря (спустя 3 года) после Конституции РФ. Так почему же потребовалось столь скорое принятие именно в форме ФКЗ закона, определяющего правовое положение Конституционного Суда?

Во-первых, сама Конституция РФ предусматривает, что деятельность Конституционного Суда должна регулироваться именно Федеральным конституционным законом, а не просто федеральным законом. Напомним, что для принятия или внесения изменения в любой ФКЗ необходимо получить его одобрение не менее, чем 2/3 от голосов Федерального собрания РФ, в которое входят Государственная Дума РФ и Совет Федерации (нижняя и верхняя палаты парламента). Таким образом, принятие именно в форме ФКЗ акта, регулирующего деятельность (правовой статус Конституционного Суда РФ), объясняется тем, что такую форму законодательного акта очень трудно изменить, что придает законодательную стабильность основных положений деятельности Конституционного Суда РФ.

Во-вторых, причина такого скорейшего принятия ФКЗ «О Конституционном Суде в РФ» заключается в той политической ситуации, которая существовала в стране на тот период времени.

Россия, проводя демократические преобразования, стала первой на территории СССР страной, учредившей в декабре 1990 г. специализированный орган судебного конституционного контроля, внеся изменения в ст. 119 Конституции РСФСР (ВВС РСФСР. 1990. N 29. Ст. 395). 12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» (ВВС РСФСР. 1991. N 30. Ст. 1017), в октябре 1991 г. избран его первый состав.

В период с 1992 г. до 1993 г. деятельность Конституционного Суда РФ внесла значительный вклад в становление конституционного правосудия в нашей стране, хотя реакция общественности была неоднозначна. Учитывая ситуацию острой конфронтации между органами законодательной и исполнительной власти, Конституционный Суд РФ оказался вовлеченным в водоворот политических страстей. Все эти факторы привели к приостановлению деятельности Конституционного Суда РФ осенью 1993 г Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному Конституционному Закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» – М., «ЮрИНФОРМ», 2007. С. 15..

В процессе подготовки проекта новой Конституции обсуждались иные организационно-правовые формы осуществления конституционного правосудия, например возможность создания конституционной коллегии в составе Верховного Суда РФ, возложение конституционно-контрольной функции на Верховный Суд РФ в целом (такая модель действует в США); возможность образования Высшего судебного присутствия как своеобразной надстройки над Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами. Последний пример является абсолютным нововведением в мировой практике. Некоторые из внесенных предложений, которые бы вели к понижению значения Конституционного Суда РФ и передаче его функций каким-другим структурам, объяснялись реакцией общественности на политические обстоятельства, предшествующие этому периоду.

Конституция России 1993 г. сохранила Конституционный Суд как самостоятельный институт власти, хотя и внесла изменения в его компетенцию. Однако на момент вынесения Конституции РФ на всенародное голосование между авторами – составителями проекта не было единого мнения по поводу точной характеристики Конституционного Суда. Этот пробел в Конституции восполнил ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», который на основе ст. 128 Конституции РФ установил полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607).

Статья 165 Конституции, которая действовала ранее, давала Конституционному Суду чрезвычайно широкую характеристику. Она характеризовала его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя. Статья 1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает более четкое определение Конституционного Суда РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда РФ: правовой статус – судебный орган, функция – осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности – самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности – конституционное судопроизводствоМазуров А.В. Комментарий к Федеральному Конституционному Закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» – М., «ЮрИНФОРМ», 2007. С. 19..

Таким образом, Конституция РФ дала Конституционному Суду РФ особые полномочия, которые значительно отличают его от других судебных органов власти, более подробно мы поговорим об этом при рассмотрении ст. 3 комментируемого Федерального конституционного закона.

Являясь специальным органом судебной власти, Конституционный Суд РФ, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции РФ и баланса властей, выступает еще и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его двуединая правовая природа. По сравнению с предшествующим законом о Конституционном Суде и действовавшей ранее Конституцией комментируемый ФКЗ не использует термин “высший” при определении Конституционного Суда.

И он действительно не является высшим органом в том понимании, что он не возглавляет какую-либо систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ и не является для судебной системы надзорной, кассационной либо апелляционной инстанцией.

Однако не следует упускать из вида и то обстоятельство, что Конституционный Суд РФ все же можно назвать высшим органом в том смысле, что он занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в стране, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только Конституцией РФ как вершиной правовой системы и ФКЗ «О Конституционном Суде». В силу такого особого статуса Конституционного Суда из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ определена непосредственно и развернуто в Конституции РФ Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному Конституционному Закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» – М., «ЮрИНФОРМ», 2007. С. 20..

Конституционное судопроизводство – это процессуальная форма деятельности конституционных судов, которые применяют и интерпретируют конституционные нормы и решают различные юридические дела, относящиеся к их компетенции. Результат конституционного судопроизводства – устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта либо договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции РФ. Конституционное судопроизводство – это регламентированная ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и законодательными актами субъектов РФ о конституционных (уставных) судах деятельность конституционных судов по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим судам правомочиями.

Закрепление в Конституции России принципа ее высшей юридической силы и прямого действия (ч. 1 ст. 15), что сделано впервые, его конкретизация в признании прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46) Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации // Отв. ред. В.В.Лазарев – М., «Экспо», 2003. С. 96. создало необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции из декларативного документа в непосредственно действующее право. Признание верховенства, высшей юридической силы и прямого действия Конституции означает, прежде всего, что государство считает себя связанным конституцией, правом, подчиняется им. Это означает также, что каждый субъект права – государственный, общественный орган, организация, должностное лицо, гражданин – должен сверять свои юридически значимые действия, прежде всего с Конституцией. Указанные принципы приобретают особый смысл в федеративном государстве: как федеральные законы, конкретизирующие конституционные положения, так и конституции (уставы), законы, иные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции. Конституция является реальным правовым основанием для отмены актов и пресечения действий, которые ей противоречат.

Конституционный Суд – не единственная составляющая механизма правовой защиты Конституции. Ответственность за ее соблюдение и охрану лежит на всех органах публичной власти и должностных лицах. Гарантом Конституции Российской Федерации является Президент Российской Федерации (ст. 80, ч. 2, Конституции Российской Федерации). В конституционном контроле участвуют (должны участвовать) Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы субъектов Федерации, судебные, прокурорские и иные органы федерального и регионального уровня в пределах своей компетенции. Вместе с тем конституционный контроль для большинства из них не основная, а дополнительная функция, нормотворческая же деятельность государственных органов является в свою очередь объектом специального конституционного контроля – судебного. Поэтому именно судебный конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом России, конституционными (уставными) судами субъектов Федерации, призван занять ведущее место в правовой защите Конституции Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации // Отв. ред. В.В.Лазарев – М., «Экспо», 2003. С. 90..

Конституционный суд российской федерации

Конституционный суд Российской Федерации (краткое обозначение – КС РФ) – основной судебный орган Российской Федерации, осуществляющий контроль соблюдения Конституции страны. Его особенность – независимое и самостоятельное осуществление судебной власти через организацию конституционного производства в судебной сфере.

Конституционный суд Российской Федерации: краткая история появления

Идея создания КС РФ принадлежит Михаилу Горбачеву. Ему пришла идея сформировать особый государственный орган, задачей которого был бы реальный контроль соблюдения и выполнения всех законов страны., а также их конституционности. При этом Горбачев настаивал на создании специального Комитета конституционного надзора СССР (ныне – КС РФ).

Реализовать идею получилось лишь в начале декабря 1988 года. В первый день зимы в статье 125 Конституции Советского Союза появились первые изменения и дополнения, касающиеся нового контролирующего органа. В документе было прописано, что в Комитете конституционного надзора будет работать целая группа политологов и юристов в количестве 23 человек. Кроме этого, в составе ККН СССР входили представители каждой союзной республики. Все 23 члена Комитета избирались Съездом народных депутатов Советского союза.

В конце 1989 года прошел 2-ой Съезд народных депутатов. Именно на нем был принят соответствующий закон, согласного которого создавался Конституционный надзор СССР. Сразу же были выбраны председатель и его заместитель. Ими стали Алексеев Сергей и Лазарев Борис соответственно. Другие члены ККН должны были быть избраны Верховным Советом.

В задачи ККН СССР входила проверка на конституционность всех актов Генпрокурора Советского Союза, законопроектов и законов. Кроме этого, Комитет имел возможность проверить акты Главного государственного арбитра и прочие нормативные акты, принимаемые в стране.

В конце 1991 года ККН СССР перестал существовать в качестве образования. При этом завершение деятельности было оформлено по собственной инициативе участников.

За период работы с весны 1990 года по конец 1991 года Комитет по конституционному надзору принял более двух десятков решений, среди которых наиболее популярное – о порядке применения неопубликованных актов и порядка прописки.

15 декабря 1990 года появились первые упоминания о структуре с новым названием – Конституционный Суд. В это же время был внесена поправка об особенностях формирования КС РФ, которая сразу была одобрена на втором съезде депутатов РСФСР. Собственно, с этого дня члены конституционного суда избирались непосредственно представителями съезда РФ, а деятельность структуры прописывалась в отдельном законопроекте.

12 июля 1991 года удалось утвердить новый закон о КС РФ на пятом съезде народных депутатов, и уже в конце октября этого же года было проведено первое совещание членов вновь образованной структуры. А еще через несколько месяцев (14 января) – первое заседание. Сразу же КС РФ рассмотрел конституционность указа Президента в отношении образования Министерств внутренних дел и безопасности. При этом планировалось объединить два органа в один. В свою очередь, КС РФ признал это решение таким, которое противоречит Конституции страны.

Уже в начале1993 года КС РФ был распущен.

12 декабря 1993 году – день создания новой Конституции РФ.

Летом 1994 года принят обновленный закон о КС РФ, а в 1995 году полностью закончилась комплектация суда.

Конституционный суд Российской Федерации: нюансы структуры, решение, полномочия

В период ведения своей деятельности КС РФ целиком и полностью ориентируется на защиту основных свобод и прав гражданина РФ. При этом к полномочиям органа относится :

1. Принятие решений по вопросам, касающимся соответствия Конституции страны:

– конституций каждой отдельно взятой республики, нормативных актов, законов, органов государственной власти и так далее;

– международных договоров РФ, которые еще не успели вступить в силу;

– ФЗ и нормативных актов Президента страны. Кроме этого, поддаются проверке акты Государственной думы, СФ РФ, Правительства страны.

2. Нюансы толкования Конституции Российской Федерации.

3. Рассмотрение жалоб в отношении конституционных свобод и прав каждого отдельно взятого гражданина или группы лиц. Кроме этого, по запросам суда может проверяться соответствие Конституции того или иного закона, на который будут ссылаться участники в определенном процессе.

4. Передача законодательных инициатив в сфере своих полномочий и ведения.

5. Предоставление заключений о выполнении порядка выдвижения Президенту страны обвинений в госизмене или совершении тяжелого преступления.

6. Осуществление других задач, которые возложены на него Конституцией РФ.

Особенности структуры и работы КС РФ заключается в следующем :

1. В сфере компетенции Конституционного суда находятся исключительно вопросы правовой деятельности.

2. В составе Конституционного суда работает 19 судей. Каждого из них назначает на должность СФ РФ. Право предоставления кандидатуры находится в руках Президента.


3. Как и судьи КС РФ назначение Председателя осуществляет Совет Федерации (также, как и в прошлом случае, по предоставлению главы государства). Срок, на который избирается должностное лицо – шесть лет. В качестве кандидатуры выбирается один из представителей Конституционного Суда.

4. Разрешение всех дел КС РФ производится в пределах пленарных заседаний или собраний палат структуры.

5. В составе Конституционного суда есть две палаты, в каждой их которых десять и девять судей. Формирование каждой из палат производится посредством обычной жеребьевки. При этом порядок проведения последней и особенности выбора судей прописаны в регламенте Конституционного суда.

6. Участие в пленарных заседаниях должны принимать все члены КС РФ. В случае проведения заседания одной палаты обязательные участники – судьи, которые входят в ее состав.

7. Председатель КС и его “зам” не могут находиться одновременно в одной палате. При распределении они по умолчанию распределяются в различные «ветви» КС РФ.

8. Полномочия председательства на заседания КС РФ передается по очереди между всеми судьями. При этом порядок такого перехода может быть определен исключительно на заседании палаты.

1. Принимаются при условии проведения открытого голосования. В процессе голосования производится поименный опрос каждого из судей КС. В случае голосования по любому вопросов судья, который является председателем, всегда отдает свой голос последним.

2. Решение КС РФ считается, как принятое, когда за него было проголосовано большинство судей, принимавших участие в процессе. Возможна и другая процедура, если она прописана в Федеральном конституционном законе.

3. Решение о толковании КС РФ должно приниматься большей долей голосов. В частности, обязательное условие – не менее 2/3 голосов голосов судей при исполнении на момент голосования.

4. У судьи КС РФ нет права каким-либо образом уклоняться или воздерживаться от голосования. Он всегда должен отдавать свой голос «за» или «против».

5. В ситуации, когда мнение судей разделились поровну, решение принимается в пользу рассматриваемого Акта. Если же речь идет о компетенции, то для принятия решения необходимо исключительно большинство голосов.

Основные требования к решению КС РФ:

1. Они должны основываться на данных, обработанных и проверенных КС Российской Федерации.

2. КС может выдавать решение по конкретному делу, основываясь на буквальном смысле документа или же с учетом официального толкования.

3. Все заключения и постановления КС РФ должны быть изложены в виде специальных документов, которые указывают мотивы принятия тех или иных законов.

4. КС РФ имеет право давать постановления и заключения исключительно по предмету, который упомянут в обращении. При этом решение должно приниматься с учетом компетенции органа, то есть в отношении акта, касающегося конституционной части. При этом итоговый результат никогда не связывается с доводами и основаниями, которые были изложены в обращении.

В решении КС РФ содержится:

1. Наименование решения. Указывается дата и место, где оно было принято.
2. Состав КС РФ, который участвовал в принятии решения.
3. Данные о сторонах спора.
4. Рассматриваемый вопрос, поводы к его изучению.
5. Нормы Конституции России, по которым КС РФ может рассматривать вопрос и принимать по нему решение.
6. Требование, которое имело место в обращении.
7. Обстоятельства, установленные судом.
8. Позиции конституционного закона, а также Конституции РФ, на которые опирался КС РФ.
9. Пояснения к принятому решению. Если это необходимо, то могут приводиться пояснения, опровергающие позицию сторон.
10. Решение.

Что такое Конституционный Суд РФ и каковы принципы его работы?

23 июля 1994 года был опубликован новый закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». В чём суть этого документа, а также что такое Координационный Суд и чем он занимается, объясняет АиФ.ru.

Как появился Конституционный Суд РФ?

Идея создания специализированного органа — Комитета конституционного надзора СССР (ККН), который нёс ответственность за соблюдение основного закона страны, принадлежит Михаилу Горбачёву. Она была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР внесли изменения и дополнения. Так, в частности, они устанавливали, что:

  • ККН СССР будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов — юристов и политологов,
  • в состав ККН СССР будут входить представители от каждой из 15 союзных республик,
  • избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21 – 23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя. Документ должен был проверять конституционность не только законов СССР, но также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и ещё ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил своё существование в связи с распадом СССР.

Закон о Конституционном Суде РФ был утверждён V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года. 30 октября того же года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года — первое заседание.

22 сентября 1993 года Конституционный Суд принял решение, повлекшее за собой значительные последствия для страны: КС признал противоречащим Конституции указ президента Бориса Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов.

По сути, это служило основанием для отрешения Ельцина от должности или приведения в действие иных механизмов для привлечения его к ответственности. Однако фактически Ельцин продолжал осуществлять полномочия президента России. В результате 3 – 4 октября 1993 года произошёл разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации (также известный как расстрел Белого Дома). После этого Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Согласно 125 Статье документа, суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе, с этого момента он проверяет только нормативные акты и исключительно по запросам или жалобам. Также увеличилось количество судей с 15 до 19.

24 июня 1994 года, основываясь на новой статье Конституции, Государственная дума приняла новый федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан президентом РФ, а 23 июля — опубликован. В феврале 1995 года суд был полностью укомплектован.

Что делает Конституционный Суд РФ?

В функции КС входит:

  • проверка соответствия Конституции РФ федеральных законов, конституций и уставов субъектов федерации, договоров между органами государственной власти федерации и её субъектов, а также международных договоров РФ (ещё не вступивших в силу). Так, если при рассмотрении дела суд любой инстанции решит, что закон не соответствует Конституции, он обращается в Конституционный Суд РФ;
  • разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти и субъектами РФ;
  • толкование действующей Конституции по запросу президента, Государственной думы, правительства, Совета Федерации и органов законодательной власти субъектов РФ;
  • участие в процедуре отрешения от должности президента — импичменте.

Кто входит в состав Конституционный Суд РФ?

Кандидат на должность председателя КС и его заместители назначаются сроком на шесть лет. Председатель КС с 21 марта 2003 года — Валерий Дмитриевич Зорькин. Заместители председателя КС — Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович.

Судебный орган состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента. Нынешний состав:

  • Арановский Константин Викторович;
  • Гаджиев Гадис Абдуллаевич;
  • Жилин Геннадий Александрович;
  • Князев Сергей Дмитриевич;
  • Мельников Николай Васильевич;
  • Ярославцев Владимир Григорьевич;
  • Бойцов Александр Ильич;
  • Данилов Юрий Михайлович;
  • Казанцев Сергей Михайлович;
  • Кокотов Александр Николаевич;
  • Рудкин Юрий Дмитриевич;
  • Бондарь Николай Семенович;
  • Жаркова Людмила Михайловна;
  • Клеандров Михаил Иванович;
  • Красавчикова Лариса Октябриевна;
  • Селезнёв Николай Васильевич.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Обязанности конституционного суда

Понятие Конституционного Суда

Конституционным Судом в России принято считать орган судебного конституционного контроля, который осуществляет посредством конституционного судопроизводства судебную власть независимо и самостоятельно.

В ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» определены полномочия, обязанности, порядок деятельности данного органа.

Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает 19 судей, которые составляют рабочий аппарат Конституционного Суда.

Обязанности Конституционного Суда

Все основные обязанности данной инстанции обозначены в статье 125 Конституции РФ:

  • По запросам органов верховной власти, а так же органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации Конституционный Суд развешает вопросы, связанные с противоречиями и несоответствиями в нормативно-правовых актах, международных договорах и соглашениях между различными государственными органами и ведомствами.
  • Разрешает спорные вопросы, которые возникают по поводу компетенций органов государственной власти и их подразделений.
  • Рассматривает вопросы, касающиеся жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан, а так же проверяет конституционность законов по запросов судов низших инстанций.
  • Конституционный Суд обязан дать толкование положениям Конституции РФ, если поступает подобный запрос и от Президента, Правительства и иных органов законодательной власти.
  • Суд данной инстанции обязан дать заключение касательно соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ по запросу Совета Федерации.
  • По запросам уполномоченных органов, Конституционный Суд обязан проверить легитимность проведенного референдума и дать свое заключение по этому поводу.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Помимо перечисленных обязанностей у Конституционного Суда есть обширный круг прав. Например, данный орган может выступать с законодательной инициативой в органах законодательной власти федерального уровня.

Обязанности судьи Конституционного Суда

В рамках судопроизводства, судья Конституционно Суда обязан:

  • добросовестно и беспристрастно исполнять возложенные на него полномочия.
  • участвовать как во всех заседаниях суда данной инстанции, так и, при рассмотрении дела, во всех голосованиях.
  • воздержаться от консультаций по делу заинтересованных сторон по вопросам, которые находятся в компетенции Конституционного Суда РФ. Подобного рока консультации возможны только после вынесения решения.
  • не высказывать свою точку зрения публично по вопросам, которые относятся к текущему делопроизводству до момента вынесения по ним решения.
  • быть объективным и не действовать в интересах одной из заинтересованных сторон.
  • воздержаться от занятия деятельностью и от действий, которые являются несовместимыми с занимаемой им должностью.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Цели и задачи Конституционного Суда

Для понимания назначения данной инстанции необходимо понимание ее целей, которые выражаются в следующем:

  • Первой целью, обозначенной для Конституционного Суда, является защита основ конституционного строя, а так же защита основных прав и свобод.
  • Второй целью данного органа является обеспечение верховенства Конституции и ее прямого действия.

В юридической литературе принято выделять задачи Конституционного Суда, к которым относятся следующие положения:

  • всемерное способствование утверждению законности.
  • укрепление правопорядка в стране.
  • воспитание в гражданах и должностных лицах уважения к Конституции РФ.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию