Таможенный союз: что это такое, как работает

Таможенный союз – это. Определение, участники, правила, требования. Технический регламент Таможенного союза

Межгосударственным соглашением в форме коллективного протекционизма разных стран, предусматривающим единую таможенную территорию, явился Таможенный союз. Это общность, где государства-участники договорились о создании общих межгосударственных органов, которые координируют и согласовывают внешнеторговую политику. Периодически проводятся совещания министров соответствующих ведомств, чья работа целиком и полностью опирается на постоянно функционирующий межгосударственный секретариат. Таможенный союз – это форма интеграции между странами и создание наднациональных органов. И это был очередной шаг по пути интеграции в более продвинутую форму от уже существовавшей зоны свободной торговли. В 2015 году на базе Таможенного союза начала свою работу новая организация – Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Примеры

В девятнадцатом веке был создан Германский таможенный союз, где немецкие государства согласились отменить между своими странами таможенные преграды, а пошлины шли в общую кассу, где их распределяли между странами-участницами по числу жителей. Вероятно, Германский таможенный союз – это первая генеральная репетиция создания Таможенного Европейского союза, который функционирует сейчас. Евразийский экономический союз тоже объединил усилия на проблему интеграции территорий сообщества. Это слияние межгосударственных форм торговли и экономики между Россией, Беларусью, Казахстаном. В основном именно об этом союзе будет идти речь в данной статье. Помимо перечисленных, существовали в разное время таможенные союзы Южно-африканский, Восточно-африканский (как сообщество), Меркосур, Андское сообщество и некоторые другие.

В октябре 2006 года в Душанбе (Таджикистан) был подписан договор о торговой интеграции между Казахстаном, Белоруссией и Россией и выработан технический регламент Таможенного союза. Целью такой организации явилось создание единой таможенной территории, в которой состоят несколько государств. Правила Таможенного союза отменяли пошлины на реализуемую продукцию. В то же время этот шаг позволял защитить собственные рынки от лишнего импорта, сглаживал все неровности торгово-экономической сферы. В пределах стран-участниц созданы единые требования Таможенного союза и единый для всех таможенный тариф. Тем же предписанием регулировались торговые отношения с остальными странами, не входящими в Таможенный союз. Это было необходимо.

История

Тот же договор 2007 года утвердил не только технический регламент Таможенного союза, но и Комиссию – его единый регулирующий орган. В 2012 году действие регламента было завершено, и на смену ему пришла организация ещё более властная, у которой полномочий было больше на порядок, а также значительно увеличен и её штатный состав. Это ЕЭК – Евразийская экономическая комиссия. Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация составили образование на основании Евразийского экономического сообщества. Единая структура технического регулирования была просто необходима. Именно Комиссия выработала единый реестр Таможенного союза, утвердила его правила. Она же обладает прерогативой выработки технических регламентов.

Единый реестр касается органов сертификации ТС и его испытательных лабораторий. Это перечень субъектов, выдающих сертификаты, гарантирующие безопасность данного продукта. Нигде подтверждать такой документ не нужно на территории стран ТС. Комиссия ТС – координатор всех действий и всех усилий стран-участниц по техническому урегулированию, под чьим контролем находится вся деятельность Таможенного союза. Национальные технические регламенты перестали действовать с момента создания Комиссии и выработки ею единых регламентов ТС. Участники Таможенного союза согласились, что единая таможенная территория, где таможенные пошлины не применяются и отсутствуют экономические ограничения, может иметь исключения – это специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Структура

На всей территории государств-участников применяются единые меры регулирования: таможенный тариф внутри ТС и правила торговли с иными странами. Контролируется соблюдение правил Межгосударственным советом, который есть высший орган ТС и куда входят главы правительств и главы государств всех стран ТС. На 2007 год это были президент РФ Д. Медведев и глава правительства РФ В. Путин, президент РБ А. Лукашенко и премьер-министр РБ С. Сидорский, президент Казахстана Н. Назарбаев и премьер-министр К. Масимов. С 2008 года высшим органом ТС стал Межгоссовет ЕврАзЭС (ВОТС) на уровне только глав государств стран-участниц.

Обеспечивал условия работы и развития ТС единственный регулирующий орган – Комиссия ТС, чьи решения обязательны и на национальном уровне никаких подтверждений не требуют. Государства Таможенного союза разделили влияние на решение всех поднимающихся вопросов таким образом: Россия имеет в Комиссии пятьдесят семь голосов, а Казахстан и Белоруссия – по двадцати одному голосу. Все решения принимаются, если собрано две трети голосов. В 2009 году ответственным секретарём Комиссии ТС был утверждён С. Глазьев. Если между странами-участницами возникают споры, то их разрешает специальный суд ЕврАзЭС, где можно добиться изменения действий органов ТС и государственной власти объединения.

Деятельность Таможенного союза

В 2009 году высшим органом ТС – Комиссией в совокупности с правительствами сторон был проведён комплекс мероприятий, чтобы завершить формирование договорной и правовой базы ТС. Сюда вошёл и Единый таможенный тариф, и Таможенный кодекс, и статут суда ТС. В ноябре 2009 года было принято решение относительно единого таможенного тарифа среди стран, которые включил в себя Таможенный союз. Таможенные пошлины в торговле между этими странами были отрегулированы, поскольку вступил в силу ЕТТ – Единый таможенный тариф. В 2010 году состоялся саммит, где было подписано заявление о действенности Таможенного кодекса, который начал работать с июля 2010 года. Целый ряд положений Единого таможенного кодекса не имеют правовой аналогии в законодательствах государств-участников ТС.

Например, нет понятия Единой таможенной территории, не оговорены условия относительно таможенного транзита. Также кодексом ТС отменено оформление на таможне и таможенный пограничный контроль всех товаров, которые происходят из территорий стран-участниц ТС, кроме того, это касается и товаров других стран, находящихся в свободном обращении на территории ТС. Кодекс предусматривает требования Таможенного союза – взаимность в признании мер по обеспечению оплаты платежей на всех территориях ТС. Был введён институт экономического оператора – лица, обладающего правом пользования разнообразными упрощениями, которые возможно осуществить при таможенных процедурах.

Торговля

Таможенный союз в сентябре 2010 года ввёл на своих территориях режим, который зачисляет и распределяет таможенные пошлины. Трёхсторонними договорённостями согласовано, что импортные зачисляются на определённый единый счёт, чтобы затем пропорционально распределяться между бюджетами Беларуси, Казахстана и России. Например, в российский бюджет положено поступление 87,97 % общего объёма ввозных пошлин, в белорусский – 4,7 %, а в казахстанский – 7,33 %. В 2011 году таможенными органами был прекращён контроль на всех внутренних границах ТС.

План действий ТС был утверждён тремя государствами-участницами, и соответственно плану таможенные органы России прекратили любые операции относительно транспортных средств и товаров, которые следуют на нашу территорию. Ранее контроль осуществлялся во всех пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации. А российско-белорусская граница в ППУ (пункт принятия уведомлений) прекратила все операции контроля транзита из третьих стран.

Контроль

Регламент Таможенного союза о безопасности 2010 года предусмотрел введение на границе России и Казахстана переходного периода, когда пограничные пункты ещё будут функционировать, осуществляя контроль – как пограничный, так и миграционный, а товары и транспортные средства, которые следуют на территории ТС, ещё осуществляются совместными таможенными службами стран-участниц. Специальные службы трёх стран должны обмениваться всеми сведениями относительно каждой товарной партии, которая оформляется на их территории. В 2010-м власти уже рассчитывали создание единого экономического пространства на всех территориях, поскольку это самый верный шаг на пути к созданию общего рынка.

Таможенный союз постепенно пополняется, причём все страны-участницы продолжают применять помимо единых таможенных тарифов многие другие меры, в том числе и регулирование торговли с третьими странами. Государства, вступившие в ТС: Казахстан и Россия – с 1 июля 2010 года, Республика Беларусь – через пять дней, Армения – 2 января 2015 года, Киргизия – 12 августа 2015 года. Были и кандидаты – уже вступила бы в ТС Сирия, если бы не развязавшаяся на её территории война (впрочем, возможно, одной из причин её развязывания и стало как раз это намерение), а в январе 2015 года своё намерение присоединиться к ТС объявил Тунис.

Некоторые общие сведения

Экспорт товаров сопровождался нулевой ставкой НДС или освобождением от уплаты акцизов (возмещением уже уплаченной суммы), если факт экспорта подтверждён документально. Импорт товаров в Россию из двух других стран-членов ТС сопровождалось НДС и акцизами. Если оказывались услуги или проводились работы на территории России, то налоговую базу, ставки, налоговые льготы и порядок взимания определяли соответственно законодательству РФ.

После 2015 года международные обязательства в рамках ТС и Единого экономического пространства положили следующие ввозные таможенные пошлины: бюджет Российской Федерации получает 85,33 %, бюджет Беларуси – 4,55 %, Казахстана – 7,11 %, Армении – 1,11 % и Киргизии – 1,9 %. Трудовые мигранты – граждане стран-участниц ТС – уже не должны покупать патент для устройства на работу в Российской Федерации, поскольку право на труд они имеют равное с гражданами России.

Значение

Ещё в 2011 году, будучи ответственным секретарём Комиссии ТС, Сергей Глазьев привёл неоспоримые выгоды создания Таможенного союза – и в экономическом, и в геополитическом аспектах. После деградации и распада Советского Союза, после длившегося десятилетиями обнищания экономик и всяческих невзгод, бывшие советские республики начали интегрироваться, и это геополитическое достижение огромнейшего значения, единственно способное дать конкретные выгоды экономике каждого государства.

В 2012 году было проведено интеграционное исследование Евразийским банком развития. Социологический опрос проходил в десяти странах СНГ и дополнительно – в Грузии, где до двух тысяч респондентов приняли участие в каждой из стран. Вопрос был один: отношение к созданию Таможенного союза, который освободил от пошлин торговлю внутри трёх стран (России, Беларуси и Казахстана). Казахи приветствовали Таможенный союз в 80 % случаев, таджики – 76 %, в России положительно отнеслись 72 % респондентов, в Киргизии и Узбекистане – 67 %, в Молдавии – 65 %, в Армении – 61 %, в РБ – 60 %, Азербайджане – 38 %, а в Грузии – 30 %.

Проблемы

Критика в адрес ТС существовала всегда. Чаще всего она сводилась к теме недостаточной проработки условий сертификации товаров и торговли, говорилось также и о навязывании Российской Федерацией странам-соучастницам условий ВТО, хотя они в эту организацию и не вступали. Некоторые эксперты сетовали о несправедливости распределения доходов между участниками. Однако никто из них не смог своими исследованиями доказать, что Таможенный союз – проект не слишком выгодный как для участников, так и для потенциальных его членов. Напротив, огромный ряд дотошно проведённых исследований последовательно и по всем пунктам доказывает то, что ЕАЭС выгоден однозначно всем его членам как по экономическим, так и по идеологическим причинам.

Некоторые эксперты замечают, что идеологическая составляющая перевешивает экономическую, поскольку этот союз – формирование искусственное, а потому жизнеспособным быть не может и существует пока лишь потому, что России это идеологически выгодно, и она участников спонсирует. Однако очень плохо уживаются рядом обвинения в несправедливости разделения доходов и тема спонсирования. Уж либо то, либо это. Судя по экономическим выкладкам, и Беларуси, и Казахстану, и Киргизии, и Армении членство в ЕАЭС выгодно.

Сегодня

Сегодня Евразийский экономический союз работает не менее активно, чем в любой из прошлых моментов существования ТС. Решениями Комиссии обсуждаются всё новые программы развития отношений между странами-участницами. Например, создан и работает консультативный комитет, занимающийся нефтью и газом, который формирует общий рынок газа в границах ЕАЭС. А это едва ли не важнейший приоритет интеграционного сотрудничества, включивший в себя целый комплекс различных мероприятий – технологических, организационных, правовых (всего мероприятий – более тридцати). В 2016 году главы государств России, Киргизии, Казахстана, Беларуси и Армении уже утвердили концепцию работы по формированию общего газового рынка. Остаётся проработать международный договор с едиными правилами доступа к системам газового транспорта, расположенных на территориях этих государств.

Развивается общий рынок автотранспортных услуг, повышается конкурентоспособность международных перевозок, улучшено в значительной мере таможенное регулирование и страхование. Несмотря на то что между странами-участницами внешнеэкономические связи обеспечиваются всеми существующими видами транспорта, доля автомобильного в нём – более 82 процентов от общего объёма грузоперевозок, а пассажирских – 94 процента. И эти проценты ещё растут. Формируется и общий рынок услуг на воздушном транспорте, и эту тему в конце апреля 2017 года подробно обсуждал в Минске консультативный комитет. Подготавливается проект так называемой дорожной карты, что является реализацией основных направлений транспортной политики.

Что такое таможенный союз?

Содержание статьи

  • Что такое таможенный союз?
  • В какие международные организации входит РФ
  • Что такое ТС: классификация и правила регистрации

Таможенный союз подразумевает применение странами-участницами единого таможенного тарифа и прочих мер, призванных регулировать торговлю с третьими странами. В рамках объединения упраздняются таможенные сборы и границы между участниками.

Образование таможенного союза имеет целью повышение экономического уровня в государствах-участниках. Благодаря такому пространству товары беспрепятственно могут передвигаться по всей территории союза с действием универсального контроля. Если факт экспорта подтверждается документально, то акцизы уплачивать не нужно.

История Таможенного союза

Первый таможенный союз появился еще в XIX веке, его участниками были Франция и Монако. В начале ХХ века об аналогичном объединении договорились Швейцария и Княжество Лихтенштейн. В 1960 году образовалась Европейская ассоциация свободной торговли, отменившая таможенные налоги и торговые ограничения между ее членами.

Государства-участники ЕАСТ заключали соглашения, подразумевающие сотрудничество и взаимопомощь по вопросам таможни. В то время были введены единые методы, документы и формы оформления товара. Ассоциация подписывает соглашения по упрощению процедуры оформления на таможне. Благодаря этому ускоряется продвижение грузов, укрепляется экономика мирового рынка.

Принятие Таможенного союза на постсоветском пространстве

Решение об образовании единого Таможенного союза на постсоветском пространстве было принято 6 октября 2007 года Российской Федерацией и Республиками Казахстан и Беларусь.

Однако функционировать таможенная территория стран-участниц начала 1 июля 2010 года в соответствии с прописанным в договоре таможенным кодексом. На границах трех государств было устранено декларирование и таможенное оформление. Более простое перемещение товаров без оформления исключает возникновение издержек. К тому же сокращаются расходы на доставку грузов.

В дальнейшем на таможенной территории образуется Единое экономическое пространство с функционирующим рынком услуг. Помимо торговли, рынок включает в себя услуги из множества других сфер деятельности.

В 2014 и 2015 годах Таможенный союз расширился за счет вступления новых стран – Армении и Киргизии. Появление новых членов организации внесло некоторые важные изменения в геополитику региона. В своем новом составе Таможенный союз позволяет увеличить оборот торговых связей в государствах-участниках.

Состав Таможенного союза и руководящие органы

Участники Таможенного союза на постсоветском пространстве:

  • с 01.07.2010 года Россия и Казахстан.
  • с 06.07.2010 года Беларусь.
  • с 10.10.2014 года Армения.
  • с 08.05.2015 года Киргизия.

Кандидатами на вступление в организацию являются Сирия, Таджикистан, Тунис, вопрос об этом будет рассмотрен в ближайшее время. Расширение Таможенного союза благотворно повлияет на мировой рынок. К тому же введение новых стран за счет расширения позиций откроет экономические перспективы более развитым странам-участницам.

Главным органом управления в ТС является Международный совет глав государств стран-участниц. Была учреждена и специальная комиссия Таможенного союза в качестве постоянно действующего органа регулирования.

В 2009 году руководящие структуры организации провели комплексные мероприятия, позволившие закрепить правовую и договорную основу Таможенного союза.

Решением президентов государств-участников создана экономическая комиссия, выполняющая функции постоянного регулирующего органа наднационального управления. В свою очередь этот орган находится в подчинении у Высшего Евразийского экономического совета.

Преимущества и недостатки Таможенного союза

Для субъектов хозяйствования среди основных плюсов Таможенного союза в сравнении с зоной свободной торговли можно назвать следующее:

  • В границах Таможенного союза существенно сократились расходы по созданию, перемещению и переработке товаров.
  • Возникающие по причине бюрократических процедур затраты времени и финансов заметно сократилось.
  • Количество обязательных таможенных процедур при ввозе товара из третьих стран уменьшилось.
  • Предприятиям стран-участниц открылись новые рынки сбыта товаров.
  • Произошло упрощение таможенного законодательства в связи с его унификацией.

Также стоит отметить, что при экспорте товаров используется нулевая ставка НДС и возмещение уплаченной суммы акцизов при наличии документального подтверждения экспорта.

При импорте товаров на территорию РФ из Беларуси или Казахстана акцизы и НДС взимаются российскими налоговыми структурами.

При оказании услуг на территории РФ ставки, налоговая база, порядок взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь, определил Таможенный союз как очередной шаг к созданию единого экономического пространства, представляющего собой правильную форму экономических отношений между государствами-участниками.

В рамках Таможенного союза от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет стран перечисляется:

  • РФ – 85,33 %,
  • Беларуси – 4,55 %,
  • Киргизии – 1,9 %,
  • Казахстана – 7,11 %,
  • Армении – 1,11 %.

Однако в то же время к недостаткам Таможенного союза относят плохо проработанные условия торговли и процедуры сертифицирования товара. Рядом стран отмечается, что доходы и поступления якобы несправедливо распределяются между членами союза.

Звучало мнение, что Таможенный союз невыгоден участникам как проект и вообще является фантомом, не жизнеспособен как искусственное политическое образование. В частности, Казахстан выступил с претензией об ущемлении своих суверенных прав.

Однако исследования экспертов свидетельствуют, что по ряду причин Таможенный союз в разной степени выгоден его участникам.

Внутренние конфликты

По целому ряду причин в Таможенном союзе назрели внутренние конфликты. Так, в конце 2014 года попал под запрет импорт в Россию мяса из Беларуси порядка 400 тысяч тонн. Российской стороной введены меры, ужесточающие контроль товаров, ввозимых через границу Белоруссии. Причем последнее противоречит упрощенным правилам по движению товаров на территории Таможенного союза.

Наблюдатели отмечают слаженную работу механизма Таможенного союза и механизма реэкспорта в Россию запрещенных европейских товаров. К примеру, импорт морской рыбы из Беларуси, которая не добывает ее сама, увеличился в Россию на 98 %.

Белорусский президент был возмущен подобными запретами и обвинил российские власти в нарушении правил Таможенного союза, а также в пренебрежении международными правами.

Согласно заключениям экспертов, правила договора содержат пункт, по которому в случае наложения каких-либо ограничений по торговле и перевозке товаров со стороны России Беларусь имеет право отказаться соблюдать условия договора.

В результате внутренних противоречий в 2015 году белорусская сторона вернула пограничный контроль на российскую границу, нарушив тем самым условия договора Таможенного союза. Более того, власти республики заявили о возможном отказе от рубля в качестве расчетной валюты и возобновлении расчетов в долларах США. По мнению российских экспертов, в такой ситуации попадает под удар вся региональная интеграция.

Что такое Таможенный Союз и какие страны в него входят?

Как известно, каждая страна защищает свое экономическое пространство, пользуясь для этого различными законодательными инструментами.

Обычной практикой в международной торговле является взимание пошлины – платы за разрешение ввоза на территорию страны импортных товаров, сырья и материалов. Регулируя ставки пошлины, государства могут стимулировать развитие у себя отдельных отраслей, создавая собственным производителям благоприятные условия для развития.

В то же время достаточно распространенной является и практика создания несколькими странами общих таможенных пространств, максимально благоприятствующих развитию и упрочению между ними крепких экономических связей.

История создания Таможенного союза

Впервые речь о создании Таможенного союза между дружественными государствами СНГ зашла еще в 1995 году, когда российский, белорусский и казахский президенты подписали меморандум о создании Таможенного союза, внутри которого действовали бы особые таможенные правила.

Через некоторое время к ним выразили желание присоединиться Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, и в 2001 году возникло ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество, которое, однако, не решало всех поставленных перед странами задач.

Инициаторами создания более тесного экономического сообщества – Таможенного союза (ТС) вновь выступили главы России, Казахстана и Белоруссии, которые в 2006 году заключили договор о формировании ТС. В течение 2009 года были заключены более сорока международных договоров, которые составили правовую базу нового союза государств.

Разработанный совместно Таможенный кодекс вступил в силу в 2010 году, а в 2011 году для товаров, страной происхождения которых являются Россия, Белоруссия и Казахстан, был полностью отменен контроль на таможнях этих стран.

Зачем нужен Таможенный союз?

Согласно заключенным между странами соглашениям все товары, от сырья до высокотехнологичных продуктов, могут беспошлинно и без таможенных проверок пересекать границы стран внутри ТС, если они произведены внутри этих стран. Отсутствие таможенных платежей удешевляет конечную цену любого товара, давая возможность беспрепятственно торговать внутри ТС.

Предприятия Белоруссии и Казахстана получили такой же доступ на российский рынок, как и российские предприятия, а российские товары – соответственно, на рынки этих стран.

Население тоже может беспрепятственно пересекать границы, укрепляя и восстанавливая не только экономические, но и культурные, научные, родственные и другие связи, разорванные в 90-х годах. С точки зрения экономики чем больше пространство беспошлинного доступного рынка, тем выгоднее производство товаров. Поэтому выгоду от ТС получают все входящие в него страны. Не исключено, что в ближайшие годы Союз пополнится несколькими новыми участниками.

Еще одна выгода Таможенного союза – общие правила защиты от некачественных товаров, ввозимых третьими странами, экономического давления и демпинга. Отсутствие таможен на внутренних границах компенсируется общими таможенными правилами для внешних границ Союза.

Другие экономические союзы и соглашения о беспошлинной торговле

Создание таможенных объединений и соглашений является общепринятой в мире практикой. Сегодня в мире существует несколько таких объединений, заключенных как по территориальному, так и по политическому или экономическому принципу.

GCC, или Совет сотрудничества стран Персидского залива, объединяет нефтегазодобывающие арабские страны. Это союз в составе Бахрейна, ОАЭ, Кувейта, Катара, Омана и Саудовской Аравии.

EUCU, или Таможенный союз ЕС, объединяет страны, входящие в ЕС, Турцию и карликовые страны Андорру, Сан-Марино и Монако.

SLU – таможенный союз Лихтенштейна и Швейцарии, двух стран, основным источником дохода которых является банковская деятельность.

САN, или Андское общество, объединило Перу, Боливию, Колумбию и Эквадор – страны, лежащие по обе стороны Анд.

CARICOM, или Карибское сообщество – экономический союз островных стран Карибского бассейна.

MERCOSUR, или Южноамериканский общий рынок – объединение латиноамериканских стран – Венесуэлы, Бразилии, Аргентины, Парагвая и Уругвая.

Несколько союзов с общими таможенными правилами действует на территории Африки.

В 2014 году была подписана дорожная карта по созданию FTAAP, или Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли, куда войдут практически все страны, имеющие выход к побережью Тихого океана, в том числе Россия и США.

Что такое Таможенный союз

Создание Таможенного союза означает появление единого рынка для 182,1 млн поребителей, на котором применяются нормы единого Таможенного кодекса, действуют Единый таможенный тариф, система защитных мер внутреннего рынка, единая система внешнеторгового и таможенного регулирования, единое правовое поле в области технического регулирования, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера.

Таможенный союз — это в первую очередь обеспечение свободы движения товаров. Поэтому на этом этапе ключевыми направлениями интеграционной работы стали таможенное сотрудничество, торговля и техническое регулирование. Главная задача, которая решалась государствами — членами интеграционного проекта на этапе ТС, — это разработка единого правового поля по ключевым направлениям работы и создание условий для начала гармонизации национальных законодательств государств — членов по остальным направлениям деятельности, вынесенным с национального на наднациональный уровень.

Однако процесс создания Таможенного союза начинался с Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, подписанного главами правительств государств в январе 2007 года. В октябре того же года Главы государств подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

ТС формировался последовательно. К 1 января 2010 года были созданы необходимые правовые условия для начала функционирования объединения, когда компетенция внешнеторгового регулирования была передана Комиссии Таможенного союза.

В соответствии с международными договорами с этого момента полномочия Комиссии стали распространяться на:

— изменение ставок ввозных таможенных пошлин;

— ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;

— установление тарифных льгот и тарифных квот;

— определение системы тарифных преференций;

— введение мер нетарифного регулирования.

С 1 июля 2010 года Комиссии были переданы полномочия по проведению расследований и иных процедурных действий, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза в отношении товаров, происходящих из иностранных государств.

Так, с 2011 года по настоящее время Комиссией было завершено 12 расследований: 6 антидемпинговых, направленных на устранение ущерба, наносимого отраслям промышленности ТС недобросовестной конкуренцией со стороны иностранных поставщиков, и 6 специальных защитных — против ущерба, наносимого резким ростом импорта в ТС.

6 июля 2010 года в силу вступил Таможенный кодекс Таможенного союза. Заработала единая система таможенного регулирования на таможенной территории трех стран. Приняты нормативные документы по таможенному администрированию, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы. Применяются единые правила определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров.

Создана система сопровождения процессов и нетарифного регулирования. Благодаря этому серьезно сократилось количество документов, необходимых для регистрации таможенных деклараций. Созданы общие правила декларирования товаров для бизнеса на таможенной территории ТС. Сам процесс таможенного оформления стал более прозрачным, единообразным и удобным для участников внешнеэкономической деятельности.

С целью повышения эффективности деятельности таможенных органов утвержден перечень пунктов пропуска через внешнюю границу ТС, обеспечено внедрение обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию ТС автомобильным и железнодорожным транспортом. Проведена работа по подготовке аналогичного решения для товаров, перевозимых воздушным транспортом.

За 2010–2014 годы существенно упрощены правила перемещения товаров, предназначенных для организации и проведения крупных международных спортивных мероприятий. Упрощено таможенное декларирование автомобильных транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных в государствах — членах Таможенного союза и Единого экономического пространства, выезжающих за пределы Таможенного союза порожними. При вывозе таких транспортных средств предусмотрено представление таможне только свидетельства об их государственной регистрации. Такие упрощения позволили улучшить условия по оказанию услуг при международной перевозке товаров, упростить совершаемые таможенные операции при пересечении таможенной границы и сократить время их проведения, а также повлияли на сокращение очередей в автомобильных пунктах пропуска.

На этом этапе интеграции организовано ведение таможенной статистики внешней и взаимной торговли Был создан единый статистический портал по десяти знакам ТН ВЭД. Это дает детальное представление о структуре операций, позволяя бизнесу стран ТС оперативно отслеживать недобросовестных иностранных конкурентов и аргументированно обращаться в Комиссию для проведения соответствующих расследований.

Во взаимной торговле в ТС применяется порядок взимания косвенных налогов, формируется практика обмена между налоговыми органами трех государств информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов.

Действует Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа

того в котором они подлежат уплате. Уплаченные пошлины распределяются в бюджеты трех стран согласно нормативам распределения: Беларусь — 4,7%, Казахстан — 7,33%, Россия — 87,97%.

С 1 июля 2011 года полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Беларусью, Казахстаном и Россией. Все виды таможенного контроля и оформления перенесены на внешнюю границу ТС. Завершено формирование единой таможенной территории. В ее пределах свободно перемещаются товары, транспортные средства ТС и третьих стран после их выпуска для внутреннего потребления на территории любого государства-члена.

К концу 2011 года сформирована база Таможенного союза, которая на этом этапе насчитывает свыше 70 международных договоров и более 900 решений Комиссии Таможенного союза.

16 июля 2012 года Совет Евразийской экономической комиссии утвердил новые редакции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и Единого таможенного тарифа Таможенного союза с учетом условий присоединения России к ВТО.

В целях дальнейшего упрощения перемещения товаров уже на этом этапе приступили к разработке Основных направлений совершенствования таможенного администрирования в ТС в 2012–2015 годах, реализация которых позволяет перейти на декларирование товаров преимущественно в электронном виде, обеспечит развитие технологий предварительного информирования и предварительного декларирования товаров. Ожидается, что эта работа будет способствовать переносу акцента таможенного контроля на контроль после выпуска товаров.

Деятельность в сфере технического регулирования, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, в том числе по разработке и принятию технических регламентов Таможенного союза (ТС) и межгосударственных стандартов явилась важнейшим направлением работы на этом этапе. Это ключевой элемент формирования единого рынка без технических барьеров, с едиными требованиями к безопасности товаров и унифицированной базой стандартов. Современная нормативная база в сфере технического регулирования также обеспечивает повышение конкурентоспособности продукции на единой таможенной территории за счет стимулирования технологического развития предприятий трех государств.

Евразийской экономической комиссии, начавшей функционировать 2 февраля 2012 года, были переданы все необходимые полномочия в сфере технического регулирования, фитосанитарных и ветеринарных мер. К концу 2012 года было принято 24 технических регламента. А к 1 января 2015 года в список принятых технических регламентов ТС вошло уже 35 документов, 32 из которых вступили в силу. К этому же времени число стандартов, содержащихся в перечнях стандартов к техрегламентам ТС, приблизилось к 8 000.

На этапе Таможенного союза были заложены правовые основы для функционирования остальных направлений деятельности, что позволило органично перейти к следующей стадии интеграции — Единому экономическому пространству (ЕЭП).

Список стран-участников Таможенного союза в 2020 году

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

Члены

В 2020 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

РоссияКазахстанБеларусьКыргызстанАрмения
85,33%7,11%4,55%1,9%1,11%

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Этапы формирования

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС. Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс. В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий:

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений, т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Анализ деятельности

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз (ТС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает – 7,11%;
  • Беларусь – 4,55%;
  • Кыргызстан – 1,9%;
  • Армения – 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза – eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год – Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год – Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год – ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год – вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год – таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 – 2013 годы – продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год – в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год – Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год – «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год – Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству экономики, мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких цен на нефть, газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами ВТО, хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому – периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный бюджет 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Ссылка на основную публикацию